УИД 24RS0013-01-2021-004704-07
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2022 года пгт. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хомченко И.Ю.,
при секретаре Гореловой А.А.,
с участием помощника Красноярского транспортного прокурора Козловского Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Красноярья» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц к обратился в суд с иском ФКП «Аэропорты Красноярья», в котором, с учетом уточнения, просит признать незаконным бездействие ответчика по неисполнению требований законодательства о транспортной безопасности, выразившееся в непроведении дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - аэропорта «Подкаменная Тунгуска», расположенного по адресу: <адрес>, (реестровый номер АПР1011221, V категория) и ненаправлении ее результатов на утверждение в Федеральное агентство воздушного транспорта; обязать ответчика в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - аэропорта «Подкаменная Тунгуска», расположенного по адресу: <адрес>, (реестровый номер АПР1011221, V категория) и направление ее результатов на утверждение в Федеральное агентство воздушного транспорта в объеме, необходимом для ее утверждения, подтверждением которого будет являться вынесение Федеральным агентством воздушного транспорта заключения об утверждении результатов дополнительной оценки уязвимости в отношении объекта транспортной инфраструктуры - аэропорта «Подкаменная Тунгуска». Заявленные требования мотивированы тем, что Красноярской транспортной прокуратурой проверено исполнение ФКП «Аэропорты Красноярья» требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности. В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином реестре категорированных объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта объекту транспортной инфраструктуры - аэропорту «Подкаменная Тунгуска», расположенному по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ присвоена IV категория (реестровый номер АПР1011221), ДД.ММ.ГГГГ изменена категория на V в сфере транспортной безопасности с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, о чем в адрес ФКП «Аэропорты Красноярья» направлено соответствующее уведомление. До ДД.ММ.ГГГГ применялись требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденные от 28.07.2018 № 886. Вместе с тем, ответчиком в установленный законом срок - до 20.03.2021, не проведена дополнительная оценка уязвимости в отношении аэропорта «Подкаменная Тунгуска» и не утверждены ее результаты в установленном законом порядке. Прокуратурой в июне 2021 года генеральному директору ФКП «Аэропорты Красноярья» по вышеуказанным фактам вносилось представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени данные нарушения закона предприятием не устранены. Таким образом, ФКП «Аэропорты Красноярья», как субъектом транспортной инфраструктуры, не исполнена возложенная законом обязанность по обеспечению транспортной безопасности. Учитывая, что несоблюдение требований транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью пассажиров, пользующихся услугами воздушного транспорта, безопасности государства, а принятие указанных мер безопасности направлено на предотвращение появления угрозы безопасности, поэтому меры по обеспечению безопасности должны приниматься в строгом соответствии с действующими нормами законодательства независимо от факта наличия или отсутствия угрозы безопасности. На основании изложенного, Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с данным иском (л.д. 2-5, 66-67).
Истец помощник Красноярского транспортного прокурора Козловский Д.Д. в судебном заседании заявленные исковые требования в уточненной редакции поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФКП «Аэропорты Красноярья» надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте судебного заседания посредством направления судебного извещения (л.д. 62), в суд не явился. Представитель ответчика ФКП «Аэропорты Красноярья» Щербакова Л.Е., действующая на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 70).
Представитель третьего лица аэропорта «Подкаменная Тунгуска» надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте судебного заседания посредством направления судебного извещения (л.д. 62), в суд не явился.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав истца, иследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Из статьи 12 ГК РФ следует, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем исполнения обязанности в натуре, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 1 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» предусмотрено, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры утверждаются компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (часть 3 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона).
В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2020 № 1605 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта (далее - Требования от 05.10.2020 № 1605), которые вступили в законную силу 20.10.2020.
Согласно подпункту 5 пункта 5 Требований от 05.10.2020 № 1605, субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта в установленном порядке в течение 3 месяцев (для субъектов транспортной инфраструктуры, осуществляющих закупки работ и услуг в связи с указанной оценкой уязвимости в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в течении 5 месяцев) с даты размещения на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.
ФКП «Аэропорты Красноярья» имеет ряд филиалов, в том числе, аэропорт «Подкаменная Тунгуска».
Из материалов дела следует и установлено судом, что в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином реестре категорированных объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, 25.08.2011 объекту транспортной инфраструктуры - аэропорту «Подкаменная Тунгуска», расположенному по адресу: <адрес>, присвоена IV категория (реестровый номер АПР1011221), 27.02.2018 изменена категория на V в сфере транспортной безопасности, с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства, и его возможных последствий. До 20.10.2020 применялись требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 886.
В соответствии с пп.17 п.6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 N 1605, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязаны при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений (для субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющего закупки работ и услуг в связи с указанной оценкой уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ или Федеральным законом N 223-ФЗ, - в течение 5 месяцев).
В ходе проведенной Красноярской транспортной прокуратурой проверки оценки деятельности ФКП «Аэропорты Красноярья» по исполнению воздушного законодательства (л.д. 15), установлено, что ФКП «Аэропорты Красноярья» не проведена оценка уязвимости и не утверждены ее результаты в установленном законом порядке в отношении аэропорта «Подкаменная Тунгуска».
02.06.2021 Красноярской транспортной прокуратурой в адрес генерального директора ФКП «Аэропорты Красноярья» было внесено представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства (л.д. 17-19), по результатам рассмотрения представления прокурору сообщено о том, что дополнительная оценка уязвимости Аэропорта «Подкаменная Тунгуска» находится в стадии разработки (л.д. 20-21).
По делу установлено, что 03.06.2022 ФКП «Аэропорты Красноярья» в Управление транспортной безопасности Росавиации направлено заявление об утверждении результатов дополнительной оценки уязвимости, с приложением оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры аэропорта «Подкаменная Тунгуска» ДСП в 1 экз. на 126 листах на бумажном и электронном носителях, которые поступили в Федеральное агентство воздушного транспорта 06.06.2022, о чем имеется штамп входящей корреспонденции (л.д. 58-59).
При установленных по делу обстоятельствах, принимая во внимание положения Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2020 № 1605, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, а также устанавливающих сроки проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждения в установленном порядке ее результатов, суд приходит к выводу о том, что ФКП «Аэропорты Красноярья» не допущено бездействие в непроведении дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - аэропорта «Подкаменная Тунгуска», расположенного по адресу: <адрес>, (реестровый номер АПР1011221, V категория) и ненаправлении ее результатов на утверждение в Федеральное агентство воздушного транспорта.
Вместе с тем, в соответствии с п. 10 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 01.11.2021 N 370, решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 календарных дней, со дня представления (регистрации) результатов проведенной оценки уязвимости в компетентном органе. Решение оформляется в виде заключения, утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) (пункт 10.1).
По делу установлено, что до настоящего времени решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - аэропорта «Подкаменная Тунгуска» компетентным органом не принято, заключение не утверждено. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Учитывая, что нарушение требований транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью пассажиров, пользующихся услугами воздушного транспорта, безопасности государства, учитывая установленный законодательно срок для проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, и утверждения в установленном порядке ее результатов, а также учитывая, что меры по обеспечению безопасности должны приниматься в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования Красноярского транспортного прокурора в части возложения на ответчика обязанности в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - аэропорта «Подкаменная Тунгуска», расположенного по адресу: <адрес>, (реестровый номер АПР1011221, V категория) и направление ее результатов на утверждение в Федеральное агентство воздушного транспорта в объеме, необходимом для ее утверждения, подтверждением которого будет являться вынесение Федеральным агентством воздушного транспорта заключения об утверждении результатов дополнительной оценки уязвимости в отношении объекта транспортной инфраструктуры - аэропорта «Подкаменная Тунгуска», являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Красноярья» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, удовлетворить частично.
Обязать Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Красноярья» в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - аэропорта «Подкаменная Тунгуска», расположенного по адресу: <адрес>, (реестровый номер АПР1011221, V категория), и направление ее результатов на утверждение в Федеральное агентство воздушного транспорта в объеме, необходимом для ее утверждения, подтверждением которого будет являться вынесение Федеральным агентством воздушного транспорта заключения об утверждении результатов дополнительной оценки уязвимости в отношении объекта транспортной инфраструктуры - аэропорта «Подкаменная Тунгуска».
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований, отказать.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано не явившимся ответчиком в Емельяновский районный суд в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.Ю. Хомченко