Судья Басинская Е.В. 33а-12513/2019 019а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 сентября 2019 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Полынцева С.Н.,
судей Жуля А.В., Шавриной А.И.,
при секретаре Малышевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуля А.В.
административное дело по административному исковому заявлению Шарифулина Дмитрия Михайловича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю о признании незаконными действий, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Шарифулина Д.М.,
на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 20 июня 2019 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Шарифулин Д.М. обратился в суд с указанным административным иском. Требования мотивированы тем, что приговором Ленинского районного суда г. Красноярска от 27.09.2016 года Шарифулин Д.И. был осужден по ч.1 ст.318 УК РФ к штрафу в размере 30 000 рублей. Постановлением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 09.11.2018 года вышеуказанная судимость была снята. Шарифулин Д.М. обратился к начальнику ГУ МВД России по Красноярскому краю с просьбой распорядиться удалить информацию о его судимости из базы данных. Однако 12.02.2019 года получил ответ, что несмотря на снятие судимости информация о ней все равно будет указываться в справке о наличии (отсутствии) судимости, поскольку в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом МВД РФ от 07.11.2011г. №1121 в форме справки имеется графа, в которой можно указывать сведения о снятой судимости.
Просит признать незаконным отказ в удалении информации о его судимости по ч.1 ст.318 УК РФ по приговору Ленинского районного суда г. Красноярска от 27.09.2016 года из базы данных ГУ МВД РВ по Красноярскому краю от 11.02.2019г. №; признать незаконными действия по хранению информации о его снятой судимости по ч.1 ст.318 УК РФ по приговору Ленинского районного суда г. Красноярска от 27.09.2016г. в базе данных ГУ МВД РФ по Красноярскому краю; возложить на ответчика обязанность удалить из базы данных информацию о судимости.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Шарифулин Д.М. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, и удовлетворить заявленные требования. Ссылается на незаконность оспариваемого отказа, нарушающего его права.
Выслушав административного истца и его представителя поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что исключение из учетов информации о привлечении истца к уголовной ответственности, в том числе сведений о снятой судимости, законодательством не предусмотрено; само же по себе наличие такой информации в отношении гражданина в учетах органов исполнительной власти в сфере внутренних дел не влечет ограничений его гражданских прав.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Так, при рассмотрении административного дела судом было установлено, что Шарифулин Д.М. ранее судим, судимость погашена.
11 февраля 2019 года на письменное интернет обращение Шарифулина Д.М. от 27.01.2019 года начальником информационного отдела ГУ МВД России по Красноярскому краю- ФИО8 был дан ответ о том, что информация о привлечении к уголовной ответственности и осуждении граждан, подлежит хранению в соответствующих учетах МВД России, согласно срокам хранения учетных документов, независимо от снятия и погашения судимости, не подлежит снятию с учета до истечения срока, установленного нормативными правовыми актами МВД России.
Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что информационный центр использует в своей деятельности федеральную информационную систему, созданную в целях реализации полномочий органов государственной власти по предупреждению, выявлению, раскрытию, расследованию преступлений и предназначенную для информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов. Персональные данные субъекта, находящиеся на оперативно-справочном учете Информационного центра, не являются общедоступной информацией, их обработка осуществляется в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
В соответствии с нормативными положениями статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон "О полиции") полиция вправе обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных (часть 1); внесению в банки данных подлежит информация о лицах, осужденных за совершение преступления (пункт 2 части 3); полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий (часть 4); информация, содержащаяся в банках данных, представляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 5); обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных (часть 7); персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей (часть 8).
Обработка персональных данных, содержащих информацию о лицах, подвергавшихся уголовному преследованию, включая их хранение для определенных и законных целей, осуществляется на законной и справедливой основе, обеспечивает точность персональных данных, их достаточность, актуальность по отношению к целям обработки персональных данных, поэтому соответствует принципам, закрепленным статьей 5 Федерального закона "О персональных данных".
Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.
Для поиска информации о наличии (отсутствии) неснятых или непогашенных судимостей по учетам ГИЦ МВД России, информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации необходим полный комплекс установочных данных, позволяющий достоверно установить, во-первых, факт наличия (отсутствия) неснятых или непогашенных судимостей и, во-вторых, факт того, что эти сведения относятся именно к конкретному лицу.
Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее - Положение), утвержденное Приказом МВД России и Генеральной прокуратуры РФ от 29.12.2005 N 39/1070, определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.
В силу пп. 27, 28 Положения учету подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям и основаниями учета преступлений являются: постановление о возбуждении уголовного дела, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее не учтенному преступлению.
Пунктами 40, 41 Положения предусмотрено, что учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям и основания учета лица, совершившего преступление является: обвинительное заключение, обвинительный приговор, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.
Изготовление справок о наличии (отсутствии) судимости осуществляется в соответствии с требованиями Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного Приказом МВД России от 7 ноября 2011 года N 1121 (далее - "Административный регламент").
В соответствии с пунктом 74.3 Административного регламента в графе "имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации" при наличии сведений об имеющейся и имевшейся ранее судимости указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, дата и основание освобождения, основания снятия судимости. В соответствии с внесенными изменениями Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19.02.2015 года N 263 в указанные справки не предусмотрено внесение информации о погашении судимости согласно статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 4.5 приложения N 1 к "Наставлению по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Приказом МВД России от 12.02.2014 года N 89дсп, на пофамильный учет ставятся граждане Российской Федерации, осужденные на территории субъекта Российской Федерации к иным видам наказания, кроме лишения свободы. В соответствии с п. 8.1 того же приложения, одним из учетных документов, используемых для формирования пофамильных учетов, является учетная алфавитная карточка формы 1. В соответствии с п. 15.2.г учетные алфавитные карточки формы 1 в пофамильных картотеках на осужденных лиц хранятся до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости независимо от срока и вида наказания.
Какой-либо нормативный правовой акт, содержащий иное предписание о сроке хранения названных учетных документов, отсутствует.
Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию, предназначен для подтверждения наличия (отсутствия) в отношении лица сведений о факте уголовного преследования.
Необходимость в обработке и хранении указанных сведений обусловлена помимо прочего требованиями отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, в том числе при приеме на государственную гражданскую службу, в органы и учреждения прокуратуры, в органы внутренних дел, при назначении на должность судей, педагогических работников и другими, предусматривающими соответствующие ограничения независимо от снятия либо погашения судимостей.
Шарифулин Д.М. не отрицает факт привлечения его к уголовной ответственности в прошлом, в связи с чем, хранение на пофамильном учете в банке данных ИЦ информации на него как о лице, подвергшемся уголовному преследованию, соответствует Наставлению по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Приказом МВД России от 12.02.2014 N 89дсп, и прав административного истца, предусмотренных Конституцией РФ, другими нормативно-правовыми актами РФ, не нарушает; погашение судимости не является основанием для исключения сведений о привлечении лица к уголовной ответственности (имевшейся судимости) из информационной базы данных,
Изложенное опровергает утверждения административного истца о незаконных, нарушающих его права, действиях и решениях административного ответчика.
При таких данных, суд правомерно оставил административный иск без удовлетворения. Решение суда является законным и обоснованным; оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, должным образом мотивированы, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227, статьи 62 КАС РФ и без нарушения иных норм процессуального права; оценка доказательств произведена по правилам статьи 84 КАС РФ и является надлежащей.
Доводы апелляционной жалобы основанием для отмены или изменения решения суда не являются; направлены на переоценку доказательств и при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Наличие в информационных базах данных, предусмотренных законом, сведений о наличии судимости административного истца не ущемляет прав последнего, поскольку никем не оспаривается, что судимость заявителя погашена, соответственно аннулированы все правовые последствия, связанные с ней; при этом, напротив, действия административного ответчика по сохранению внесенных в базу данных сведений о привлечении заявителя к уголовной ответственности и их сохранение, требованиям действующего законодательства соответствуют и прав Шарифулина Д.М. не нарушают, препятствий к осуществлению его прав и свобод не создают.
Аргументы апелляционной жалобы о том, что сведения о судимости Шарифулина Д.М. подлежат исключению из информационной базы ввиду того, что он является лицом, не имеющим судимости, основаны на неправильном понимании законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения. Информация в отношении осужденных лиц подлежит хранению в базах данных независимо от факта снятия или погашения судимости; срок ее хранения в настоящем деле не наступил.
Нарушений норм материального права, в частности, положения статьи 37 Конституции Российской Федерации, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьи 10 Федерального закона "О персональных данных", судом не допущено; суждения административного истца об обратном основаны на неверном толковании заявителем положений действующего законодательства; нормы основного закона и международного законодательства не регламентируют порядок обработки персональных данных, а также правила ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию; оснований полагать, что государством допущено чрезмерное вмешательство в личную жизнь заявителя не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 20 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: