Дело № №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кобзаревой О.А.
с участием помощника прокурора Куликова С.Б.
при секретаре Романовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Электросталь в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сервис-М» о признании действий по взиманию платы за опломбирование прибора учета воды незаконным,
установил:
Прокурор г.Электросталь, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском, указав, что УК ООО «Сервис-М» взимает плату за опломбирование приборов учета воды в размере <данные изъяты> руб. за <данные изъяты> счетчик, что противоречит действующему законодательству. Прокурор просит признать действия ответчика ООО «Сервис-М» по взиманию платы за опломбированием прибора учета воды незаконным.
В судебном заседании представитель Балашихинской городской прокуратуры, действуя по поручению прокурора г.Электросталь, на иске настаивает и пояснил, что просит признать данные действия незаконными в период ДД.ММ.ГГГГ., так как в настоящее время плата не взимается.
Представитель ООО «Сервис-М» с иском не согласен, представил письменные возражения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности систем водоснабжения, а также приборов учета потребления энергетических ресурсов возлагается на организации, осуществляющие снабжение водой, в случае, когда абонентом по договору водоснабжения выступает гражданин, использующий энергоресурсы для бытового потребления, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из содержания данной нормы следует, что законом или иным правовым актом может быть установлена обязанность потребителя соблюдать правила техники безопасности при пользовании энергоресурсами, поддерживать в исправном состоянии механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в жилом помещении (квартире), путем своевременного заключения договора о техническом обслуживании данного оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
Жилищный кодекс Российской Федерации обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающего более одного помещения (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 36).
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, к общему имуществу отнесены внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (п. 5 Правил).
Из приведенных нормативных актов следует, что содержание внутридомовых инженерных сооружений осуществляется их собственниками в силу закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются, в том числе, на объекты, подключенные к системам централизованного водоснабжения.
С целью осуществления такого учета согласно ч. 5 ст. 13 указанного Федерального закона до 1 января 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Таким образом, обязанность по вводу приборов учета в эксплуатацию законом возложена именно на собственников, в том числе на собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 9 вышеприведенной статьи Закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Данная норма права с учетом вышеприведенных положений о бремени содержания собственником принадлежащего ему имущества и положений ч. 5 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прямо указывает на возмездность услуги по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию.
Кроме того, действующим гражданским законодательством предусмотрено, по общему правилу, осуществление работ и предоставление услуг на возмездной основе, что следует, в частности, из положений ч. 3 ст. 423, глав 37 - 39, 49, 50, 51, 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, иное должно быть прямо предусмотрено законом или соглашением сторон.
Ни положения вышеприведенного Федерального закона, ни Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, ни иные нормативные акты не предусматривают безвозмездность работ по вводу приборов учета воды в эксплуатацию.
Доводы о навязывании потребителям дополнительных платных услуг суд не может признать состоятельными, поскольку обязанность по учету энергетических ресурсов с применением соответствующих приборов учета и по вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов возложена на собственников жилых помещений законом, и она прямо вытекает из бремени содержания имущества собственником.
Кроме того, в настоящее время расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, что предусмотрено как п. 2 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так и п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в связи с чем на данный момент установление индивидуальных приборов учета и их ввод в эксплуатацию определяется исключительно волеизъявлением собственника жилого помещения, что исключает навязывание услуг.
Как видно из материалов дела лица, обратившиеся в прокуратуру с заявлениями о незаконности выставления счетов по опломбировке, не имели претензий по оплате оказываемых управляющей компанией дополнительных услуг.
Оплату произвели в полном объеме за период ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается квитанциями.
Доказательств того, что плата взималась и в ДД.ММ.ГГГГ году суду не представлена, наличие прайса не подтверждает данный факт.
Доводы, изложенные в исковом заявлении о незаконном характере возмездного выполнения мероприятий по опломбированию для ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета являются несостоятельными.
Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска прокурора города Электросталь, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Сервис-М" о признании действий по взиманию платы за опломбирование одного прибора учета воды незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А. Кобзарева
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья О.А.Кобзарева
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ исключено из мотивировочной части решения Балашихинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ выводы о правомерности установления ООО «Сервис-М» платы за опломбирование приборов учета воды.
В остальной части решение Балашихинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Электросталь – без удовлетворения.