Решение по делу № 33-14437/2019 от 11.11.2019

Дело № 33-14437/2019

Судья Чайко А.А.                    Дело № 2-7608/2019 (1 инстанция)

УИД 52RS0005-01-2019-006283-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Город Нижний Новгород                        10 декабря 2019 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи Кузиной Т.А., судей Леонтенковой Е.А., Серова Д.В.,

при секретаре судебного заседания Яшиной А.А.,

с участием прокурора Смурова С.Н., истца Головановой Е.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе администрации города Нижнего Новгорода на решение Нижегородского районного суда Нижегородской области от 25 июля 2019г.

гражданское дело по иску прокурора Нижегородского района города Нижнего Новгорода в интересах Головановой Е. Е. к администрации г.Н.Новгорода о возложении обязанности предоставить жилье лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родителей.

Заслушав доклад судьи Серова Д.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Нижегородского района г.Н.Новгорода обратился в суд с иском в интересах Головановой Е.Е. к администрации г.Н.Новгорода о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору специализированного найма, мотивировав требования следующим.

Прокуратурой Нижегородского района г.Н.Новгорода проведена проверка по обращению Головановой Е.Е. о нарушении ее жилищных прав в связи с непредоставлением ей, при наличии на то оснований, жилого помещения, в ходе которой установлено, что распоряжением заместителя главы администрации г.Н.Новгорода, главы администрации [адрес] г.Н.Новгорода от [дата][номер]р Голованова Е.Е. включена в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования г.Н.Новгорода. Однако до настоящего времени Голованова Е.Е. жилым помещением не обеспечена.

На основании изложенного, руководствуясь п.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ прокурор просил возложить на администрацию города Нижнего Новгорода обязанность предоставить Головановой Е.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 30 кв.м.

Решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 25 июля 2019 г. иск прокурора Нижегородского района г.Н.Новгорода в интересах Головановой Е.Е. удовлетворен. На администрацию г.Н.Новгорода возложена обязанность предоставить Головановой Е.Е. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям г.Н.Новгорода, общей площадью не менее 30 кв.м.

В апелляционной жалобе администрации г.Н.Новгорода поставлен вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с неправильным применением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями только в случае передачи их в муниципальную собственность органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительством Нижегородской области. Поскольку жилые помещения Правительством области не передавались, решение суда о предоставлении жилого помещения не может быть исполнено администрацией города.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании прокурор, а также Голованова Е.Е., в интересах которой прокурором предъявлен иск, просили решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, либо их представители, не явились, не представили доказательств уважительности причин своего отсутствия, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания; извещались надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем направления судебных извещений; кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте суда.

В соответствии с ч.1 ст.327, ч.3, 4 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Голованова Е.Е., [дата] г.р., является сиротой, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением заместителя главы администрации г.Н.Новгорода, главы администрации [адрес] г.Н.Новгорода от [дата]. [номер]Голованова Е.Е. включена в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г.Н.Новгорода.

До настоящего времени жилым помещением Голованова Е.Е. не обеспечена, своего жилья в собственности не имеет.

Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении заявленных по делу требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости возложения на администрацию г.Н.Новгорода обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы нарушений норм материального права судом при вынесении решения не допущено.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 настоящей статьи.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Нижегородской области регулируются законами Нижегородской области от 10.12.2004г. №147-з «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области», от 07.09.2007г. №123-з «О жилищной политике в Нижегородской области», содержащими аналогичные вышеприведенным положения.

Кроме того, постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010г. №315 утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которое предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот за счет средств областного бюджета и федерального бюджета путем строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области, приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области либо предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.

При этом ни ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

Согласно Закону Нижегородской области от 30.09.2008г. №116-з (ред. от 06.12.2017г.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» (с изм. и доп., вступающими в силу 01.01.2018г.), органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений (далее - государственные полномочия):

6) по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, за исключением приобретения жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений указанной выше категории граждан является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае - администрации г. Нижнего Новгорода.

Доводы апелляционной жалобы о том, что, поскольку полномочий по приобретению указанных помещений у них не имеется, принятое судом решение будет неисполнимо, в связи с чем, решением должно быть предусмотрено, что Правительство Нижегородской области обязано передать в муниципальную собственность жилое помещение, подлежат отклонению.

Согласно ст.6.1 закона №116-з, органам местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород для осуществления государственных полномочий, указанных в пункте 6 части 1 статьи 2 указанного Закона, передается в муниципальную собственность имущество (жилые помещения, благоустроенные применительно к условиям города Нижний Новгород, по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ч.2 ст.12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007г. №123-З «О жилищной политике в Нижегородской области») по перечням, утверждаемым Правительством Нижегородской области.

Органы местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород обязаны использовать имущество, указанное в части 2 приведенной статьи, для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010г. №315 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Согласно п.1.2 указанного Положения обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п.1.3 указанного Положения, благоустроенные жилые помещения, построенные (приобретенные) органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области, оформляются в муниципальную собственность и после отнесения их к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения, приобретенные министерством социальной политики Нижегородской области для обеспечения детей-сирот в городском округе городе Нижнем Новгороде, оформляются в государственную собственность Нижегородской области и передаются органам местного самоуправления города Нижнего Новгорода для отнесения к специализированному жилищному фонду и предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.

Предоставление жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот (п. 1.4 Положения).

Таким образом, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.

По смыслу указанных норм права отсутствие у администрации города полномочий на приобретение жилых помещений, не является препятствием для выполнения обязанности по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, поскольку имеется разработанный механизм получения администрацией города данных помещений для последующего предоставления. В случае нарушения обязательств по передаче жилья в муниципальную собственность для отнесения к специализированному жилищному фонду и предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, администрация вправе в установленном законом порядке разрешить возникший правовой конфликт.

Согласно п. 2.7 Положения о порядке обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 №315, предоставляемые органами местного самоуправления детям-сиротам жилые помещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствовать норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв.м).

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильным вывод, что именно администрация г.Н.Новгорода должна предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда и подлежат отклонению как необоснованные.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 25 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации [адрес] - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-14437/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Голованова Е.Е.
Прокурор Нижегородского района г. Нижнего Новгорода
Ответчики
Администрация г.Нижнего Новгорода
Другие
Министерство социальной политики Ниж. обл.
Правительство Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Серов Дмитрий Владимирович
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
18.11.2019[Гр.] Передача дела судье
10.12.2019[Гр.] Судебное заседание
16.12.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2019[Гр.] Передано в экспедицию
10.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее