Решение по делу № 33-929/2020 от 09.01.2020

    Строка 127г, госпошлина 0 руб.

Судья Валькова И.А.

    Докладчик Корепанова С.В.          Дело № 33-0929/2020         7 февраля 2020 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Смоленцева М.В.,

судей Корепановой С.В., Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Дивине А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Гуртовенко Н.Т. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным выписки из распоряжения об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности принять на учет, предоставить жилое помещение, с апелляционными жалобами истца Гуртовенко Н.Т. и ее представителя Марцинкевича В.Н. на решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 4 октября 2019 г.

Заслушав доклад судьи Корепановой С.В., судебная коллегия

    установила:

Гуртовенко Н.Т. обратилась в суд с иском к администрации МО «Город Архангельск» о признании незаконным выписки из распоряжения об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Мотивировала требования тем, что является инвалидом, страдает заболеванием, при котором имеет право на дополнительную жилую площадь. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент городского хозяйства администрации МО «Город Архангельск» с заявлением на получение дополнительной жилой площади. В ответ на заявление получила выписку из распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Указанная выписка является копией, не подписана, не имеет юридической силы.

В ходе рассмотрения дела по существу истец также просил возложить на администрацию МО «Город Архангельск» обязанность предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, с учетом права на дополнительную жилую площадь, соответствующее санитарным и техническим требованиям, не менее нормы предоставления в Архангельской области по заболеванию.

Истец, его представитель Марцинкевич В.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Представитель ответчика Цветков С.А. в суде с иском не согласился, указав, что отказ в постановке истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях обоснован. В связи с тем, что истец не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, оснований для предоставления ему во внеочередном порядке жилого помещения не имеется.

Судом принято решение, которым Гуртовенко Н.Т. отказано в удовлетворении иска к администрации МО «Город Архангельск» о признании незаконным выписки из распоряжения об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности принять на учет, предоставить жилое помещение.

С указанным решением не согласились Гуртовенко Н.Т. и ее представитель Марцинкевич В.Н., в поданных апелляционных жалобах просят его отменить.

В жалобах указывают, что Гуртовенко Н.Т. основывала свои требования на имеющихся в материалах дела медицинских документах, подтверждающих наличие у нее заболевания. Суду были предоставлены достоверные справки с кодом заболевания. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указали, что имеющееся Гуртовенко Н.Т. заболевание дает ей право на дополнительную жилую площадь. Данное заболевание установлено Врачебной Комиссией ГБУЗ Архангельской области «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. Обращают внимание на то, что дополнительная жилая площадь предоставляется сверх нормы. Нуждаемость Гуртовенко Н.Т. в жилом помещении не обусловлена обеспеченностью жилыми помещениями по норме предоставления или учетной норме, ветхостью жилья и иными обстоятельствами, а обусловлена исключительно состоянием здоровья. Именно по этому основанию она должна быть поставлена на учет в качестве нуждающегося в дополнительном жилом помещении.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом изложенных в апелляционных жалобах доводов, изучив материалы дела, заслушав истца Гуртовенко Н.Т., ее представителя Марцинкевича В.Н., поддержавших доводы жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела, что истец Гуртовенко Н.Т. является инвалидом и страдает заболеванием, входящим в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 г. № 991н. В Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. № 987н, указанное заболевание не включено.

Истец является нанимателем жилого помещения – квартиры <адрес>, общей площадью 63,3 кв.м, в котором зарегистрировано 3 человека.

ДД.ММ.ГГГГ Гуртовенко Н.Т. обратилась в департамент городского хозяйства Администрации МО «Город Архангельск» с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принятии на учет.

Распоряжением заместителя главы МО «Город Архангельск» от          ДД.ММ.ГГГГ Гуртовенко Н.Т. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (отсутствует статус малоимущей семьи).

Принимая решение об отказе истцу в иске, суд первой инстанции исходил из того, что для предоставления гражданину жилого помещения во внеочередном порядке по основанию п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ необходимы такие условия, как принятие его на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в соответствующем Перечне. Поскольку право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях Гуртовенко Н.Т. не подтверждено, то отказ ответчика в принятии истца на такой учет является правомерным, и оснований для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке (с учетом права на дополнительную площадь) не имеется.

Судебная коллегия с выводами суда согласна, находит их отвечающими требованиям закона, фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Таким образом, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1).

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ст. 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

Согласно ст. 17 вышеназванного Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г.     № 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (ч. 2); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с указанной даты (ч. 3).

Поскольку Жилищный кодекс РФ и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то их право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущими, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

Частью 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При этом в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Между тем документы, подтверждающие право Гуртовенко Н.Т. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства РФ, в материалы дела не представлены, малоимущей в установленном законом порядке она не признана, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о законности отказа органа местного самоуправления в принятии ее на соответствующий учет является правильным.

Само по себе наличие заболевания, входящего в установленный Правительством РФ перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма истца по правилам п. 3 ч. 2     ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, право гражданина, имеющего определенную форму заболевания, на дополнительную площадь, без соблюдения общих требований жилищного законодательства, не является самостоятельным основанием для принятия его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

При такой ситуации, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у суда первой инстанции не имелось.

Апелляционные жалобы по всем приведенным в них доводам удовлетворению не подлежат, поскольку основаны на ошибочном понимании закона, регулирующего спорные правоотношения сторон.

Материальный закон применен судом верно, процессуальных нарушений не допущено. Решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 4 октября 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы истца Гуртовенко Н.Т. и ее представителя Марцинкевича В.Н. - без удовлетворения.

        Председательствующий                                             М.В. Смоленцев

Судьи                                                         С.В. Корепанова

                                      Е.В. Кучьянова

33-929/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Гуртовенко Нина Тимофеевна
Ответчики
Администрация МО Город Архангельск
Другие
Марцинкевич В.Н.
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Корепанова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
10.01.2020Передача дела судье
05.02.2020Судебное заседание
07.02.2020Судебное заседание
20.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2020Передано в экспедицию
07.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее