№5-469/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Выльгорт 17 августа 2017 года
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Щенникова Е. В., при секретаре Габовой Е. А. (с. Выльгорт, ул. Д. Каликовой, 47), рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении предусмотренном ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрации СП «Выльгорт», <данные изъяты>
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от 05.07.2017, составленного должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в отношении юридического лица администрации СП «Выльгорт» по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что по результатам административного расследования в ходе осмотра 20.06.2017 в 10 часов 30 минут территории кладбищ, расположенных по адресу: Сыктывдинский район, с. Выльгорт, выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил, а именно: на кладбище, расположенном в с. Выльгорт Сыктывдинского района, около Федеральной автотрассы «Вятка», были установлены нарушения требований СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»: п. 6.2 - отсутствует система водоснабжения для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ; п. 6.3 - отсутствует (не предусмотрено) хозяйственно-питьевое водоснабжение; п. 6.4 - на кладбище отсутствуют шахтные колодцы для полива и общественный туалет выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, которые должны быть обустроены при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации на кладбищах; п. 6.6 - на участках кладбищ отсутствуют урны для сбора мусора. 20.06.2017г. в 11 часов 15 минут на кладбище, расположенном в с. Выльгорт Сыктывдинского района за полями бывшего СПТУ-2, были установлены нарушения требований СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»: п. 6.2 - отсутствует система водоснабжения для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ; п. 6.3 - отсутствует (не предусмотрено) хозяйственно-питьевое водоснабжение; п. 6.4 - на кладбище отсутствуют шахтные колодцы для полива и общественный туалет выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, которые должны быть обустроены при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации на кладбищах; п. 6.6 на участках кладбищ отсутствуют урны для сбора мусора. Также при осмотре указанного кладбища было установлено большое скопление мусора и бытовых отходов на площадке для мусоросборников, переполненные мусоросборники, что свидетельствует о нерегулярном вывозе мусора с территории муниципального кладбища, что является невыполнением Правил благоустройства территорий муниципального образования сельского поселения «Выльгорт», утвержденных решением Совета сельского поселения «Выльгорт» от 19.08.2015 года № 34/08-05-269. В соответствии с п. 14.3 администрация поселения обязана содержать муниципальное кладбище в надлежащем санитарном порядке и обеспечивать своевременный вывоз мусор с территории муниципального кладбища. В нарушение п. 6.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) администрацией СП «Выльгорт» не утверждены организации, ответственные за санитарное состояние территорий кладбищ, расположенных в с. Выльгорт.
В судебном заседании представитель администрации СП «Выльгорт» вину признала, пояснив, что указанные нарушения имеют место. В настоящее время принимаются меры к устранению нарушений. Также просила учесть, что кладбища действуют с 1990-х гг., при этом санитарные нормы утверждены в 2011 г.
Представитель должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, составившее протокол об административном правонарушении, Княжева Г. С. в судебном заседании настаивала на привлечении к административной ответственности, указав, что ранее администрация СП «Выльгорт» привлекалась к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических противоэпидемических мероприятий.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 1 ст. 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со статьей 22 названного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) - это нормативно-правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Пунктом 8 ст. 1 Закона Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
На основании пункта 1.19 статьи 9 Устава муниципального образования СП «Выльгорт» к полномочиям администрации относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Санитарные правила содержания территорий кладбищ определены в СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», согласно п. 1.3 требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям данных санитарных правил.
Пунктами 6.2, 6.3, 6.4, 6.6 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» предусмотрено, что для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ необходимо предусмотреть систему водоснабжения самостоятельную или с подключением к водопроводам и водоводам технической воды промышленных предприятий, расположенных от них в непосредственной близости; для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды; при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил; на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» в п. 6.2 устанавливает, что организация и ответственные за санитарное состояние территорий кладбищ утверждаются администрацией сельского поселения.
В силу ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Ненадлежащие содержание и организация кладбища, организация по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования является нарушением требований приведенных выше Санитарных правил и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее - Управление) 22.05.2017 из прокуратуры Сыктывдинского района Республики Коми поступило обращение С по факту ненадлежащего содержания и организации кладбища в с. Выльгорт, на основании которого 29.05.2017 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе проведения административного расследования Управлением 20.06.2017 был проведен осмотр территорий кладбищ, расположенных в с. Выльгорт Сыктыдинского района, около Федеральной автотрассы «Вятка» и за полями бывшего СПТУ-2, которым установлено, что на кладбищах: отсутствует система водоснабжения для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ; отсутствует (не предусмотрено) хозяйственно-питьевое водоснабжение; на кладбищах отсутствуют шахтные колодцы для полива и общественный туалет выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, которые должны быть обустроены при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации на кладбищах; на участках кладбищ отсутствуют урны для сбора мусора. Также при осмотре кладбища, расположенного за полями бывшего СПТУ-2 было установлено большое скопление мусора и бытовых отходов на площадке для мусоросборников, переполненные мусоросборники, что свидетельствует о нерегулярном вывозе мусора с территории муниципального кладбища. Кроме того, администрацией СП «Выльгорт» не утверждены организации, ответственные за санитарное состояние территорий кладбищ, расположенных в с. Выльгорт.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями свидетелей <данные изъяты> от 20.06.2017 и протоколами осмотра от 20.06.2017 с приложенными к ним фототаблицами.
По итогам проведенного административного расследования Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в отношении юридического лица администрации СП «Выльгорт» 05.07.2017 составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Порядок принятия решения о привлечении к административной ответственности административным органом не нарушен, вина администрации СП «Выльгорт» в совершении административного правонарушения установлена материалами дела.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом совокупности имеющихся в материалах административного дела доказательств, действия администрации СП «Выльгорт» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств принятия лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, своевременных и действенных мер, направленных на соблюдение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, равно как и доказательств, свидетельствующих об отсутствии у администрации сельского поселения «Выльгорт» объективной возможности для соблюдения требований санитарного законодательства в части содержание и организация кладбищ, расположенных по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Выльгорт, материалы дела не содержат.
При имеющихся доказательствах суд квалифицирует действия администрации СП «Выльгорт» по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных ст.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
При этом, отягчающим наказание обстоятельством суд признает повторное совершение однородного административного правонарушения в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
Оценив характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства, суд приходит к выводу о назначении виновному лицу наказания в виде административного штрафа, что, по убеждению суда, соответствует характеру совершенного правонарушения, принципу справедливости и будет способствовать предупреждению совершения новых правонарушений.
Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
постановил:
Признать юридическое лицо – администрацию СП «Выльгорт», расположенное <данные изъяты> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Получатель платежа: УФК по Республике Коми (Управление Роспотребнадзора по Республике Коми, л/с 04071788040)
ИНН 1101486396
КПП 110101001
Отделение - НБ Республики Коми
БИК 048702001
р/с № 40101810000000010004
КБК 14111628000016000140
ОКТМО 87701000.
Разъяснить лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е. В. Щенникова