в„– 2-5/2022 (2-301/2021)
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
город Западная Двина 12 января 2022 года
Западнодвинский межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи А.В. Потанина,
СЃ участием помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Западнодвинского района Тверской области Рћ.Р’. Рзмайлова,
при секретаре С.В. Коптеловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Западнодвинского района Тверской области, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к администрации Западнодвинского муниципального округа Тверской области и МКУ «Управление развитием территорий», о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Прокурор Западнодвинского района Тверской области, действующий в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к администрации Западнодвинского района Тверской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой района с привлечением специалистов филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в городе Ржеве проведено санитарно-эпидемиологическое обследование контейнерных площадок для ТКО в г. Западная Двина, в ходе которого установлено, что ответчиком ненадлежащим образом реализуются полномочия в указанной сфере.
Администрацией Западнодвинского района составлен Реестр существующих мест накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования городское поселение город Западная Двина по состоянию на 01.10.2021 года. Согласно названного Реестра в г. Западная Двина имеется 144 места накопления ТКО. В Реестре определены собственники мест накопления ТКО, адреса площадок, а также технические характеристики мест накопления ТКО (указаны количество контейнеров, их объём, краткая характеристика).
Вопреки закрепленному ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ основному принципу государственной политики в области обращения с отходами - охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия, администрацией не принято должных мер по созданию и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.
На контейнерных площадках вблизи д. 15 по ул. Победы и д. 20/1 по ул. Молодежная имеются контейнеры объемом 0,75 м3. Твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждения площадки не имеют, что является нарушением п. 3 СанПин 2.1.3684-21.
На контейнерной площадке по ул. Горького (в районе станции перекачки) два контейнера расположены за пределами ограждения площадки, которое требует ремонта, с одной стороны профлист отсутствует, что способствует распространению отходов за пределы площадки, также нарушен п. 3 СанПин 2.1.3684-21. Твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых вод площадка не имеет.
Бункер на контейнерной площадке по ул. Мира д. 70 установлен на бетонную плиту, которая по площади меньше основания бункера, уклона для отведения талых и сточных вод также не предусмотрено.
Ргнорирование ответчиком требований законодательства РѕР± охране окружающей среды, законодательства РѕР± отходах производства Рё потребления, законодательства Рѕ санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нарушает гарантированное СЃС‚. 42 Конституции Р Р¤, СЃС‚. 11 Федерального закона РѕС‚ 10.01.2002 в„– 7-ФЗ «Ох охране окружающей среды» права жителей Западнодвинского муниципального РѕРєСЂСѓРіР°, Р° также РґСЂСѓРіРёС… граждан, посещающих данный РѕРєСЂСѓРі, РЅР° благоприятную окружающую среду.
С учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ прокурор просит обязать администрацию Западнодвинского района Тверской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать и оборудовать в соответствии с требованиями п. 3 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по следующим адресам: вблизи дома № 15 ул. Победы г. Западная Двина Тверской области; д. 17В ул. Победы г. Западная Двина Тверской области; в районе станции перекачки ул. Горького г. Западная Двина Тверской области; д. 70 ул. Мира г. Западная Двина Тверской области.
Определением суда от 23.11.2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение «Управление развитием территорий».
Ответчики администрация Западнодвинского муниципального округа Тверской области и МКУ «Управление развитием территорий» явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте его проведения уведомлены своевременно и надлежащим образом. В представленном письменном заявлении представитель ответчиков Гришачкина Я.А., действующая на основании доверенностей, просила рассматривать настоящее гражданское дело без участия представителя администрации и учреждения, заявленные исковые требования признала в полном объеме, против их удовлетворения не возражала.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Роспотребнадзора по Тверской области, Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области и ООО «Тверьспецавтохозяйство», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявили, возражений по существу заявленных требований не представили. В представленном суду ходатайстве заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Тверской области Федорин О.О. просил рассматривать дело без участия представителя ведомства.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ с согласия истца и по определению суда дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
Р’ судебном заседании помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Западнодвинского района Тверской области Рзмайлов Рћ.Р’. заявленные исковые требования СЃ учетом уточнения РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚. 39 ГПК Р Р¤ поддержал РІ полном объеме РїРѕ доводам Рё основаниям, изложенным РІ РёСЃРєРµ, РїСЂРѕСЃРёР» удовлетворить.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В статье 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в частности в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
На основании п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» «контейнер» - это мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В соответствии с п.п. 2 и 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу положений п.п. 2, 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утвержден СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (начало действия документа - 01.03.2021), который обязателен для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (п. 4 СанПиН 2.1.3684-21).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, администрацией Западнодвинского района составлен Реестр существующих мест накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования городское поселение город Западная Двина по состоянию на 01.10.2021 года.
Согласно Реестра в г. Западная Двина имеется 144 места накопления ТКО. В Реестре определены собственники мест накопления ТКО, адреса площадок, а также технические характеристики мест накопления ТКО - указаны количество контейнеров, их объём, краткая характеристика.
22.06.2021 РіРѕРґР° врачом РїРѕ общей гигиене ФБУЗ «Центр гигиены Рё эпидемиологии РІ Тверской области» РІ Рі. Ржеве Р–СѓРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. совместно СЃ помощником РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Западнодвинского района Тверской области РІ присутствии заведующего отделом РїРѕ Р–РљРҐ, благоустройству Рё экологии администрации района Гуляевой Рњ.Рђ. Рё руководителя РњРљРЈ «Управление развитием территорий» Гришачкиной РЇ.Рђ. проведено санитарно-эпидемиологическое обследование четырех мест накопления РўРљРћ РІ Рі. Западная Двина Тверской области, РІ С…РѕРґРµ которого установлено, что РЅР° контейнерных площадках вблизи РґРѕРјР° в„– 15 РїРѕ СѓР». Победы Рё РґРѕРјР° в„– 17Р’ СѓР». Победы Рі. Западная Двина Тверской области имеются контейнеры объемом 0,75 Рј3. Твердого покрытия СЃ уклоном для отведения талых Рё дождевых РІРѕРґ, Р° также ограждения площадки РЅРµ имеют, что является нарушением Рї. 3 СанПин 2.1.3684-21. Условия для СЃР±РѕСЂР° крупногабаритных отходов отсутствуют, площадки РЅРµ очищены после РїРѕРіСЂСѓР·РєРё РўРљРћ (КГО), чем нарушены Рї.Рї. 3, 10 СанПин 2.1.3684-21.
На контейнерной площадке по ул. Горького (в районе станции перекачки) два контейнера расположены за пределами ограждения площадки, которое требует ремонта, с одной стороны профлист отсутствует, что способствует распространению отходов за пределы площадки, нарушен п. 3 СанПин 2.1.3684-21. Твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых вод площадка не имеет. На момент проверки контейнеры переполнены, вокруг площадки имеется скопление отходов, нарушен п. 11 СанПин 2.1.3684-21.
Бункер на контейнерной площадке по ул. Мира д. 70 г. Западная Двина установлен на бетонную плиту, которая по площади меньше основания бункера, уклона для отведения талых и сточных вод также не предусмотрено. На площадке имелось скопление отходов, нарушены п.п. 8, 10 СанПин 2.1.3684-21.
В ходе обследования в нарушение п. 8 СанПин 2.1.3684-21 договора на дезинфекцию, дератизацию контейнерных площадок не представлены.
Согласно п.п. 2.2.3, 2.2.5 Устава МКУ «Управление развитием территорий», утвержденного постановлением администрации Западнодвинского района Тверской области от 18.02.2021 № 23, к основным задачам названного казенного учреждения относятся: оказание содействия в деятельности по сбору, вывозу, утилизации, переработке бытовых и промышленных отходов и мусора, и участие в организации мероприятий по предотвращению и ликвидации вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду на территории Западнодвинского муниципального округа.
Согласно записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 30.12.2021 года № 2216900342987 администрация Западнодвинского района Тверской области имеет наименование администрация Западнодвинского муниципального округа Тверской области.
Суд, с учетом анализа положений Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», приходит к выводу, что организация деятельности в области обращения с отходами и обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Западнодвинского муниципального округа Тверской области входит в обязанности ответчиков, которые возражений по существу заявленных требований не представили, исковые требования признали в полном объёме.
Суд в соответствии с требованиями ст. 39 ГПК РФ принимает признание иска ответчиками, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Поскольку площадки накопления твердых коммунальных отходов, являющиеся предметом рассматриваемого иска, находятся в ведении администрации Западнодвинского муниципального округа Тверской области, материалами дела подтверждается нарушение ответчиками действующего законодательства в области охраны окружающей среды, учитывая, что выявленное нарушение действующего законодательства в области охраны окружающей среды влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
При установлении срока исполнения решения суд учитывает принципы разумности и справедливости и считает достаточным срок для исполнения решения ответчиком – в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В силу подпункта 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчики от уплаты государственной освобождены.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
РСЃРє РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Западнодвинского района Тверской области, действующего РІ защиту прав Рё интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию Западнодвинского муниципального округа Тверской области и Муниципальное казенное учреждение «Управление развитием территорий» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать и оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по следующим адресам: вблизи дома № 15 ул. Победы г. Западная Двина Тверской области; д. 17В ул. Победы г. Западная Двина Тверской области; в районе станции перекачки ул. Горького г. Западная Двина Тверской области; д. 70 ул. Мира г. Западная Двина Тверской области, в соответствии с требованиями п. 3 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в Тверской областной суд через Западнодвинский межрайонный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Потанин
Мотивированное решение суда изготовлено и подписано 14 января 2022 года
Судья А.В. Потанин
в„– 2-5/2022 (2-301/2021)
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
город Западная Двина 12 января 2022 года
Западнодвинский межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи А.В. Потанина,
СЃ участием помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Западнодвинского района Тверской области Рћ.Р’. Рзмайлова,
при секретаре С.В. Коптеловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Западнодвинского района Тверской области, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к администрации Западнодвинского муниципального округа Тверской области и МКУ «Управление развитием территорий», о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Прокурор Западнодвинского района Тверской области, действующий в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к администрации Западнодвинского района Тверской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой района с привлечением специалистов филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в городе Ржеве проведено санитарно-эпидемиологическое обследование контейнерных площадок для ТКО в г. Западная Двина, в ходе которого установлено, что ответчиком ненадлежащим образом реализуются полномочия в указанной сфере.
Администрацией Западнодвинского района составлен Реестр существующих мест накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования городское поселение город Западная Двина по состоянию на 01.10.2021 года. Согласно названного Реестра в г. Западная Двина имеется 144 места накопления ТКО. В Реестре определены собственники мест накопления ТКО, адреса площадок, а также технические характеристики мест накопления ТКО (указаны количество контейнеров, их объём, краткая характеристика).
Вопреки закрепленному ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ основному принципу государственной политики в области обращения с отходами - охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия, администрацией не принято должных мер по созданию и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.
На контейнерных площадках вблизи д. 15 по ул. Победы и д. 20/1 по ул. Молодежная имеются контейнеры объемом 0,75 м3. Твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждения площадки не имеют, что является нарушением п. 3 СанПин 2.1.3684-21.
На контейнерной площадке по ул. Горького (в районе станции перекачки) два контейнера расположены за пределами ограждения площадки, которое требует ремонта, с одной стороны профлист отсутствует, что способствует распространению отходов за пределы площадки, также нарушен п. 3 СанПин 2.1.3684-21. Твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых вод площадка не имеет.
Бункер на контейнерной площадке по ул. Мира д. 70 установлен на бетонную плиту, которая по площади меньше основания бункера, уклона для отведения талых и сточных вод также не предусмотрено.
Ргнорирование ответчиком требований законодательства РѕР± охране окружающей среды, законодательства РѕР± отходах производства Рё потребления, законодательства Рѕ санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нарушает гарантированное СЃС‚. 42 Конституции Р Р¤, СЃС‚. 11 Федерального закона РѕС‚ 10.01.2002 в„– 7-ФЗ «Ох охране окружающей среды» права жителей Западнодвинского муниципального РѕРєСЂСѓРіР°, Р° также РґСЂСѓРіРёС… граждан, посещающих данный РѕРєСЂСѓРі, РЅР° благоприятную окружающую среду.
С учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ прокурор просит обязать администрацию Западнодвинского района Тверской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать и оборудовать в соответствии с требованиями п. 3 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по следующим адресам: вблизи дома № 15 ул. Победы г. Западная Двина Тверской области; д. 17В ул. Победы г. Западная Двина Тверской области; в районе станции перекачки ул. Горького г. Западная Двина Тверской области; д. 70 ул. Мира г. Западная Двина Тверской области.
Определением суда от 23.11.2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение «Управление развитием территорий».
Ответчики администрация Западнодвинского муниципального округа Тверской области и МКУ «Управление развитием территорий» явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте его проведения уведомлены своевременно и надлежащим образом. В представленном письменном заявлении представитель ответчиков Гришачкина Я.А., действующая на основании доверенностей, просила рассматривать настоящее гражданское дело без участия представителя администрации и учреждения, заявленные исковые требования признала в полном объеме, против их удовлетворения не возражала.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Роспотребнадзора по Тверской области, Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области и ООО «Тверьспецавтохозяйство», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявили, возражений по существу заявленных требований не представили. В представленном суду ходатайстве заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Тверской области Федорин О.О. просил рассматривать дело без участия представителя ведомства.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ с согласия истца и по определению суда дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
Р’ судебном заседании помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Западнодвинского района Тверской области Рзмайлов Рћ.Р’. заявленные исковые требования СЃ учетом уточнения РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚. 39 ГПК Р Р¤ поддержал РІ полном объеме РїРѕ доводам Рё основаниям, изложенным РІ РёСЃРєРµ, РїСЂРѕСЃРёР» удовлетворить.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В статье 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в частности в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
На основании п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» «контейнер» - это мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В соответствии с п.п. 2 и 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу положений п.п. 2, 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утвержден СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (начало действия документа - 01.03.2021), который обязателен для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (п. 4 СанПиН 2.1.3684-21).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, администрацией Западнодвинского района составлен Реестр существующих мест накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования городское поселение город Западная Двина по состоянию на 01.10.2021 года.
Согласно Реестра в г. Западная Двина имеется 144 места накопления ТКО. В Реестре определены собственники мест накопления ТКО, адреса площадок, а также технические характеристики мест накопления ТКО - указаны количество контейнеров, их объём, краткая характеристика.
22.06.2021 РіРѕРґР° врачом РїРѕ общей гигиене ФБУЗ «Центр гигиены Рё эпидемиологии РІ Тверской области» РІ Рі. Ржеве Р–СѓРєРѕРІРѕР№ Р.Р’. совместно СЃ помощником РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Западнодвинского района Тверской области РІ присутствии заведующего отделом РїРѕ Р–РљРҐ, благоустройству Рё экологии администрации района Гуляевой Рњ.Рђ. Рё руководителя РњРљРЈ «Управление развитием территорий» Гришачкиной РЇ.Рђ. проведено санитарно-эпидемиологическое обследование четырех мест накопления РўРљРћ РІ Рі. Западная Двина Тверской области, РІ С…РѕРґРµ которого установлено, что РЅР° контейнерных площадках вблизи РґРѕРјР° в„– 15 РїРѕ СѓР». Победы Рё РґРѕРјР° в„– 17Р’ СѓР». Победы Рі. Западная Двина Тверской области имеются контейнеры объемом 0,75 Рј3. Твердого покрытия СЃ уклоном для отведения талых Рё дождевых РІРѕРґ, Р° также ограждения площадки РЅРµ имеют, что является нарушением Рї. 3 СанПин 2.1.3684-21. Условия для СЃР±РѕСЂР° крупногабаритных отходов отсутствуют, площадки РЅРµ очищены после РїРѕРіСЂСѓР·РєРё РўРљРћ (КГО), чем нарушены Рї.Рї. 3, 10 СанПин 2.1.3684-21.
На контейнерной площадке по ул. Горького (в районе станции перекачки) два контейнера расположены за пределами ограждения площадки, которое требует ремонта, с одной стороны профлист отсутствует, что способствует распространению отходов за пределы площадки, нарушен п. 3 СанПин 2.1.3684-21. Твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых вод площадка не имеет. На момент проверки контейнеры переполнены, вокруг площадки имеется скопление отходов, нарушен п. 11 СанПин 2.1.3684-21.
Бункер на контейнерной площадке по ул. Мира д. 70 г. Западная Двина установлен на бетонную плиту, которая по площади меньше основания бункера, уклона для отведения талых и сточных вод также не предусмотрено. На площадке имелось скопление отходов, нарушены п.п. 8, 10 СанПин 2.1.3684-21.
В ходе обследования в нарушение п. 8 СанПин 2.1.3684-21 договора на дезинфекцию, дератизацию контейнерных площадок не представлены.
Согласно п.п. 2.2.3, 2.2.5 Устава МКУ «Управление развитием территорий», утвержденного постановлением администрации Западнодвинского района Тверской области от 18.02.2021 № 23, к основным задачам названного казенного учреждения относятся: оказание содействия в деятельности по сбору, вывозу, утилизации, переработке бытовых и промышленных отходов и мусора, и участие в организации мероприятий по предотвращению и ликвидации вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду на территории Западнодвинского муниципального округа.
Согласно записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 30.12.2021 года № 2216900342987 администрация Западнодвинского района Тверской области имеет наименование администрация Западнодвинского муниципального округа Тверской области.
Суд, с учетом анализа положений Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», приходит к выводу, что организация деятельности в области обращения с отходами и обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Западнодвинского муниципального округа Тверской области входит в обязанности ответчиков, которые возражений по существу заявленных требований не представили, исковые требования признали в полном объёме.
Суд в соответствии с требованиями ст. 39 ГПК РФ принимает признание иска ответчиками, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Поскольку площадки накопления твердых коммунальных отходов, являющиеся предметом рассматриваемого иска, находятся в ведении администрации Западнодвинского муниципального округа Тверской области, материалами дела подтверждается нарушение ответчиками действующего законодательства в области охраны окружающей среды, учитывая, что выявленное нарушение действующего законодательства в области охраны окружающей среды влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
При установлении срока исполнения решения суд учитывает принципы разумности и справедливости и считает достаточным срок для исполнения решения ответчиком – в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В силу подпункта 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчики от уплаты государственной освобождены.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
РСЃРє РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Западнодвинского района Тверской области, действующего РІ защиту прав Рё интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию Западнодвинского муниципального округа Тверской области и Муниципальное казенное учреждение «Управление развитием территорий» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать и оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по следующим адресам: вблизи дома № 15 ул. Победы г. Западная Двина Тверской области; д. 17В ул. Победы г. Западная Двина Тверской области; в районе станции перекачки ул. Горького г. Западная Двина Тверской области; д. 70 ул. Мира г. Западная Двина Тверской области, в соответствии с требованиями п. 3 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в Тверской областной суд через Западнодвинский межрайонный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Потанин
Мотивированное решение суда изготовлено и подписано 14 января 2022 года
Судья А.В. Потанин