Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2019 года г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Бектемировой С.Ш.,
при секретере Шахруевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ибрагимовой Натальи Геннадьевны к Правительству Астраханской области, Министерству финансов <адрес> о признании бездействий незаконными и взыскании убытков,
установил:
Истец обратилась в суд к ответчику о признании бездействия незаконным, взыскании убытков, в обоснование своих требований, указав, что решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены исковые требования по гражданскому делу по иску прокурора <адрес> в ее интересах к <адрес> об обязании предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Судом было принято решение обязать <адрес> предоставить ей (ФИО1), жилое помещение по договору по договору найма специализированных жилых помещений.
Решение суда ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу и обращено к исполнению. Исполнительное производство находится в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>.
До настоящего времени исполнительное производство не окончено, истцу жилье не предоставлено. Судебное решение фактически не исполняется с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, то есть на протяжении более 4 с половиной лет.
С данным бездействием со стороны ответчика по вопросу неисполнения указанного выше решения суда о предоставлении ей жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения она не согласна считает его незаконным, в связи, с чем обратилась в суд и просит признать незаконным бездействие <адрес>, выразившееся в неисполнении обязательств по предоставлению в установленный законом срок ФИО1 благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Истица также просила суд взыскать с Министерства финансов <адрес> за счет средств бюджета <адрес> в пользу нее 60000 рублей в качестве возмещения убытков, понесенных в связи с оплатой жилья по договору найма от ДД.ММ.ГГГГ за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО1 и ее представитель ФИО4 действующий на основании ордера, исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика <адрес> ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, поскольку ФИО1 может проживать в реабилитационном центре.
Представитель Министерства <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела и исполнительного производства, приходит к следующему.
Статьей 53 Конституции РФ, каждому гарантировано право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Положение ст. 16 ГК РФ установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Применение данной меры гражданско-правовой ответственности возможно при доказанности совокупности следующих условий: неправомерность решений, действий (бездействия) государственных или муниципальных органов; наличие вреда или убытков, причиненных лицам или их имуществу; причинная связь между неправомерными решениями, действиями (бездействием) должностных лиц и наступившими последствиями; виновность должностного лица, если вред наступил вследствие принятия этим лицом неправомерного решения. При этом для возникновения права на возмещение убытков истец обязан доказать факт причинения вреда конкретным лицом, размер убытков, а ответчик - отсутствие вины.
В судебном заседании установлено, что решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск прокурора <адрес>, суд обязал <адрес> предоставить ФИО6 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Из представленного в материалы дела исполнительного производства усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МООИП УФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника: Правительство по <адрес> на основании исполнительного документа, выданного Кировским районным судом <адрес> по гражданскому делу №//2014. Предмет исполнения: обязать <адрес> предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в пользу взыскателя ФИО1
В постановлении о возбуждении исполнительного производства установлен пятидневный срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований. Должник предупрежден о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения.
В связи с возбуждением исполнительного производства №-ИП, <адрес> направило судебному приставу-исполнителю МООИП УФССП России по <адрес> письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что по информации министерства строительства и дорожного хозяйства <адрес> на территории муниципального образования «<адрес>» планируется строительство двух трехэтажных 30-квартирных жилых домов по <адрес>-сметная документация разработана. ФИО1 (Абакумова) Н.Г. будет обеспечена жилым помещением по мере реализации указанных мероприятий.
ДД.ММ.ГГГГ определением Кировского районного суда <адрес> предоставлена отсрочка исполнения решения суда в отношении взыскателя ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением исполнительного документа должником в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем МООИП УФССП России по <адрес> вынесено постановление о взыскании с должника <адрес> исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
До настоящего времени жилое помещение истцу ФИО1 не предоставлено, исполнительное производство не окончено.
Решением Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 45000 рублей.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Распоряжением Правительства Астраханской области от 21 марта 2013 №124-Пр «Об уполномоченном органе», уполномоченным исполнительным органом по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений», определено Министерство социального развития и труда <адрес> в части организации деятельности по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктами 22, 29 Положения об организации отдельных мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрено, что главным распорядителем средств бюджета <адрес>, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство. Распределение детям, оставшимся без попечения родителей, приобретенных за счет средств бюджета <адрес> жилых помещений, осуществляется межведомственной комиссией, созданной Министерством. По результатам работы комиссии составляется распределение социальной выплаты в текущем году между претендентами в порядке нахождения их в сводном списке, в пределах объема ассигнований на текущий год.
Согласно ст. 26.3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» формирование сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по <адрес> и <адрес>, осуществляется министерством социального развития и труда <адрес> на основании сведений, ежеквартально предоставляемых районными органами опеки и попечительства. Сводный список формируется исходя из даты рождения лиц указанной категории.
Ежегодно министерство оформляет извлечение из сводного списка, в которое включаются лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые приобрели право на обеспечение жилым помещением.
В соответствии с указанным законом жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес> предоставляются с учетом очередности лиц данной льготной категории, включенным в извлечение из сводного списка, в следующем порядке:
в первую очередь, имеющиеся на территории муниципального района, городского округа <адрес> жилые помещения предоставляются с учетом очередности лицам, включенным в список граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по данной льготной категории (далее - список), в соответствующем муниципальном районе или городском округе <адрес>;
в случае отсутствия жилых помещений для предоставления лицу, включенному в список в границах муниципального района, городского округа <адрес>, ему может быть предоставлено жилое помещение в другом муниципальном районе или городском округе <адрес> с учетом очередности при наличии незаселенных помещений.
Из материалов исполнительного производства также усматривается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по <адрес> состоит 157 лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Право на обеспечение жилым помещением возникло у 91 гражданина указанной категории, из которых в отношении 29 приняты судебные решения об обеспечении жилыми помещениями.
Таким образом, согласно извлечению из сводного списка на 2017 год ФИО7 включена в первичный список по <адрес> и состоит в нем под номером 34.
По информации агентства по управлению государственным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № М-1-3095/2 жилые помещения для данной льготной категории граждан, свободные от прав третьих лиц, на территории <адрес> и <адрес> отсутствуют. Вместе с тем, в декабре 2016 года были приобретены 10 жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>.
В соответствии с информацией министерства финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № во исполнение пункта 1 протокола рабочего совещания под председательством вице-губернатора - председателя <адрес> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ министерством финансов <адрес> совместно с министерством строительства и дорожного хозяйства <адрес> направлена информация в Министерство финансов Российской Федерации об объеме средств, необходимом для завершения строительства жилых домов для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, ввод в эксплуатацию которых возможен в 2016-2017 годах при условии выделения дополнительных денежных средств из федерального бюджета. В настоящее время проводится работа по решению данного вопроса.
На обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете <адрес> на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» в региональном бюджете предусмотрены средства в объеме 100,00 млн. рублей. Кроме того, согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> объем субсидии из федерального бюджета в 2017 году составит 68713,2 млн. рублей.
Согласно письму министерства строительства и дорожного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № подготовлена проектносметная документация и получены положительные заключения экспертизы на двух трехэтажных 36-квартирных жилых домов по <адрес> в <адрес>.
При выделении дополнительных лимитов государственных капитальных вложений будет проведен аукцион по определению подрядной организации на строительно-монтажные работы.
По мере реализации мероприятий министерством строительства и дорожного хозяйства <адрес> по формированию
специализированного жилищного фонда в необходимом объеме, в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» межведомственной комиссией по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет принято решение об обеспечении ФИО7 жилым помещением.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на учете в качестве нуждающихся в
обеспечении жилыми помещениями по муниципальному образованию
«<адрес>» состоит 1179 лиц из числа детей, оставшихся без
попечения родителей. Право на обеспечение жилым помещением возникло у
911 граждан указанной категории, из которых в отношении 367 приняты
судебные решения об обеспечении жилыми помещениями.
Согласно информации министерства финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете <адрес> на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов» министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в следующем объеме:
-2019 год 157,4 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 80,7 млн. рублей;
-2020 год 176,2 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 83,9 млн. рублей;
- 2021 год 360,7 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 83,9 млн. рублей;
В проекте закона <адрес> «О внесении изменений в <адрес> «О бюджете <адрес> на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> увеличены бюджетные ассигнования на вышеуказанные мероприятия в 2019 на 100,0 млн. рублей, таким образом, общий объем ассигнований составил 257, 4 млн. рублей.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проживала в арендуемом жилом помещении по адресу: <адрес>, что подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ
За период с ДД.ММ.ГГГГ по октябрь 2019 г. истцом произведены расходы за найм жилого помещения в размере 60 000 рублей, что подтверждается представленными в материалы дела расписками.
Для наступления ответственности, предусмотренной ст. ст. 15, 16 ГК РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, его вину в причинении вреда, причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у потерпевшего неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков.
Отсутствие одного из названных условий влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении убытков.
В обоснование исковых требований истец указала, что причинение убытков связано с неисполнением ответчиком <адрес> решения Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения.
Доводы истца о причинении <адрес> убытков в результате неисполнения решения суда о предоставлении жилого помещения, несостоятельны, поскольку обеспечение истца жилым помещением является мерой социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей со стороны государства.
Возмещение расходов на коммерческий наем жилых помещений в качестве мер социальной поддержки для истца законом не предусмотрено. Финансирование программы по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями осуществляется в пределах выделенных государственному органу на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков. Принимая во внимание, что финансирование программы по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями осуществляется в пределах выделенных государственному органу на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, суд не усматривает со стороны <адрес> бездействия по исполнению судебного решения. Причины, связанные с неисполнением решения суда, являются объективными и не связанными с волеизъявлением должника <адрес>. Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения министерством комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, что ограничено бюджетным финансированием и установленной Порядком административной процедурой.
Пунктом 3 ст. 17 Конституции РФ установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Таким образом, при исполнении решения суда должны быть учтены интересы других граждан, в данном случае - лиц, состоящих на учете на получение жилого помещения, у которых по времени обращения с заявлением на предоставление жилого помещения право возникло ранее, чем у истца.
Истцом не доказан факт причинения вреда ответчиком, не представлены доказательства неправомерности решений, действий (бездействия) государственного органа, доказательства вины причинителя вреда, не установлена причинная связи между неправомерными решениями, действиями (бездействием) государственного органа и наступившими последствиями в виде убытков, связанных с наймом жилого помещения.
В установленном законом порядке действие (бездействие) должника по исполнительному производству – <адрес> по исполнению решения суда не признано незаконным, в связи с чем оснований для возложения ответственности в соответствии со ст. ст. 15, 16, 1064, 1069 ГК РФ на указанных ответчиков не имеется, как не имеется и оснований для признания незаконным бездействия <адрес>, выразившиеся в неисполнении обязательств по предоставлению жилого помещения.
руководствуясь ст.ст. 194,196-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Ибрагимовой Натальи Геннадьевны к Правительству Астраханской области, Министерству финансов Астраханской области о признании бездействий незаконными и взыскании убытков – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца, со дня изготовления полного текста решения.
Полный текст решения изготовлен 28 ноября 2019 года.
Судья