Дело № 3а-233/2021
УИД 21OS0000-01-2021-000151-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 сентября 2021 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Стародубцевой Л.И.,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Ишлейского районного потребительского общества Чебоксарского района Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости,
у с т а н о в и л :
Ишлейское районное потребительское общество Чебоксарского района Чувашской Республики (далее также Ишлейское райпо) с учетом уточненных требований в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, № в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года.
В обоснование требований указало, что истец является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых по состоянию на 1января 2018 года Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2018 №457 утверждена в размере:
1) кафе «<данные изъяты>» с кадастровым номером № по адресу: <адрес> – 9780588, 22 руб.;
2) стройсклад с кранбалкой с кадастровым номером № по адресу: <адрес> – 1 729 353, 72 руб.;
3) магазин с конторой с кадастровым номером № по адресу: <адрес> – 10402231, 90 руб.;
4) административное здание со встроенными торговыми помещениями с кадастровым номером № по адресу: <адрес> – 25378481, 79 руб.;
5) магазин «<данные изъяты>» с кадастровым номером № по адресу: <адрес>– 18790788, 31 руб.;
6) магазин с кадастровым номером № по адресу: <адрес> – 1566350,56 руб.
Между тем согласно отчетам ООО «........» рыночная стоимость данных объектов по состоянию на 1января 2018года определена в меньшем размере:
1) кафе «<данные изъяты>» с кадастровым номером № по адресу: <адрес> –5708010 руб.;
2) стройсклад с кранбалкой с кадастровым номером № по адресу: <адрес> – 996 780 руб.;
3) магазин с конторой с кадастровым номером № по адресу: <адрес> – 5812730 руб.;
4) административное здание со встроенными торговыми помещениями с кадастровым номером № по адресу: <адрес> – 13968 000 руб.;
5) магазин «<данные изъяты>» с кадастровым номером № по адресу: <адрес>– 10103000 руб.;
6) магазин с кадастровым номером № по адресу: <адрес> – 826980руб.
Превышение кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости над рыночной стоимостью нарушает права административного истца, поскольку увеличивает его налоговые обязательства.
В судебном заседании представитель административного истца ГалышеваИ.В. уточненные исковые требования поддержала, признав возможным установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере, определенном заключением эксперта ООО «........».
Представитель административного ответчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии Артемьева А.В. в судебном заседании удовлетворение заявленных требований оставила на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия иных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как следует из материалов дела, Ишлейское районное потребительское общество Чебоксарского района Чувашской Республики является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2018 № 457 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Чувашской Республики, выполненные по состоянию на 1.01.2018 и результаты оценки внесены в кадастр недвижимости 1.01.2019.
Согласно выпискам из ЕГРН от 5 апреля 2021 года кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу нежилых помещений по состоянию на 01.01.2018 составляет:
1) кафе «<данные изъяты>» с кадастровым номером № по адресу: <адрес> – 9780588, 22 руб.;
2) стройсклад с кранбалкой с кадастровым номером № по адресу: <адрес> – 1 7219 353, 72 руб.;
3) магазин с конторой с кадастровым номером № по адресу: <адрес> – 10402231, 90 руб.;
4) административное здание со встроенными торговыми помещениями с кадастровым номером № по адресу: <адрес> – 25378481, 79 руб.;
5) магазин «<данные изъяты>» с кадастровым номером № по адресу: <адрес>– 18790788, 31 руб.;
6) магазин с кадастровым номером № по адресу: <адрес> – 1566350,56 руб.
В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
В силу ч.7 ст. 22 указанного Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу положений статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 30.09.2015 № 42 «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», налоговая база для исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости определяется с 01.01.2016, соответственно, правильность определения кадастровой стоимости непосредственно затрагивает права и интересы истца и он вправе заявлять требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст.248 КАС РФ). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Административным истцом в подтверждение заявленных требований были представлены отчеты, подготовленные ООО «Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы», согласно которым рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2018, то есть на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, составляет:
1) кафе «<данные изъяты>» с кадастровым номером № –5708010руб.;
2) стройсклад с кранбалкой с кадастровым номером № – 996780 руб.;
3) магазин с конторой с кадастровым номером № – 5812730руб.;
4) административное здание со встроенными торговыми помещениями с кадастровым номером № – 13968 000 руб.;
5) магазин «<данные изъяты>» с кадастровым номером № – 10103000 руб.;
6) магазин с кадастровым номером № – 826980руб.
Изучив представленные отчеты, суд приходит к выводу, что они содержат подробное описание проведенных исследований и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости. Определение рыночной стоимости исследуемых объектов осуществлено с применением сравнительного подхода, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения.
В отчетах специалиста представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты исследования, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка объектов недвижимости.
Данная информация подтверждена и проверяема, имеются ссылки на используемые источники информации, к отчету приложены копии размещенных в сети «Интернет» объявлений в виде компьютерных снимков, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Содержащиеся в отчетах сведения, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки, дают надлежащее представление о местоположении, категории, размере, стоимости объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в рамках данного подхода.
Специалист верно определил сегмент рынка исследования, исходя из вида разрешенного использования и фактического использования объектов оценки, подобранные экспертом аналоги сопоставимы по основным ценообразующим факторам, отвечают требованиям пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)».
В силу подпункта «д» пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)» удельный показатель стоимости скорректирован по выявленным различиям, в том числе, имущественным правам, площади объектов, скидке на продажу.
Отчеты составлены квалифицированным специалистом, имеющим право на оценочную деятельность.
Таким образом, суд, оценивая представленные отчеты, приходит к выводу о том, что оснований не доверять им не имеется, они содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и соответствуют требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере, а также замечаний к отчетам об оценке, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено, оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе судом не установлено.
Таким образом, суд считает возможным определить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
1) кафе «<данные изъяты>» с кадастровым номером № по адресу: <адрес> на основании результата отчета об оценке в размере 5708010 руб.;
2) стройсклад с кранбалкой с кадастровым номером № по адресу: <адрес> на основании результата отчета об оценке в размере 996 780 руб.;
3) магазин с конторой с кадастровым номером № по адресу: <адрес> на основании результата отчета об оценке в размере 5812730 руб.;
4) административное здание со встроенными торговыми помещениями с кадастровым номером № по адресу: <адрес> на основании результата отчета об оценке в размере 13968 000 руб.;
5) магазин «<данные изъяты>» с кадастровым номером № по адресу: <адрес> на основании результата отчета об оценке в размере 10103000 руб.;
6) магазин с кадастровым номером № по адресу: <адрес> на основании результата отчета об оценке в размере 826980руб.
Административный истец с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался.
В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 2 июля 2021 года.
В соответствии с ч. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом данные сведения применяются до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки, либо, если характеристики здания будут изменены до указанного момента, - до даты внесения соответствующих измененных характеристик в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: кафе «<данные изъяты>» с кадастровым номером № по адресу: <адрес> размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года – 5708010 руб.;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: стройсклад с кранбалкой с кадастровым номером <адрес> по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года – 996 780 руб.;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: магазин с конторой с кадастровым номером № по адресу: <адрес> размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года – 5812730 руб.;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: административное здание со встроенными торговыми помещениями с кадастровым номером <адрес> по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1января 2018 года – 13968 000 руб.;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: магазин «<данные изъяты>» с кадастровым номером № по адресу: <адрес> размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года – 10103000 руб.;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: магазин с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года – 826980руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 2 июля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Л.И. Стародубцева
Мотивированное решение составлено 30 сентября 2021 года.