Дело № 2-1407/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Вязьма 03 октября 2018 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Воронкова Р.Е.
с участием зам. прокурора Вяземской межрайонной прокуратуры Якубовской О.В.,
при секретаре Григорьевой О.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Николаева О.В. к ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и филиалу № 6 ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежной компенсации на приобретение транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
Николаев О.В. обратился в суд с иском к ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту – Фонд, ответчик) и филиалу № 6 ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту – филиал Фонда) о взыскании денежной компенсации на приобретение транспортного средства, указав, что им в 203 году была получена производственная травма, из-за которой ему была произведена <данные изъяты>, установлена <данные изъяты> группа инвалидности и <данные изъяты>% УПТ бесрочно, в связи с чем имеет право на обеспечение его автомобилем. Фонд социального страхования в соответствии с программой реабилитации в 2004 году выдал истцу автомобиль <данные изъяты>, а через 7 лет истец купил автомобиль <данные изъяты>, стоимость которого возвратил ему данный Фонд.
10 августа 2017 года купил автомобиль <данные изъяты> за <данные изъяты> рублей, который оборудован автоматической коробкой передач, после чего обратился в филиал Фонда социального страхование с заявлением о выплате компенсации за приобретенный автомобиль, однако получил отказ в выплате с формулировкой: «Приобретенное транспортное средство застрахованным лицом не переоборудовано в соответствии с рекомендациями ПРП».
Считает данный отказ в выплате незаконным, поскольку согласно справке № ХХХ от 19.09.2017 годе к управлению автомобилем с автоматической коробкой передач, медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством не имеет, обладает правом на управление транспортным средством, а <данные изъяты> никак не влияет на возможность управления автомобилем с автоматической коробкой передач.
Просит взыскать с Фонда в его пользу <данные изъяты> рублей в счет возмещения расходов, понесенных на приобретенеие автомобиля.
Истец Николаев О.В. в судебном заседании поддержал доводы жалобы, уточнив исковые требования, просил взыскать с Фонда в свою пользу 484169,58 рублей, указав, что автомашину купил до истечения 7-ми летнего срока эксплуатации ранее приобретенной в мае 2011 года автомашины <данные изъяты>. При оплате автомашины <данные изъяты> пользовался программой «<данные изъяты>», то есть до покупки бала реализована автомашина <данные изъяты>, стоимость которой была учтена при оплате автомашины <данные изъяты>. Компенсацию за автомашину <данные изъяты> получал 10 августа 2011 года. В Фон с заявлением обратился 28.06.2018 года, а в суд с иском – 09.08.2018 года, то есть до истечения 7-ми летнего срока со дня выплаты последней компенсации. Считает, что имеет право приобретать автомашину до истечения 7-ми летнего срока эксплуатации предыдущей автомашины.
Представитель Фонда – Семенова Т.Я. исковые требования не признала в полном объеме, указав на их необоснованность, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление (л.д. 54-57).
Из возражений ответчика следует, что истец имеет право на обеспечение транспортным средством в модификации <данные изъяты>. Истец приобрел автомашину <данные изъяты> до истечения 7-ми летнего срока эксплуатации предыдущей автомашины, и до истечения 7-ми летнего срока с момента выплаты ему компенсации за приобретение предыдущей автомашины, произведенной 10.08.2011 года в сумме <данные изъяты> рублей. Кроме того, в момент приобретения автомобиля была разработана в отношении истца программа реабилитации пострадавшего № ХХХ со сроком проведения форм и объемов реабилитации на 2016-2017, в которой отсутствовали рекомендации в обеспечении пострадавшего специальным транспортным средством. Кроме того, размер компенсации определяется на момент обращения застрахованного лица с заявлением о возмещении расходов. На момент обращения истца в Фонд стоимость автомобиля <данные изъяты> составляла <данные изъяты> рублей.
Представитель филиала Фонда в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, возражений и ходатайств не представил.
Ознакомившись с доводами иска, возражениями на него, заслушав истца и представителя ответчика, заключение прокурора Якубовской О.В., полагавшей отказать в удовлетворении исковых требований в связи с отсутствием правовых оснований, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Всеобщая декларация прав человека провозглашает право каждого на жизнь (статья 3). Обязательность установления такого жизненного уровня, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи, и обеспечения в случае болезни, инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам предусмотрена в статье 25 Всеобщей декларации прав человека и статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите; Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, (статьи 2 и 7, часть 1 статьи 20, статья 41 Конституции Российской Федерации).
В статье 1085 ГК РФ определен объем и характера возмещения вреда, причиненного здоровью.
Пунктом 1 статьи 1085 ГК РФ установлено, что при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья подлежит приобретение специальных транспортных средств, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 19 ноября 1993 г. N 1188 "Об утверждении Перечня категорий инвалидов, для которых необходимы модификации средств транспорта, связи и информатики", утвержден перечень категорий инвалидов, для которых необходимы модификации средств транспорта, связи и информатики.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в том числе, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Одним из видов обеспечения по страхованию является оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" оплата дополнительных расходов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 36 "Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 N 286, оплата расходов на обеспечение застрахованного лица транспортным средством осуществляется страховщиком с учетом затрат на транспортировку, хранение и предпродажную подготовку в порядке и на условиях, установленных в Российской Федерации для бесплатного или льготного обеспечения инвалидов.
В соответствии с п. 37 Положения при обеспечении застрахованного лица транспортным средством заключается договор между страховщиком, производителем (поставщиком) транспортного средства и застрахованным лицом о приобретении застрахованным лицом транспортного средства и оплате его стоимости страховщиком. В случае самостоятельного приобретения застрахованным лицом транспортного средства страховщик возмещает ему понесенные расходы в размере фактической стоимости приобретенного транспортного средства, но не выше стоимости транспортного средства, которое должно было быть предоставлено застрахованному лицу. Размер компенсации определяется страховщиком на основании последнего по времени заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации государственного контракта на закупку транспортного средства, обязательства по которому на дату подачи застрахованным лицом заявления о возмещении расходов по приобретению транспортного средства исполнены сторонами контракта в полном объеме.
Как указано в п. 38 Положения, оплата расходов на обеспечение застрахованного лица очередным транспортным средством осуществляется страховщиком по истечении срока эксплуатации предыдущего транспортного средства, расходы на обеспечение которым были оплачены страховщиком, но не чаще 1 раза в 7 лет, на основании решения бюро (главного бюро, Федерального бюро) медико-социальной экспертизы о наличии у застрахованного лица медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к его вождению, установленных в результате переосвидетельствования застрахованного лица.
В ходе судебного разбирательства установлено, подтверждено документально и не оспаривается сторонами, что истец является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно в результате получения производственной травмы, и в соответствии с программой реабилитации пострадавшего (далее по тексту - ПРП) нуждается в определенных видах помощи, обеспечения или уходе, в том числе предусмотренной абзаца девятого подпункта 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде обеспечения транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы.
Истец 28 июня 2018 г. обратился в Филиал Фонда с заявлением о выплате ему денежной компенсации за приобретение автомашины, согласно программе ПРП за 2018 год (л.д. 102).
Согласно решению Фонда от 09.07.2018 г. истцу отказано в выплате денежной компенсации, поскольку на момент обращения истца не истек срок эксплуатации предыдущего транспортного средства, а само транспортное средство приобретено в период действия ПРП, которая не предусматривала рекомендаций в обеспечении специальным транспортным средством. Кроме того, согласно ПРП № ХХХ от 16.10.2017 показано транспортное средство в модификации <данные изъяты> (л.д. 103-104).
31 марта 2011 года истец обратился в Филиал Фонда с просьбой разрешить ему самостоятельное приобретение автомобиля согласно Программы реабилитации № ХХХ от 20.10.2010 с последующей компенсацией спецавтотранспорта (л.д. 84).
10 августа 2011 года истцу выплачена компенсация за приобретенный автомобиль в размере <данные изъяты> рублей на основании приказа Фонда № ХХХ от 10.08.2011 г. (л.д. 85).
Согласно ПРП № ХХХ от 27.10.2016 со сроком проведения форм и объемов реабилитации на 2016-2017 истец не нуждается в обеспечении специальным транспортным средством (л.д. 98-99).
Согласно ПРП № ХХХ от 16.10.2017 истец нуждается в обеспечении специальным транспортным средством в модификации <данные изъяты> (л.д. 100-101).
Автомобиль <данные изъяты> приобретен истцом 10.08.2017 года (л.д. 38-43), то есть в период действия ПРП № ХХХ от 27.10.2016, не предусматривающей право на обеспечение истца специальным транспортным средством, а также до истечения 7-ми летнего срока эксплуатации предыдущего транспортного средства, приобретенного в марте 2011 г., и до истечения 7-ми летнего срока с момента выплаты истцу компенсации за предыдущий автомобиль, произведенной 10.08.2011 года.
Кроме того, истец обратился в суд с иском 09.08.2018 года, то есть до истечения 7-ми летнего срока с момента выплаты истцу компенсации за предыдущий автомобиль, произведенной 10.08.2011 года, а сама процедура выплаты компенсации носит заявительный характер. Само транспортное средство <данные изъяты> изготовлена не в модификации <данные изъяты>, что не оспаривалось сторонами, а сам истец имеет право управлять автомобилем только с ручным управлением, о чем имеется соответствующая отметка в водительском удостоверении (л.д. 31), что, по мнению суда, не позволяет ему управлять на законных основаниях приобретенной автомашиной <данные изъяты>.
Таким образом, суд полагает, что у истца на момент обращения в Филиал Фонда и в суд отсутствовало право на получение денежной компенсации, предусмотренной п. 36,37,38 Положения, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению в связи с необоснованностью.
В свою очередь доводы истца суд находит не состоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Поскольку филиал № 6 ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не является юридическим лицом, является структурным подразделением ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, на который Законом возложена обязанность по предоставлению вышеуказанной компенсации, суд полагает что филиал Фонда не является надлежащим ответчиком по делу, что является самостоятельным основанием для отказа истцу в удовлетворении заявленных требований к данному ответчику.
Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Николаева О.В. к ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и филиалу № 6 ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежной компенсации на приобретение транспортного средства отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вяземский районный суд.
Судья Р.Е. Воронков
03.10.2018 Вынесена резолютивная часть решения
08.10.2018 Мотивированное решение
09.11.2018 Решение вступает в законную силу