РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес скрыт> 07 мая 2018 года
Ахтынский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Селимова Б.С.,
при секретаре – ФИО5,
с участием представителя истца – заместителя прокурора <адрес скрыт> РД ФИО7 и ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес скрыт> гражданское дело по иску прокурора <адрес скрыт> РД ФИО6 в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 и ФИО2 о запрете эксплуатации газозаправочной станции,
УСТАНОВИЛ:
<адрес скрыт> в интересах неопределенного круга лиц обратился в районный суд с иском к ФИО1 и ФИО2 о запрете эксплуатации газозаправочной станции, указывая, что в результате проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 эксплуатирует многотопливную автозаправочную станцию, где реализует топливо: бензин, дизельное топливо, газ без разрешения на ввод в эксплуатацию, без лицензии и правоустанавливающих документов. Земельный участок постановлением администрации МР «<адрес скрыт>» <№ скрыт> от 15.04.2013г. предоставлен ФИО2 для строительства АГЗС и ею же получено свидетельство о государственной регистрации права. У ФИО1 правоустанавливающие документы, на основании которых эксплуатируется АГЗС, отсутствуют. Поскольку АЗС является опасным производственным объектом, эксплуатация этого объекта с нарушением норм градостроительного законодательства и в отсутствие заключения государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и безопасности объекта и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также лицензии, является незаконной.
В соответствии с ч. 1-3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию, застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, с приложением соответствующих документов - правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства; документ, подтверждающий соответствие объекта требованиям технических регламентов. Разрешение на ввод в эксплуатацию, подписанное зав.отделом архитектуры, земельных и имущественных отношений и зам.главой администрации МР «<адрес скрыт>», не соответствуют требованиям градостроительного законодательства.
У ответчика отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, разрешение на строительство, проектно-сметная документация; паспорт безопасности опасного объекта; свидетельство о постановке на учет в Северо-Кавказском управлении по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора; лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта.
В соответствии с ч. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства.
Поскольку объект до настоящего времени эксплуатируется ответчиком без разрешения на ввод его в эксплуатацию, отсутствует объективное подтверждение того, что данный объект построен в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, градостроительным планом земельного участка и проектной документации.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 2 ФЗ от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», (приложение <№ скрыт>) указано, что объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества следующих видов - воспламеняющиеся вещества-газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и др. являются опасными производственными объектами и обязаны иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.
Факт осуществления ФИО1 деятельности по реализации сжиженного углеводородного газа им не отрицается. ФИО1 осуществляя свою деятельность без лицензии, нарушает правила эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта, что характеризуется значительной степенью общественной опасности, которая выражается в угрозе причинения значительного ущерба жизни и здоровью людей, а также существенного вреда окружающей среде.
В отзыве на иск, третье лицо – Кавказское управление Ростехнадзора по РД считает иск прокурора законным и обоснованным, просит приостановить деятельность ФИО1 в области промышленной безопасности опасных производственных объектов до получения лицензии, поскольку лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта ФИО1 в обособленном структурном подразделении Республики Дагестан не получал.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 Т.Г. исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд удовлетворить их.
Ответчик ФИО8 возражал против исковых требований, указав, что хотя эксплуатация АГЗС осуществляется им без получения лицензии, в настоящее время он собрал и сдал в Ростехнадзор по РД все необходимые документы для получения лицензии и она будет получена им в течение 45 дней.
Третье лицо - Кавказское управление Ростехнадзора по РД, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя в суд не направил, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайства об отложении рассмотрения дела не направил, в связи с чем суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя истца ФИО7 и ответчика ФИО8, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 05_АА 663016, ФИО2 является собственником земельного участка предназначенного для строительства АГЗС площадью 1150 кв.м., расположенного по адресу: <адрес скрыт>.
Постановлением Администрации МР «<адрес скрыт>» <№ скрыт> от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО2 на указанном земельном участке разрешено строительство АГЗС с соблюдением строительных норм.
Между тем, в судебном заседании установлено, что деятельностью по эксплуатации АГЗС на указанном земельном участке занимается ответчик ФИО1
Указанные обстоятельства не отрицал в судебном заседании ответчик ФИО1
Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию, застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, с приложением соответствующих документов - правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства; документ, подтверждающий соответствие объекта требованиям технических регламентов.
У ответчика ИП ФИО1 отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, разрешение на строительство, проектно-сметная документация; паспорт безопасности опасного объекта; свидетельство о постановке на учет в Северо-Кавказском управлении по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора.
Из изложенного следует, что единственным документом, разрешающим эксплуатацию объекта капитального строительства, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Отсутствие разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, свидетельствует об отсутствии подтвержденного в установленном законом порядке соответствия возведенного объекта строительным, техническим, пожарным, санитарным, экологическим нормам и правилам и возможности его эксплуатации, а следовательно, свидетельствует о наличии угрозы жизни граждан или их здоровью.
Учитывая, что спорная автогазозаправочная станция является опасным объектом, эксплуатация данного объекта с нарушением норм градостроительного законодательства в отсутствие заключения государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и безопасности объекта, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, незаконна.
Имеющееся в материалах дела разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на имя ФИО1, подписанное зав.отделом архитектуры, земельных и имущественных отношений <адрес скрыт> и зам.главой администрации МР «<адрес скрыт>», не соответствуют вышеуказанным требованиям градостроительного законодательства.
В силу ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества – газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после удаления, относятся к категории опасных производственных объектов. Опасными производственными объектами являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему федеральному закону, согласно которому объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются вещества, поддерживающие горение, вызывающее воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции.
В соответствии с требованиями промышленной безопасности, содержащимися в ст. 9 вышеназванного закона, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п.п. 12 п. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011г. № 99-ФЗ эксплуатация взрывопожароопасного производственного объекта подлежит лицензированию.
В силу Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов связана с возможностью возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Таким образом, законодатель право на эксплуатации опасного производственного объекта – автогазозаправочной станции связывает с наличием соответствующего разрешения на эксплуатацию объекта - лицензии на право получения соответствующей деятельности.
В ходе проведенной прокуратурой <адрес скрыт> проверкой установлено, что ФИО1 на автогазозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес скрыт>, возле автодороги Ахты-Рутул, осуществляет реализацию сжиженного газа без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта, без регистрации указанного объекта в государственном реестре взрывопожароопасных объектов.
Вышеуказанная деятельность является деятельностью по эксплуатации взрывопожароопасного объекта и подлежит лицензированию.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования прокурора законными и обоснованными, и потому подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.