Дело № 12-58/2024
УИД 04RS0007-01-2024-000015-02
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 июля 2024 года п. Заиграево
Судья Заиграевского районного суда Республики Бурятия Алсагаева Е.К., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Битухеевой Ю.Ж., с участием защитника АО «Свинокомплекс Восточно-Сибирский», действующего на основании доверенности, Бессонова В.А., представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия Баженовой Н.В., помощника прокурора Заиграевского района Бабуевой Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Свинокомплекс Восточно-Сибирский» Бессонова В.А. на постановление начальника отдела государственного земельного надзора, контроля качества, безопасности зерна и семенного контроля по Республике Бурятия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия от 28.12.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении АО «Свинокомплекс Восточно-Сибирский»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора, контроля качества, безопасности зерна и семенного контроля по Республике Бурятия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия от 28.12.2023 АО «Свинокомплекс Восточно-Сибирский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель АО «Свинокомплекс Восточно-Сибирский» обратился в суд с жалобой, указав, что при отборе проб почвы допущены нарушения требований, установленных ГОСТ 17.4.4.02-2017 и ГОСТ 17.4.3.01-2017, в протоколе испытаний неверно указано время отбора проб, представителю общества не предоставлена возможность ознакомления с документами, которые должны заполняться при отборе проб, что полностью исключает возможность установить наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности и просит суд прекратить производство по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель АО «Свинокомплекс «Восточно-Ситбирский» Бессонов В.А. доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что требование ГОСТ является обязательным. Кроме того, считает, что должностное лицо Россельхознадзора вменило обществу и уничтожение плодородного слоя почвы, и порчу земель.
Представитель Россельхознадзора Баженова Н.В. считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению, поскольку правонарушение имело место быть. Указанные в жалобе доводы являлись предметом рассмотрения при вынесении обжалуемого постановления. Полагает, что требования ГОСТ по оформлению документов при отборе проб носит рекомендательный характер.
Представитель прокуратуры Бабуева Д.М. суду пояснила, что о рассмотрении дела об административном правонарушении, о рассмотрении ходатайств по делу, прокуратура Заиграевского района должностными лицами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия не извещалась. Также считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению, поскольку правонарушение имело место быть.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ установлена административная ответственность.
Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п.п. 1,2 ч. 1, ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе: возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
При этом в силу пункта 5 указанной статьи лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложены обязанности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Из положений ст. 39 названного закона следует, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1). Указанные лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством (пункт 2).
Согласно п. 22 Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 №1940 «Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства» использование побочных продуктов животноводства не должно приводить к истощению, деградации, порче, уничтожению земель и почв и к иному негативному воздействию на земли и почвы.
Как следует из материалов дела, 16.10.2023 в ходе совместной с прокуратурой Заиграевского района внеплановой выездной проверки в связи с размещенными в средствах массовой информации публикациями о розливе побочных отходов животноводства на АО «Свинокомплекс Восточно-Сибирский» установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, произошел розлив побочных продуктов животноводства, имеются места скопления продуктов животноводства жидкой фракции по всей площади участка. Координаты мест скопления побочных продуктов животноводства на участке № <данные изъяты> Согласно результатам лабораторных исследований на бактериологию в образцах почвы обнаружено содержание обобщенных колиформных бактерий (ОКБ)-100, данный результат является опасным, что привело к загрязнению (порче) почвы, чем нарушило положения ст. 12, п. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, ч. 1, 2 ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.0 1.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 22 Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 №1940 «Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства».
Установив указанные обстоятельства на основании совокупности доказательств: постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, заключения о результатах осмотра земельного участка с кадастровым номером № акта отбора проб почв и протокола испытаний почв, фототаблиц и иных материалов дела об административном правонарушении, должностное лицо Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия признало АО «Свинокомплекс Восточно-Сибирский» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Однако при рассмотрении настоящего дела не учтено следующее.
Как видно из материалов дела и следует из пояснений участников судебного разбирательства, что прокурором Заиграевского района Республики Бурятия 28 ноября 2023 года в отношении юридического лица АО «Свинокомплекс Восточно-Сибирский» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ (л.д. 67-71).
Также в деле находятся материалы выездной проверки в отношении АО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский», которая проводилась совместно с указанной прокуратурой.
При возбуждении административного дела прокурором его извещение является обязательным на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, должностное лицо Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия определением от 06 декабря 2023 года назначил рассмотрение дела на 21.12.2023 с участием привлекаемого к административной ответственности лица АО «Свинокомплекс Восточно-Сибирский (л.д. 74), однако прокурор, представители прокуратуры в нарушение требований части 2 статьи 25.11 КоАП РФ не привлекались к участию в рассмотрении данного дела. Из списка почтовых отправлений от 08.12.2023 (л.д. 77-79) также следует, что извещение направлено лишь в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности.
Также прокурор не извещен при вынесении определения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от 21.12.2023 (л.д. 97), определения об отказе в прекращении производства по делу об административном правонарушении №-о от 25.12.2023, вынесенного по результатам рассмотрения соответствующего ходатайства защитника АО «Свинокомплекс Восточно-Сибирский».
В связи с указанным, прокурор Заиграевского района не извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Между тем в соответствии с названной нормой, прокурор в пределах своих полномочий вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
Следовательно, должностное лицо административного органа, рассмотрев дело об административном правонарушении, возбужденное прокурором в отсутствие представителей прокуратуры, не извещенных о месте и времени рассмотрения дела, нарушило требования КоАП РФ и лишило прокурора права на участие в рассмотрении настоящего дела, права представлять на доводы жалобы соответствующие пояснения, доказательства, отстаивать свою позицию, что не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, постановление подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела государственного земельного надзора, контроля качества, безопасности зерна и семенного контроля по Республике Бурятия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия от 28.12.2023 № о привлечении АО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение десяти дней через Заиграевский районный суд Республики Бурятия.
Судья Алсагаева Е.К.