Дело № 2-58/2021
22RS0066-01-2020-001700-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 апреля 2021 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Косиловой Д.В.,
при секретаре Кузвесовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валингер (Беляковой) Анастасии Сергеевны к краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» о возложении обязанности произвести ремонт,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Валингер А.С. обратилась в суд с иском к КГКУ «Региональное жилищное управление», просила признать бездействие КГКУ «Региональное жилищное управление» по ненадлежащему исполнению обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Алтайский край, Тальменский район, с.Озерки, ул. Юбилейная, д. 7, в котором находится сданное в наем жилое помещение, а именно квартира №17 указанного дома, и осуществлению капитального ремонта жилого помещения незаконными; обязать ответчика произвести ремонт в жилых комнатах, а также в кухне квартиры по адресу: Алтайский край, Тальменский район, с. Озерки, ул. Юбилейная, д. 7, кв. 17, произвести ремонт кровли и стыков стеновых панелей по периметру квартиры по указанному адресу.
В обоснование иска указано, что на основании договора найма жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 28.12.2015 № 1116/15-юо истцу предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: Алтайский край, Тальменский район, с. Озерки, ул. Юбилейная, 7 кв. 17, которое находится в собственности Алтайского края. В Алтайском крае с 01.08.2016 все полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, переданы КГКУ «Региональное жилищное управление».
Согласно ч. 1, 3 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.
Согласно п.п. 2, 3 части второй ст. 65 Жилищного кодекса РФ, в обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма в числе прочих входят: участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществление капитального ремонта жилого помещения;
Согласно разделу III договора найма жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 28.12.2015 № 1116/15-юо, наймодатель обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц, пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, являющееся благоустроенным применительно к условиям с. Озерки; принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции жилого дома (когда ремонт или реконструкция не могут быть произведены без выселения нанимателя) жилое помещение маневренного фонда (из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека) в границах с. Озерки без расторжения настоящего договора. Переселение Нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно (по окончании капитального ремонта или реконструкции) осуществляется за счет средств наймодателя; информировать нанимателя о проведении капитального ремонта или реконструкции дома не позднее чем за 30 дней до начала работ; принимать участие в своевременной подготовке жилого дома, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, к эксплуатации в зимних условиях; обеспечивать предоставление нанимателю коммунальных услуг; соблюдать при переустройстве и перепланировке жилого помещения требования, установленные Жилищным кодексом Российской Федерации; предоставить другое благоустроенное жилое помещение в границах с. Озерки в случае расторжения настоящего договора по основаниям и в порядке, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации; заключить договор социального найма в отношении занимаемого жилого помещения без выселения нанимателя и членов его семьи после окончания срока действия настоящего договора при отсутствии оснований для заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок.
При этом в нарушение ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 59-ФЗ, за период с 28.12.2015 по настоящее время контроль за использованием сохранностью предоставленного истцу жилого помещения, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилого помещения, а также осуществление контроля за распоряжением имуществом должностными лицами КГКУ «Региональное жилищное управление» не осуществлялись на протяжении более 4 лет, в результате чего, согласно акту визуального осмотра жилого многоквартирного дома и квартиры, составленному Инспекцией строительного и жилищного надзора 23.12.2019, в жилых комнатах, а также в кухне в стыках стеновых панелей по периметру наружной стены обнаружены влажные темные пятна, намокание и отслоение обоев, со стороны фасада в районе жилой комнаты (зал) наблюдается участок выпадения раствора из стыка стеновой панели. Осмотреть покрытии крыши не представилось возможным по причине наличия снежного покрова (крыша плоская).
В нарушение постановления Администрации Алтайского края от 24.04.2015 № 156 (ред. от 24.06.2019), до настоящего времени КГКУ «Региональное жилищное управление» не приняты меры по актуализации программы капитального ремонта и переноса срока капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: с. Озерки, ул. Юбилейная, 7, не инициировано собрание собственников жилья, не решен вопрос о переносе срока проведения капитального ремонта многоквартирного дома на более ранний срок, что говорит о бездействии должностных лиц собственника специализированного жилого помещения в лице КГКУ «Региональное жилищное управление» по осуществлению контроля за специализированным жилым помещением, что привело к ухудшению состояния жилого помещения и невозможности дальнейшего проживания в жилом помещении в связи с ненадлежащим санитарным состоянием квартиры.
На основании изложенного истец вынуждена обратиться в суд.
В судебном заседании истец Валингер А.С. на удовлетворении иска настаивала по основаниям, изложенным в нем. После проведения судебной строительно-технической экспертизы исковые требования уточнила, просила признать бездействие КГКУ «Региональное жилищное управление» по ненадлежащему исполнению обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Алтайский край, Тальменский район, с.Озерки, ул. Юбилейная, д. 7, в котором находится сданное в наем жилое помещение, а именно квартира №17 указанного дома, и осуществлению капитального ремонта жилого помещения незаконными; обязать ответчика произвести ремонт (отделку) внутри квартиры, электропроводки, вентиляции, произвести ремонт кровли над квартирой, стыков стеновых панелей по периметру квартиры по указанному адресу в соответствии с заключением эксперта №2270/20 от 19.02.2021 года.
Представитель ответчика краевого государственного казенного учреждения «Региональное жилищное управление» Петренко Е.С., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указывая на то, что надлежащим ответчиком в данном случае будет являться ТСЖ «Наш Дом».
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края Диденко Н.Ф., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, аналогичном по содержанию отзыву ответчика.
Представитель третьего лица ТСЖ «Наш Дом» Зарубина Т.Ф. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Третье лицо Госинспекция Алтайского края в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассматривать дело в их отсутствие.
Суд, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Закона лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 1 статьи 8 Закона).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (пункт 2 названной статьи).
Согласно ч.1 ст.672 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Жилищным кодексом установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (ч. ч. 1 и 2 ст. 15 ЖК РФ).
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В силу п.8 ч.1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.1 ст. 17-1 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС (ред. от 06.07.2016) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети (лица), оставшиеся без попечения родителей), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, краевым государственным казенным учреждением "Региональное жилищное управление" (далее - уполномоченное краевое учреждение) в порядке, установленном Администрацией Алтайского края, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
До внесения изменений в настоящий закон уполномоченным органом являлось Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
В соответствии с п.3.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 28.07.2014 N 351, обеспечение жилыми помещениями детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем: 1) строительства жилых помещений для детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, на территории Алтайского края; 2) приобретения жилых помещений для детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, на территории Алтайского края.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Валингер (добрачная фамилия Белякова) А.С., 16.07.1990 года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривалось ответчиком.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Барнаула от 26.09.2014 года на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу предоставить Беляковой А.С. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м. в с.Озерки Тальменского района Алтайского края.
На основании государственного контракта №2015.439705 Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в собственность Алтайского края приобретена в том числе квартира, расположенная по адресу: Алтайский край, Тальменский район, с.Озерки, ул.Юбилейная, д.7, кв.17, что подтверждено копией государственного контракта, актом приема-передачи жилого помещения от 15.12.2015 года, копией свидетельства о государственной регистрации права.
На основании договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №1116/15-юо от 28.12.2015г., Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края Беляковой А.С. передано во владение и пользование жилое помещение, состоящее из квартиры общей площадью 46,4 кв.м, расположенное по адресу: Алтайский край, Тальменский район, с.Озерки, ул.Юбилейная, д.7, кв.17, для временного проживания в нем.
На основании распоряжения Главного управления имущественных отношений Алтайского края №1606 от 03.10.2016 года указанное выше жилое помещение передано от Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на баланс краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление».
В силу пункта 1 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания.
Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении (п. 2 ст. 676 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Согласно подпунктам 1,2 пункта раздела III договора найма от №1116/15-юо от 28.12.2015г., заключенного между Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края и Беляковой (Валингер) А.С., наймодатель обязался передать нанимателю пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, являющимся благоустроенным применительно к условиям с.Озерки; принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт.
Подпунктом 2 пункта 4 статьи 8 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Из совокупности приведенных выше норм законодательства следует, что договор найма должен быть заключен в отношении жилого помещения, которое отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Проживающие в таком жилом помещении граждане должны иметь возможность для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием.
Исходя из вышеизложенного юридически значимыми по делу обстоятельствами являются установление соответствия состояния спорной квартиры требованиям законодательства, исполнения наймодателем обязанности надлежащего содержания, принадлежащего ему имущества, обусловлено ли приведение квартиры в надлежащее состояние неисполнением органом исполнительной власти своей обязанности по надлежащему контролю, содержанию и предоставлению жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, объем необходимых отделочных и строительно-ремонтных работ в предоставленной истцу квартире.
Между тем, как было установлено в результате судебного разбирательства, ответчиком принятые на себя обязательства по договору найма жилого помещения перед Валингер (Беляковой) А.С. не выполнены.
Как следует из ответа прокуратуры Тальменского района Алтайского края от 03.04.2020 года №52ж-2020, в нарушение ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, за период с 28.12.2015 по настоящее время контроль за использованием и сохранностью жилого помещения нанимателя и членов семьи нанимателя за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилого помещения, а также осуществление контроля за распоряжением имуществом должностными лицами КГКУ «Региональное жилищное управление» не осуществлялись на протяжении более 4 лет, в результате чего, согласно акту визуального осмотра жилого многоквартирного дома и квартиры, в котором проживает истец, составленному Инспекцией строительного и жилищного надзора 23.12.2019, в жилых комнатах квартиры, а также в кухне в стыках стеновых панелей по периметру наружной стены обнаружены влажные темные пятна, намокание и отслоение обоев, со стороны фасада в районе жилой комнаты (зал) наблюдается участок выпадения раствора из стыка стеновой панели.
Должностным лицом прокуратуры также установлено, что Валингер А.С. обращалась в период 2018-2020 годов в государственные учреждения, контролирующие органы и органы местного самоуправления по вопросу ремонта общего имущества многоквартирного дома - крыши, так как в квартире, в которой проживает, протекает потолок, сыреют и покрываются плесенью стены, разрушается стена, меры приняты не были, так как в нарушение постановления Администрации Алтайского края от 24.04.2015 № 156 (ред. от 24.06.2019), до настоящего времени не приняты меры собственником квартиры в лице КГКУ «Региональное жилищное управление» по актуализации программы капитального ремонта и переноса срока капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: с. Озерки, ул. Юбилейная, 7, не инициировано собрание собственников жилья, не решен вопрос о переносе срока проведения капитального ремонта многоквартирного дома на более ранний срок, что говорит о бездействии должностных лиц собственника специализированного жилого помещения в лице КГКУ «Региональное жилищное управление» по осуществлению контроля за специализированным жилым помещением, что привело к ухудшению состояния жилого помещения и невозможности дальнейшего проживания гражданина в жилом помещении в связи с ненадлежащим санитарным состоянием квартиры.
Для определения соответствия спорного жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, было назначено проведение строительно-технической экспертизы в ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы», согласно заключению которой квартира №17 в доме №7 по ул. Юбилейная в с.Озерки Тальменского района Алтайского края не соответствует ряду строительных, санитарно-гигиенических норм и правил, а также требованиям, предъявляемым к многоквартирным жилым домам и расположенным в них жилым помещениям.
Так, экспертом отмечено, что согласно п.2.10*. СНиП П-3-79 «Строительная теплотехника. Нормы проектирования»: Температура внутренней поверхности ограждающей конструкции по теплопроводному включению (диафрагмы, сквозного шва из раствора, стыка панелей, жестких связей стен облегченной кладки, элементов фахверка и др.) должна быть не ниже температуры точки росы внутреннего воздуха при расчетной зимней температуре наружного воздуха (согласно п. 2.3*). При этом согласно п.5.1, и п.5.7. СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»: требование о том, что температура внутренней поверхности ограждающей конструкции здания должна быть не ниже температуры точки росы внутреннего воздуха, относится к санитарно-гигиеническим требованиям. В результате экспертного осмотра установлено, что значение температур внутренних поверхностей ограждающих конструкций в помещениях жилой комнаты, спальни и кухни исследуемой квартиры не соответствуют требованиям п.2.10*. СНиП П-З- 79 «Строительная теплотехника. Нормы проектирования» в части наличия условий для выпадения конденсационной влаги поверхностях ограждающих конструкций, то есть промерзания.
Кроме того, максимальная величина воздухообмена на входе в вентиляционный канал уборной исследуемой квартиры составляла 17,28 м3/час, что не соответствует требованиям п.4.4. СНиП Н-Л.1-71* «Жилые здания. Нормы проектирования» (нормативное значение воздухообмена кухни при наличии двух конфорочной газовой плиты составляет не менее 60 м3/час, нормативное значение воздухообмена уборной составляет не менее 25 м3/час, нормативное значение воздухообмена уборной составляет не менее 25 м3/час) и требованиям п.5.7.1. МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (расчетные температуры, кратности и нормы воздухообмена для различных помещений жилых домов должны соответствовать установленным требованиям). Из чего экспертом сделан вывод, что система вентиляции исследуемой квартиры не функционирует надлежащим образом, что не соответствует требованиям п.4.1. СНиП II-Л.1-71* «Жилые здания. Нормы проектирования».
Герметизация стыков наружных стеновых панелей исследуемой квартиры выполнена с использованием цементно-песчаного раствора, кроме того, имеются повреждения (трещины, локальное разрушение) герметизации стыков наружных стеновых панелей, что не соответствует требованиям п.4.2.1.7. МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (герметизация стыков панелей должна осуществляться с использованием герметизирующих мастик) и п.4.2.1, и рис. 3 ТР 196-08 «Технических рекомендаций по технологии герметизации и уплотнения стыков наружных стеновых панелей» (для герметизации межпанельных стыков рекомендуется применять одно- и двухкомпонентные отверждающиеся мастики, которые после отверждения превращаются в резиноподобные эластичные герметики).
Имеются следы увлажнения (разводы белого цвета, высолы на наружных поверхностях стеновых панелей в зоне под карнизными плитами, что не соответствует требованиям п.4.2.1.1. МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:... устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен) и требованиям п.4.2.1.6. МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (чтобы предотвратить разрушения облицовки, штукатурки и окрасочных слоев фасада следует не допустить увлажнение стен атмосферной, технологической, бытовой влагой).
Имеются повреждения (локальное разрушение бетона, оголение и коррозия арматуры) карнизных сборных железобетонных плит, как над помещениями исследуемой квартиры, так и над другими квартирами, что не соответствует требованиям п.4.6.1.4. МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (разрушенные защитные слои железобетонных несущих элементов крыш и выбоины с частичным оголением арматуры необходимо восстанавливать, а трещины - заделывать цементным раствором. Если повреждения привели к потере несущей способности конструктивных элементов, то их следует усилить или заменить).
На кровле имеются выпуски вентиляционных шахт, выполненные с использованием сборных железобетонных вентиляционных блоков, над выпусками части вентиляционных шахт отсутствуют зонты, что не соответствует требованиям п.5.7.2, и п.5.7.9. МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить:... устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов. Оголовки центральных вытяжных шахт естественной вентиляции должны иметь зонты и дефлекторы).
Бетон выпусков вентиляционных шахт имеет массовые повреждения (выкрашивание, шелушение и расслоение), наличие данных повреждений свидетельствует об исчерпании бетоном свойств морозостойкости согласно п.5.2.4.4. ГОСТ 10060- 2012 «Бетоны. Методы определения морозостойкости» (на образцах не счерпавших свойств морозостойкости, не должно быть трещин, сколов, шелушения ребер).
В результате исчерпания бетоном выпуска вентиляционных шахт над квартирой №17 бетоном свойств морозостойкости, происходит засорение вентиляционных каналов выпуска продуктами разрушающегося бетона, что привело засорению вентиляционного канала и к отсутствию надлежащего функционирования системы вентиляции исследуемой квартиры.
Кровельное покрытие над исследуемой квартирой имеет следующие дефекты и повреждения:
имеются локальные повреждения верхнего слоя водоизоляционного ковра (трещины, пробоины), также имеются следы ремонтных работ по устранению данных повреждений (установка заплат, проливка битумной мастикой);
имеются массовые вздутия кровельного ковра (наличие данных участков свидетельствует об отсутствии надлежащего склеивания (адгезии) кровельного ковра с основанием),
что не соответствует требованиям п.4.6.1.1. МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;... защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования) и требованиям п.4.6.1.2. МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформаций в кровельных несущих конструкциях:... в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев). Кроме того, согласно п.5.1.16. СП 17.13330.2017 «Кровли. Актуализированная редакция СНиП И-26-76»: прочность сцепления нижнего слоя водоизоляционного ковра с основанием под кровлю и между слоями должна быть не менее 0,05 МПа, наличие массовых вздутий кровельного ковра, свидетельствующих об отсутствии надлежащего склеивания (адгезии) кровельного ковра с основанием, не допускается согласно п.2.46. СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные покрытия» и п.5.9.7. СП 71.13330.2017 «Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализированная редакция СНиП 3.04.01-87».
В помещении спальни исследуемой квартиры имеется вскрытая разветвительная коробка электропроводки, а также локальный участок электропроводки, на котором имеется разрушение штукатурного слоя. Соединение жил проводов в разветвительной коробке выполнено на скрутках с изоляцией лентами, соединение жил проводов на участке электропроводки, на котором имеется разрушение штукатурного слоя, также выполнено на скрутках с изоляцией лентами, кроме того, на одной из жил провода имеется локальный участок изоляции со следами ее оплавления (то есть, на данном участке изоляция выгорела при вероятном коротком замыкании), кроме того, на поверхности стены вблизи данного участка имеются повреждения (следы увлажнения, потеки и разводы коричневого цвета). При этом соединение жил проводов электропроводки на скрутках с изоляцией лентами не соответствует требованиям п.2.1.1., п.2.1.5, и п.2.1.6. ГОСТ 10434-82 «Соединения контактные электрические. Классификация. Общие технические требования». Эксперт отмечает, что наличие данного дефекта относится к нарушению требований пожарной безопасности, так как, согласно Статье 82. Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предъявляются требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий и сооружений, а вероятным результатом данного дефекта может явиться возникновение пожара при условии возникновения короткого замыкания электропроводки.
Совокупными причинами возникновения повреждений внутренней отделки помещений исследуемой квартиры, характерных для промерзания ограждающих конструкций (наличие данных повреждений установлено в жилой комнате, спальне и кухне), а также повреждений, характерных для затопления помещений атмосферными осадками через кровлю (наличие данных повреждений установлено в жилой комнате, спальне, кухне, коридоре, а также уборной), являются:
неудовлетворительное техническое состояние кровли (дефекты и повреждения кровли над исследуемой квартирой указаны выше по тексту);
неудовлетворительное техническое состояние герметизации наружных межпанельных швов в районе исследуемой квартиры (дефекты и повреждения межпанельных швов указаны выше по тексту), следует отметить, что увлажнение наружных стеновых панелей приводит к снижению их теплоизоляционных свойств;
неудовлетворительное техническое состояние системы естественной вентиляции в исследуемой квартире, выраженное в недостаточном воздухообмене в результате засорения вентиляционных каналов, а также неудовлетворительное техническое состояние блока вентиляционных шахт, выраженное в исчерпании бетоном выпуска вентиляционных шахт над квартирой №17 свойств морозостойкости - имеется выкрашивание, шелушение и расслоение бетона.
Также установлено, что помещения исследуемой квартиры не соответствуют следующим требованиям Раздел II. Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», которым должно отвечать жилое помещение:
п.13. Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности... кратность воздухообмена во всех вентилируемых жилых помещениях должна соответствовать нормам, установленным в действующих нормативных правовых актах - в части неудовлетворительного технического состояния системы естественной вентиляции в исследуемой квартире;
п.15. Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома - в части неудовлетворительного технического состояния кровли и герметизации наружных межпанельных швов в районе исследуемой квартиры, в результате которых происходит снижение теплоизоляционных свойств ограждающей конструкции в результате увлажнения атмосферными осадками через кровлю, приводящее к промерзанию ограждающей конструкции, то есть, к наличию условий для выпадения конденсационной влаги на внутренних поверхностях ограждающих конструкций;
п.16. Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств - в части неудовлетворительного технического состояния кровли.
Все выявленные дефекты квартиры и жилого дома в целом являются дефектами устранимыми.
Для устранения установленных несоответствий требуется выполнить следующие работы:
для приведения состояния кровли над указанной квартирой (включая сборные железобетонные карнизные плиты, выпуск вентиляционных шахт над кровлей) в соответствие с требованиями нормативно-технической документации: выполнить снятие кровельного ковра; выполнить демонтаж угловых элементов из тонколистовой оцинкованной стали с капельниками по продольным сторонам крыши на карнизах; выполнить ремонт сборных железобетонных карнизных плит; выполнить устройство основания под кровлю из наплавляемых рулонных кровельных материалов в соответствии с требованиями п.5.1.4. СП 17.13330.2017 «Кровли. Актуализированная редакция СНиП П-26-76»; выполнить бортики из цементного раствора на примыканиях кровли к вертикальным поверхностям выпуска вентиляционной шахты над кровлей; выполнить огрунтовку основания под водоизоляционный кровельный ковер праймером битумным ТЕХНОНИКОЛЬ №01; выполнить устройство на карнизном участке крыши угловых металических элементов с капельниками (соединения выполнить на лежащих фальцах, крепление к основанию выполнить с использованием костылей); выполнить устройство дополнительных слоев кровельного ковра на примыканиях к вертикальным поверхностям и в карнизной части крыши; выполнить устройство двухслойного кровельного ковра с устройством примыканий к вертикальным поверхностям);
для приведения состояния стыков наружных стеновых панелей в районе указанной квартиры в соответствие с требованиями нормативно-технической документации: выполнить ремонт герметизации стыков наружных стеновых панелей с устройством воздухозащитного, герметизирующего слоев в соответствии с требованиями нормативно-технической документации (ТР 196-08 «Технические рекомендации по технологии герметизации и уплотнения стыков наружных стеновых панелей»);
для приведения состояния системы естественной вентиляции указанной квартиры в соответствие с требованиями нормативно-технической документации: выполнить демонтаж выпуска вентиляционной шахты над кровлей с демонтажем зонта; выполнить прочистку вентиляционного канала помещения уборной от уровня квартиры до верха кровли; выполнить устройство выпуска вентиляционной шахты над кровлей кладкой из керамического кирпича, высотой не менее 1 м над кровлей; выполнить оштукатуривание выпуска вентиляционной шахты над кровлей; выполнить установку зонта над выпуском вентиляционной шахты;
для приведения состояния электропроводки в соответствие с нормативно-технической документации: выполнить разъединение жил проводов в помещении спальни; выполнить соединение жил проводов в помещении спальни с использованием соединительных клемм заводского изготовления;
для устранения повреждений внутренней отделки в помещениях указанной квартиры выполнить: разборку плинтусов половых; разборку плинтусов потолочных; демонтаж карнизов для штор; снятие уголков ПВХ (балконный и оконные проемы); снятие потолочной пенополистирольной плитки, пластиковых панелей; снятие наличников дверных блоков; антисептическую обработку стен и потолков; смену обоев с подготовкой поверхности; устройство натяжного потолка из ПВХ в помещении спальни; устройство в натяжном потолке монтажных отверстий; установка и крепление наличников; оклейку потолков пенополистирольной плиткой; облицовку потолка пластиковыми панелями (уборная); устройство потолочного багета на клее; устройство половых ПВХ плинтусов; установку уголков ПВХ (балконный и оконные проемы); установку карнизов для штор; очистка помещений от строительного мусора; затаривание строительного мусора в мешки.
Принимая во внимание, что заключение ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» №2270/20 от 19.02.2021 г. представляет собой полный и последовательный ответ на поставленные перед экспертом вопросы, неясностей и противоречий не содержит, исполнен экспертом, имеющим соответствующие стаж работы и образование, необходимые для производства данного вида работ, предупрежденным об ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, оснований не доверять указанному заключению у суда не имеется, в связи с чем его результаты принимаются судом за основу.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что истцу по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №1116/15-юо от 28.12.2015г., было передано жилое помещение, которое не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, что влечет нарушение прав и законных интересов истца, и противоречит законодательству, регламентирующему обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. Доказательств тому, что переданное истцу жилое помещение на момент заключения договора найма было полностью пригодным для проживания и соответствовало санитарным и техническим правилам и нормам суду не представлено.
Согласно ст.681 ГК РФ текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Действующим жилищным законодательством установлена обязанность наймодателя принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение, а также осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 мая 2005 г. №315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения» к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому Нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет Наймодателя организацией, предложенной им.
Поскольку согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы все выявленные недостатки в квартире истца непосредственно связаны как с несвоевременным проведением капитального ремонта кровли, так и вызваны неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме, суд полагает возможным осуществить защиту прав истца путем возложения обязанности на наймодателя выполнить ремонтные работы, поименованные в заключении эксперта №2270/20 от 19.02.2021.
Законом Алтайского края от 06.07.2016 N 57-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено КГКУ «Региональное жилищное управление».
Согласно Уставу КГКУ «Региональное жилищное управление» осуществляет полномочия органов исполнительной власти Алтайского края в сфере обеспечения жилыми помещениями государственного жилищного фонда Алтайского края отдельных категорий граждан и осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Алтайского края (в том числе в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Таким образом, уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства на момент рассмотрения спора является КГКУ «Региональное жилищное управление» в соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края от 13.05.2016г. №159. В качестве основной цели деятельности данного учреждения определено сопровождение организации обеспечения жилыми помещениями государственного жилищного фонда отдельных категорий граждан, в том числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком является КГКУ «Региональное жилищное управление», соответственно исковые требования подлежат частичному удовлетворению с возложением обязанности по осуществлению ремонтных работ именно на данное учреждение.
В силу положений ч.1, 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом исковых требований, а также того, что ответчику необходим срок для проведения определенных мероприятий для исполнения возложенной обязанности, суд полагает возможным обязать ответчика исполнить решение суда в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Между тем, в удовлетворении исковых требований истцу о признании незаконным бездействия КГКУ «Региональное жилищное управление» по ненадлежащему исполнению обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Алтайский край, Тальменский район, с.Озерки, ул. Юбилейная, д. 7, в котором находится сданное в наем жилое помещение, а именно квартира №17 указанного дома, и осуществлению капитального ремонта жилого помещения, суд полагает необходимым отказать, поскольку указанное требование в данном случае является не предметом, а основанием иска. Кроме того, признание факта незаконного бездействия не направлено на реальную защиту прав истца, так как не приведет само по себе к понуждению ответчика совершить определенные действия в целях защиты нарушенного права.
На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 Кодекса.
На основании ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.
Определением суда от 04.09.2020 года по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы», обязанность по оплате судебной экспертизы была возложена на ответчика, однако последний оплату экспертизы не произвел, стоимость которой составила 44 800 руб., что подтверждено информационным письмом экспертного учреждения.
Поскольку материальные требования истца удовлетворены, следовательно, на основании положений ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с краевого государственного казенного учреждения «Региональное жилищное управление» в пользу экспертного учреждения подлежит взысканию сумма в размере 44 800 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Валингер (Беляковой) Анастасии Сергеевны удовлетворить частично.
Обязать краевое государственное казенное учреждение «Региональное жилищное управление» в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ремонтные работы в квартире №17, расположенной по адресу: Алтайский край, Тальменский район, с.Озерки, ул. Юбилейная, д.7, а именно:
для приведения состояния кровли над указанной квартирой (включая сборные железобетонные карнизные плиты, выпуск вентиляционных шахт над кровлей) в соответствие с требованиями нормативно-технической документации:
выполнить снятие кровельного ковра;
выполнить демонтаж угловых элементов из тонколистовой оцинкованной стали с капельниками по продольным сторонам крыши на карнизах;
выполнить ремонт сборных железобетонных карнизных плит;
выполнить устройство основания под кровлю из наплавляемых рулонных кровельных материалов в соответствии с требованиями п.5.1.4. СП 17.13330.2017 «Кровли. Актуализированная редакция СНиП П-26-76»;
выполнить бортики из цементного раствора на примыканиях кровли к вертикальным поверхностям выпуска вентиляционной шахты над кровлей;
выполнить огрунтовку основания под водоизоляционный кровельный ковер праймером битумным ТЕХНОНИКОЛЬ №01;
выполнить устройство на карнизном участке крыши угловых металических элементов с капельниками (соединения выполнить на лежащих фальцах, крепление к основанию выполнить с использованием костылей);
выполнить устройство дополнительных слоев кровельного ковра на примыканиях к вертикальным поверхностям и в карнизной части крыши;
выполнить устройство двухслойного кровельного ковра с устройством примыканий к вертикальным поверхностям);
для приведения состояния стыков наружных стеновых панелей в районе указанной квартиры в соответствие с требованиями нормативно-технической документации:
выполнить ремонт герметизации стыков наружных стеновых панелей с устройством воздухозащитного, герметизирующего слоев в соответствии с требованиями нормативно-технической документации (ТР 196-08 «Технические рекомендации по технологии герметизации и уплотнения стыков наружных стеновых панелей»);
для приведения состояния системы естественной вентиляции указанной квартиры в соответствие с требованиями нормативно-технической документации:
выполнить демонтаж выпуска вентиляционной шахты над кровлей с демонтажем зонта;
выполнить прочистку вентиляционного канала помещения уборной от уровня квартиры до верха кровли;
выполнить устройство выпуска вентиляционной шахты над кровлей кладкой из керамического кирпича, высотой не менее 1 м над кровлей;
выполнить оштукатуривание выпуска вентиляционной шахты над кровлей;
выполнить установку зонта над выпуском вентиляционной шахты;
для приведения состояния электропроводки в соответствие с нормативно-технической документации:
выполнить разъединение жил проводов в помещении спальни;
выполнить соединение жил проводов в помещении спальни с использованием соединительных клемм заводского изготовления;
для устранения повреждений внутренней отделки в помещениях указанной квартиры выполнить:
разборку плинтусов половых;
разборку плинтусов потолочных;
демонтаж карнизов для штор;
снятие уголков ПВХ (балконный и оконные проемы);
снятие потолочной пенополистирольной плитки, пластиковых панелей;
снятие наличников дверных блоков;
антисептическую обработку стен и потолков;
смену обоев с подготовкой поверхности;
устройство натяжного потолка из ПВХ в помещении спальни;
устройство в натяжном потолке монтажных отверстий;
установка и крепление наличников;
оклейку потолков пенополистирольной плиткой;
облицовку потолка пластиковыми панелями (уборная);
устройство потолочного багета на клее;
устройство половых ПВХ плинтусов;
установку уголков ПВХ (балконный и оконные проемы);
установку карнизов для штор;
очистка помещений от строительного мусора;
затаривание строительного мусора в мешки.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с краевого государственного казенного учреждения «Региональное жилищное управление» в пользу Валингер Анастасии Сергеевны расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Взыскать с краевого государственного казенного учреждения «Региональное жилищное управление» в пользу ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» расходы по проведению судебной строительно-технической экспертизы в размере 44 800 руб.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в апелляционном порядке.
Судья Д.В. Косилова