Дело № 2-2345/2022 УИД 76RS0014-01-2022-001322-86 изг. 24.05.2022 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2022 года г. Ярославль
Кировский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Барышевой В.В.,
при секретаре Ляминой К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Большаковой Ирины Николаевны к Государственному учреждению- Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области о понуждении к назначению страховой пенсии по старости досрочно,
установил:
Большакова И.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области понуждении к назначению страховой пенсии по старости досрочно.
В обоснование заявленных требований указала, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости на основании статьи 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. № 1244-1 и статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400 в связи с проживанием в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 г. в <адрес> на территории с плотностью загрязнения почвы цезием 137 - от 2,34 до 2,14 Ки/км.
Решением ответчика от 11.04.2022 года № 82313/22 в назначении пенсии ей было отказано со ссылкой на то, что истцом не представлены документы, подтверждающие право на назначение страховой пенсии по старости досрочно.
Не согласившись с отказом в назначении страховой пенсии по старости досрочно, истец просит признать незаконным решение Государственного учреждения- Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области от 11.04.2022 года № 82313/22 об отказе в назначении страховой пенсии, обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ст. 28.1 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 28 апреля 2022 года, взыскать с ответчика понесенные судебные издержки.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Козлова Н.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, указывая на то, что ст. 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 установлена гарантия мер социальной поддержки, предусмотренных данным Законом, гражданам пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания. Согласно абзацу первому пункта 3 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России «О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы» от 22 июня 1996 г. № 6 выданные в установленном порядке гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации документы, удостоверяющие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проживание на загрязненной в результате Чернобыльской катастрофы территории, отселение и эвакуацию, принимаются соответственно в Российской Федерации и Республике Беларусь без легализации, а льготы и компенсации, предусмотренные законодательством соответствующего государства для этих категорий граждан, распространены на лиц, прибывших с такими документами из Республики Беларусь в Российскую Федерацию на постоянное проживание и наоборот. Абзацем вторым пункта 3 поименованного решения установлено, что порядок предоставления льгот и компенсаций определяется законодательством государства постоянного проживания указанных лиц. Истцом предоставлены справки, выданные компетентными органами Республики Беларусь, подтверждающие факт проживания на загрязненной в результате Чернобыльской катастрофы территории, в связи с чем легализация указанных справок на территории Российской Федерации не требовалась. Предоставление гражданам, переселившимся с территории Республики Беларусь, справок о проживании на загрязненной территории в Республике Беларусь компетентными органами Российской Федерации не предусмотрено.
Представитель ответчика по доверенности Леднева С.А. против удовлетворения исковых требований возражала, указывая на то, что положения статьи 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1, которой для граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, переселившихся с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, установлены гарантии мер социальной поддержки, не могут быть приняты во внимание, поскольку, данная норма, направленная на обеспечение возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием непосредственно не устанавливает ни условия предоставления таким категориям лиц тех или иных мер социальной поддержки. Большакова И.Н. не относится к категории граждан, постоянно проживающих на территории с льготным социально-экономическим статусом, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона 1244-1, поскольку проживала на загрязненной территории другого государства. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», <адрес> не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В связи с чем законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение гражданам, проживавшим в Республике Беларусь на территории, соответствующей по уровню загрязнения зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, на основании документов, выданных уполномоченными органами Республики Беларусь и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этого государства.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Материалами дела установлено, что 29.03.2022 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости на основании статьи 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. № 1244-1 и статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400 в связи с проживанием в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 г. в <адрес> на территории с плотностью загрязнения почвы цезием 137 - от 2,34 до 2,14 Ки/км.
Решением ответчика от 11.04.2022 года № 82313/22 в назначении пенсии ей было отказано со ссылкой на то, что истцом не представлены документы, подтверждающие право на назначение страховой пенсии по старости досрочно.
На основании статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г., в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Согласно статье 34 гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1).
Как указано в примечании к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 установлена гарантия мер социальной поддержки, предусмотренных данным Законом, гражданам пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания.
Согласно абзацу первому пункта 3 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России «О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы» от 22 июня 1996 г. № 6 выданные в установленном порядке гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации документы, удостоверяющие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проживание на загрязненной в результате Чернобыльской катастрофы территории, отселение и эвакуацию, принимаются соответственно в Российской Федерации и Республике Беларусь без легализации, а льготы и компенсации, предусмотренные законодательством соответствующего государства для этих категорий граждан, распространены на лиц, прибывших с такими документами из Республики Беларусь в Российскую Федерацию на постоянное проживание и наоборот. Абзацем вторым пункта 3 поименованного решения установлено, что порядок предоставления льгот и компенсаций определяется законодательством государства постоянного проживания указанных лиц.
В силу п. 109 Приказа Минтруда России от 04.08.2021 № 538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).
Статьей 11 Соглашения о гарантиях прав граждан-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
По смыслу указанных положений само по себе отсутствие населенного пункта в Перечне по причине нахождения этого населенного пункта не на территории Российской Федерации не может являться основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержи, предусмотренных Законом, поскольку обстоятельством, имеющим значение, является степень и характер радиоактивного загрязнения территории вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Материалами дела установлено, что Большакова И.Н. является гражданкой Российской Федерации, в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 г. в <адрес> на территории с плотностью загрязнения почвы цезием 137 - от 2,34 до 2,14 Ки/км.
Представленные истцом справки о постоянном проживании в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 г. в <адрес> на территории с плотностью загрязнения почвы цезием 137 - от 2,34 до 2,14 Ки/км являются допустимым и достоверным доказательством, поскольку выданы в установленном порядке уполномоченными органами Республики Беларусь, в связи с чем могут быть приняты в Российской Федерации в целях пенсионного обеспечения без легализации.
Таким образом, в силу статей 49, 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 Большакова И.Н. право на назначение пенсии по старости со снижением общего пенсионного возраста на два года в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом; как законодательством Российской Федерации, так и законодательством Республики Беларусь часть территории с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, чему в соответствии с п. 109 Перечня, утвержденного Приказом Минтруда России от 04.08.2021 № 538н, представлены подтверждающие документы - справки о регистрации и проживании в такой зоне.
В соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно абзацу четвертому п. 2 той же статьи пенсия по старости назначается указанным гражданам при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г. возраст выхода на пенсию по старости был установлен 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин.
Большакова И.Н. в силу положений ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ст. 28.1 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на 1 год, возраста 54 лет достигла 28.04.2022 года, в связи с чем в силу положений ч.1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеются основания для возложения на ответчика обязанности назначить Большаковой И.Н. страховую пенсию по старости с даты достижения возраста 54 лет, с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные судебные расходы пропорционально удовлетворенной части требований.
Истцом понесены расходы на оплату госпошлины, которые подлежат ко взысканию с ответчика. Оснований для взыскания стоимости составления нотариальной доверенности суд не усматривает, поскольку доверенность на имя представителя выдана без ограничения полномочий рамками настоящего гражданского дела.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным решение Государственного учреждения- Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области от 11.04.2022 года № 82313/22 об отказе в назначении страховой пенсии Большаковой Ирине Николаевне.
Обязать Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области назначить Большаковой Ирине Николаевне досрочную страховую пенсию на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ст. 28.1 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 28 апреля 2022 года.
Взыскать с Государственного учреждения- Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области в польщу Большаковой Ирины Николаевны возврат госпошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья: В.В.Барышева