УИД 59RS0013-01-2023-000735-13
Дело № 33-8718/2024
(номер дела в суде первой инстанции2-40/2024)
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 19 августа 2024 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Пермь 13 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Варовой Л.Н.,
судей Хузяхралова Д.О., Братчиковой М.П.,
при секретаре Орловой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большесосновского района Пермского края к администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края, комитету инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа, Идрисовой Наталье Вячеславовне о возложении обязанности, признании недействительным (ничтожным) договора аренды, применении последствий недействительности ничтожной сделки, признании незаконным и отмене распоряжения,
по апелляционным жалобам Идрисовой Натальи Вячеславовны, комитета инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа на решение Большесосновского районного суда Пермского края от 22 апреля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Хузяхралова Д.О., пояснения представителя истца Захарова Е.В., представителя ответчика комитета инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края Пшеничниковой Н.А., представителя ответчика Идрисовой Н. В. – Борисовой С.А., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда
установила:
прокурор Большесосновского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении обязанности на муниципальное образование Большесосновский муниципальный округ, в лице комитета инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа, направить ходатайство в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края о переводе части земельного участка ** по адресу: **** из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда; признании недействительным (ничтожным) договор аренды № ** от 8 декабря 2021 года, заключенный между Идрисовой Н.В. и муниципальным образованием Большесосновский округ муниципальный, в лице комитета инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа; применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав Идрисову Н.В. возвратить муниципальному образованию Большесосновский муниципальный округ, в лице комитета инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа земельный участок с кадастровым номером № **; признании незаконным и отмене распоряжения Комитета инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа от 8 декабря 2021 года № 677 «О предоставлении земельного участка в аренду Идрисовой Н.В.»
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Большесосновского района проведена проверка по обращению директора Очерского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» К., в котором указано, что 14 июня 2022 года сотрудниками Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества ПСУ «Управление лесничествами Пермского края» в ходе патрулирования лесного фонда в лесном массиве, расположенном около с. **** обнаружена рубка лесных насаждений на территории лесного фонда в эксплуатационных лесах, относящихся к особо-защитным участкам (берегозащитные участки леса) в квартале № **, выделе **,** СХПК «***» Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» площадью 6,7 га, в объеме 6 592 куб.м. Причиненный материальный ущерб Российской Федерации в результате рубки составил 28 055 310 рублей. Проведенной по данному факту сотрудниками полиции проверкой установлено, что данная незаконная рубка произошла на земельном участке с кадастровым номером № **. В ходе проверки установлено, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым № ** поставлен на государственный кадастровый учет 1 декабря 2021 года и числится землями сельскохозяйственного назначения, данный участок предоставлен администрацией Большесосновского муниципального округа Пермского края в аренду Идрисовой Н.В. для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, согласно договору аренды № ** от 8 декабря 2021 года, договор аренды заключен сроком на 49 лет. Также проверкой установлено, что в отношении земельного участка зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем сделана 15 марта 2006 года запись о регистрации ** и часть данного земельного участка является землей лесного фонда, указанные земли лесного фонда с 15 марта 2006 года поставлены на кадастровый учет (декларативно, без определения местоположения границ) с кадастровым номером **. Проведенной по данному факту сотрудниками полиции проверкой установлено, что данная незаконная рубка произошла на земельном участке с кадастровым № **. Использование указанного земельного участка, в качестве земель сельскохозяйственного назначения в дальнейшем способно привести к тому, что вся древесная растительность на нем будет срублена и реализована, что нанесет непоправимый ущерб лесному фонду, флоре и фауне Большесосновского муниципального округа. Земельный участок с кадастровым номером ** в государственном лесном реестре числится, как земли лесного фонда, при этом в его состав входит земельный участок с кадастровым номером № **, который на кадастровый учет поставлен 11 декабря 2021 года и числится землями сельскохозяйственного назначения. Основанием для постановки на учет послужили правоустанавливающие документы, направленные администрацией Большесосновского муниципального округа Пермского края. Администрация Большесосновского муниципального округа в силу статей 8,84 Лесного кодекса Российской Федерации не вправе распоряжаться землями лесного фонда, которые находятся в составе лесного фонда, а ГКУ ПК «Управление лесничествами Пермского края» и Министерство сведениями, на каких основаниях указанный земельный участок исключен из состава лесного фонда, не обладает, в связи с чем администрацией Большесосновского муниципального округа должны быть приняты меры по направлению ходатайства в уполномоченный орган о переводе части земельного участка с кадастровым № ** по адресу: **** в категорию земель лесного фонда, в целях защиты охраны окружающей среды, сохранения целостности лесов, флоры и фауны предотвращения незаконной рубки лесов. Прокуратурой района 31 марта 2023 года главе муниципального округа- главе администрации Большесососновского муниципального округа по результатам проведенной проверки вынесено представление об устранении лесного и земельного законодательства, однако конкретные меры по устранению нарушений не приняты, ходатайство в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края о переводе части земельного участка № ** по адресу: **** из состава земель сельскохозяйственного назначения категорию земель лесного фонда не направлено, меры по расторжению договора с Идрисовой Н.В. до настоящего времени не приняты.
Решением Большесосновского районного суда Пермского края от 22 апреля 2024 года исковые требования прокурора Большесосновского района Пермского края удовлетворены частично. Признан недействительным (ничтожным) договор аренды № ** от 8 декабря 2021 года, заключенный между Идрисовой Н.В. и муниципальным образованием Большесосновский муниципальный округ, в лице комитета инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа, применены последствия недействительности ничтожной сделки, на Идрисову Н.В. возложена обязанность возвратить муниципальному образованию Большесосновский муниципальный округ, в лице комитета инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа земельный участок с кадастровым номером № **, признано незаконным и отменено распоряжения Комитета инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа от 8 декабря 2021 года № 677 «О предоставлении земельного участка в аренду Идрисовой Наталье Вячеславовне». В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с постановленным судом решением, ответчики Идрисова Н.В., комитет инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых просят постановленное решение отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Идрисовой Н.В. указано, что при утверждении схем вновь сформированных земельных участков администрация обращалась с многочисленными письмами в адрес министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края с просьбой согласования представленных схем. Из ответов Министерства от 1 апреля 2024 года № 30-01-16-1094, от 27 декабря 2021 года № 30- 01-15.2-1492 следовало, что сведения о границах Очёрского лесничества (в части территории Большесосновского муниципального района) внесены в ЕГРН под реестровым номером ** и отображены на публичной кадастровой карте, соответственно согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в границах Большесосновского муниципального района с министерством не требуется. Таким образом, министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, ответственное за определение порядка предоставления в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование; установление порядка осуществления прав владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Пермского края, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в границах этих участков, в указанном случае, не усмотрело нарушений лесного; законодательства и не указало на то, что согласно материалам лесоустройства — выделы 10,11,13,73 в квартале 1 Большесосновского участкового лесничества (СХПК Юрковский) вошли в состав земельного участка с кадастровым номером ** и постановка на учет данного участка в качестве земель сельскохозяйственного назначения, а так же дальнейшее оформление договора аренды - невозможно. Свидетельство о праве собственности на земельный участок от 15 марта 2006 года, представленное в материалах гражданского дела, подтверждает право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда, общей площадью 51 414 га (208 кварталов) из них леса 1 группы площадью 4684 га с категориями защитности: защитные полосы вдоль автомобильных дорог -1069 га, защитные полосы лесов, защищавших нерестилища ценных промысловых рыб - 3615 га, леса 11 группы площадью 46730. Полагает, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих конкретный контур (месторасположение) части земельного участка, площадь этой части, относящейся к землям лесного фонда из участка с кадастровым номером **, представленного по договору аренды. Обращает внимание на то, что в данном случае, должны приниматься во внимание сведения Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на земельные участки, которые определяют категорию земельного участка с кадастровым номером ** как «земли сельскохозяйственного назначения». Ссылается на то, что требование о признании заключенного договора аренды в полном объеме, является необоснованным. В настоящем случае при сохранении условий договора аренды речь может идти только об изменении площади земельного участка, переданного заявителю в аренду.
В обоснование доводов апелляционной жалобы комитета инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа указана на то, что согласно ответа министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края сведения о границах Очерского лесничества внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) с кадастровым номером **, в связи, с чем согласование схем земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения не требуется. Сведения о границах земель лесного фонда, внесенные в ЕГРН 5 марта 2020 года (письмо Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 1 апреля 2021 года №30-01-16-1094) и четко отображены на публичной кадастровой карте Росреестра и вышеуказанный земельный участок не входит в границы лесного фонда. Из предоставленной информации министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 28 ноября 2023 года №849 следует, что информации о нарушениях законодательства Российской Федерации на земельном участке с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, площадью 342 440 кв.м, в ходе деятельности Очерского лесничества не выявлялись. Земельный участок с кадастровым номером: ** был отмежеван – 1 декабря 2021 года, то есть после внесения сведений о границах земель лесного фонда в ЕГРН, соответственно часть данного земельного участка не может относиться к землям лесного фонда, что говорит о том, что работы по проведению лесных участков Очерского лесничества в соответствии с описанием местоположения границ, содержащихся в межевых планах указанных земельных участков, постановка их на кадастровый учет были завершены 5 марта 2020 года.
Относительно доводов апелляционных жалоб от министерства природных ресурсов, лесного хозяйства Пермского края, прокурора Большесосновского района Пермского края поступили возражения, в которых заявлено об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Представитель ответчика комитета инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края Пшеничникова Н.А., представитель ответчика Идрисовой Н.В. – Борисова С.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции на удовлетворении апелляционных жалоб настаивали по доводам, изложенным в них; в свою очередь, представитель истца Захаров Е.В. возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции принято решение о рассмотрении дела при данной явке.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в ОП (с. Большая Соснова) МО МВД России «Очерский» поступило сообщение от прокурора Большесосновского района о выявлении факта незаконной рубки лесных насаждений в квартале № **, выделе ** СХПК «***», участок леса на котором была обнаружена рубка, находится на земельном участке с кадастровым номером **.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером **, находящийся по адресу: ****, площадью 342440+/-410 относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, земельный участок поставлен на кадастровый учет 1 декабря 2021 года. Данные о правообладателе данного земельного участка отсутствуют, установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости в виде договора аренды от 20 декабря 2021 года, срок действия которого с 8 декабря 2021 года по 7 декабря 2070 года, лицо в пользу которого установлены ограничения – Идрисова Н.В. (т. 1 л.д.55-56).
Распоряжением комитета инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа от 15 апреля 2021 года № 259 утверждена схема расположения земельного участка, находящегося по адресу: ****, площадью 342440 кв.м, территориальная зона не установлена, в кадастровом квартале **, категория – земли сельскохозяйственного назначения» вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» (т. 2 л.д.57)
Из распоряжения комитета инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа от 8 декабря 2021 года № 677 следует, что Идрисовой Н.В. предоставлен земельный участок с кадастровым номером **, находящийся по адресу: **** (т. 1 л.д. 108).
На основании договора аренды земельного участка от 8 декабря 2021 года **, заключенного между муниципальным образованием Большесосновского муниципального района Пермского края (арендодатель) и Идрисовой Н.В. (арендатором), арендодатель предоставил арендатору на условиях аренды земельный участок, общей площадью 342440 кв. метров, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, находящийся по адресу: ****, Кленовское сельское поселение, урочище «***», кадастровый номер **. Договор заключен сроком на 49 лет, с 8 декабря 2021 года по 7 декабря 2070 года. Арендатор обязан вносить арендную плату (т. 1 л.д. 101-104), на основании акта приема-передачи от 8 декабря 2021 года земельный участок был передан Идрисовой Н.В. (т. 1 л.д.105).
Из ответа администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края следует, что ответчик Идрисова Н.В. является главой крестьянско-фермерского хозяйства, с 11 апреля 2016 года информацией о ведении личного подсобного хозяйства на данном земельном участке не располагают (т. 1 л.д.124).
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке, земельный участок, расположенный в квартале 1 СХПК «***» Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества, общей площадью 514140000 кв.м. входит в состав земельного участка лесного фонда с кадастровым номером **. Право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок зарегистрировано 15 марта 2006 года (т. 1 л.д. 61-62).
Согласно выписке из государственного лесного реестра от 16 января 2024 года № ** земельный участок с кадастровым номером **, находящийся по адресу: ****, общей площадью 17,7 га. относится к землям лесного фонда, вид разрешенного использования – использование лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, целевое назначение лесов – эксплуатационные леса, что подтверждается картой-схемой расположения и границ лесного участка, а также выкопировкой из таксационного описания (т. 1 л.д.65-66,68-69).
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 15 марта 2006 года участок лесного фонда, общей площадью 51414 га (208 кварталов), из них леса 1 группы площадью 4 684 га с категориями защитности: защитные полосы лесов вдоль автомобильных дорог – 1069 га, защитные полосы лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб- 3615 га, леса 2 группы площадью 46730 га, находящийся по адресу: ****, кадастровый номер объекта ** (т.1л.д. 67).
Из ответа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 6 июля 2022 года следует, что согласно сведениям государственного лесного реестра, материалам лесоустройства Очёрского лесничества и заключению Очёрского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» от 22 июня 2022 года № 262 земельный участок с кадастровым № ** и расположенный в его границах участок, на котором выявлена рубка лесных насаждений, относятся к землям лесного фонда с местоположением: ****. Расположенные на этом участке леса по целевому назначению относятся к эксплуатационным лесам. Ранее леса СХПК «Юрковский» входили в состав Большесосновского сельского лесхоза, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда, которое подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 15 марта 2006 года № **. В сведениях ЕГРН соответствующие земельному участку с кадастровым номером ** участки земель лесного фонда учтены с кадастровым номером **. В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 июля 2011 года № 335 «Об определении количества лесничеств на территории Пермского края и установлении их границ» Большесосновский сельский лесхоз вошел в состав Большесосновского участкового лесничества Очёрского лесничества Пермского края. На сегодняшний день границы Очёрского лесничества (Большесосновский муниципальный округ) установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 15 февраля 2019 года № 298 «Об установлении границ Очёрского лесничества Пермского края» (т.1 л.д. 207-208).
На основании договора аренды лесного участка от 12 декабря 2008 года № 95, заключенного между Агентством по природопользованию Пермского края и СХК «Юрковский», последний принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 327 га, категория земельного участка – земли лесного фонда, расположенный по адресу: ****, на срок по 1 августа 2011 года, который дополнительным соглашением № 1 от 24 января 2011 года был продлен по 11 декабря 2018 года.
На основании приказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 2 сентября 2014 года утвержден перечень лесных кварталов в составе участковых лесничеств Пермского края, согласно которому хозяйство СХК «***» входит в Большесосновское сельское участковое лесничество.
На основании решения о проведении проверки от 16 ноября 2022 года № 105, прокуратурой Большесосновского района совместно с сотрудниками прокуратуры Пермского края в период с 17 ноября 2022 года по 15 декабря 2022 года проведена проверка администрации Большесосновского муниципального округа в части исполнения законодательства о муниципальной собственности земельного законодательства за период 2021, 2022.
В результате проведения проверки выявлены многочисленные факты незаконного предоставления в 2021-2022 гражданам земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, в частности земельные участки предоставлялись гражданам с нарушением положений земельного законодательства, поскольку площадь земельных участков во много раз превышают потребность для ведения личного подсобного хозяйства.
В связи с чем, 23 декабря 2023 года прокуратурой Большесосновского района в адрес главы администрации Большесосновского муниципального округа вынесено представление об устранении в месячный срок со дня вынесения представления нарушений земельного законодательства и законодательства в сфере государственной (муниципальной) собственности, рекомендовано организовать работу по расторжению незаконно заключенных договоров по предоставлению земельных участков.
Согласно ответу ГКУ Пермского края «Управление лесничествами Пермского края» от 28 ноября 2023 года № 849 Очёрское лесничество на запрос от 24 ноября 2023 года комитета инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа нарушения законодательства Российской Федерации на земельном участке с кадастровым номером ** в ходе деятельности Очерского лесничества не выявлялись (т. 1 л.д.171).
В дополнение к ответу от 28 ноября 2023 года № 849, 10 апреля 2024 года ГКУ Пермского края «Управление лесничествами Пермского края» сообщает о том, что на земельном участке с кадастровым номером **, на основании сведений из реестра установлено, что данный участок входит в состав земель лесного фонда, при сопоставлении границ данного земельного участка, содержащихся в сведениях Публичной кадастровой карты, с материалами лесоустройства, установлено наложение земельного участка на земли лесного фонда (на выдел **, **, **, ** квартал № ** Большесосновского участкового лесничества (СХПК «***»). В ходе деятельности Очёрского лесничества был выявлен факт незаконной рубки деревьев на территории Большесосновского участкового лесничества в квартале № **, выдел **, ** СХПК «***», на основании пункта 2 части 1 статьи 24 УПК РФ и статьи 148 УПК РФ вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела, так как участок с кадастровым номером ** поставлен на кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках».
Согласно телефонограмме от 9 апреля 2024 года специалист ГКУ Пермского края «Управление лесничествами Пермского края» О. пояснила, что в ответе от 28 ноября 2023 года № 849 указано на отсутствие нарушений законодательства Российской Федерации, в связи с тем, что вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела, предусмотренного части 3 статьей 260 Уголовного кодекса Россиской Федерации по заявлению директора ГКУ Пермского края «Управление лесничествами Пермского края», тогда как факт незаконной рубки древесины, расположенной в квартале ** выделы **,** СХПК «***» действительно был установлен.
Из ответа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в адрес прокурора Большесосновского муниципального округа следует, что согласно пункту 10 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации и пункту 5.5 Положения о Рослесхозе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, принятие решений об установлении границ лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, относится к полномочиям Рослесхоза. Границы Очёрского лесничества Пермского края установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 15 февраля 2019 года № 298 « Об установлении границ Очёрского лесничества в Пермском крае, на основании которого они были внесены филиалом ПКК «Роскадастр» по Пермскому краю в ЕГРН 5 марта 2020 года с реестровым номером 59:00-15.7. Проведение работ по установлению границ Очёрского лесничества Пермского края обеспечено Рослесхозом в рамках государственных заданий 2015-2017 годов, исполнителем по которым являлось ФГБУ «Рослесинфорг». Таким образом Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края не является ни исполнителем, ни заказчиком этих работ, в связи с чем у Министерства отсутствует информация о причинах не занесения в ЕГРН сведений об отнесении земельного участка к землям лесного фонда.
Согласно письменным пояснениям Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края спорный земельный участок с кадастровым номером **, поставленный на кадастровый учет 1 декабря 2021 года и исходя из сведений ЕГРН, являющийся землями сельскохозяйственного назначения, находящийся по адресу: ****, расположенный в квартале 1 СХПК «***» Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества входит в состав земельного участка лесного фонда с кадастровым номером **. Право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок зарегистрировано 15 марта 2006 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 67). Согласно таксационному описанию СХПК «***» эксплуатационные леса в квартале №**, выделы **, **, **, ** и ** имеют возраст от 25 до 90 лет.
Из имеющегося в материалах дела договора аренды, заключенного между Агентством по природопользованию Пермского края и СХПК «***» в период с 2008 года по 2018 год леса, расположенные в СХПК «***» квартал **, выделы ** являлись предметом договора аренды лесного участка от 12 декабря 2008 года № **, сведений о том, что участок лесного фонда (квартал **, выделы **) исключен из лесного фонда отсутствуют.
Также из сведений, представленных ГКУ Пермского края «Управление лесничествами Пермского края» следует, что земельный участок с кадастровым номером ** относится к землям лесного фонда, однако по данным лесоустройства указанный участок находится в составе лесного фонда в квартале № ** выделах **, **, **, **, ** СХПК «***» Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» и должен состоять на учете в Государственном Лесном Реестре, какие-либо сведения об исключении данного участка из Государственного Лесного Реестра в лесничество не поступали.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, исходил из того, ни администрация Большесосновского муниципального района ни Комитет инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа не имели полномочий по распоряжению лесными участком, при наличии на него зарегистрированного права Российской Федерации.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требований истца сторонами не обжалуется, в связи с чем не подлежит проверке судом апелляционной инстанции в силу принципа диспозитивности.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции в обжалуемой части обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм права и верной оценке доказательств по делу, доводами жалобы они не опровергнуты.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения и не требует признания ее таковой в судебном порядке.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском послужил вывод об отнесении арендованного Индрисовой Н.В. земельного участка с кадастровым номером ** к землям лесного фонда и отсутствие у администрации полномочий на предоставление данного участка в ее пользование.
В соответствии со статьей 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
Осуществление полномочий по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что следует из положений пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с нормами земельного законодательства органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 3.3 Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 342 440 кв.м., с кадастровым номером **, поставлен на кадастровый учет 01 декабря 2021 года, с отнесением его к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.
Факт расположения земельного участка, переданного в аренду Идрисовой Н.В. по договора аренды в границах лесного фонда подтверждается материалами дела. Доводы апелляционной жалобы Идрисовой Н.В. о том, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих конкретный контур (месторасположение) части земельного участка, площадь этой части, относящейся к землям лесного фонда из участка с кадастровым номером **, представленного по договору аренды, отклоняются судом апелляционной инстанции как находящиеся неустранимых противоречиях с материалами дела.
Таким образом, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что ни администрация Большесосновского муниципального района ни Комитет инфраструктуры, ЖКХ, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа не имели полномочий по распоряжению лесными участком, при наличии на него зарегистрированного права Российской Федерации.
Учитывая пересечение границ, спорного земельного участка с границами земель лесного фонда, указанный земельный участок не может быть отнесены к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» без соблюдения установленной законом процедуры их перевода из земель лесного фонда, включая обязательное согласование Рослесхоза.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно признал, что земельный участок с кадастровым номером ** сформирован в части из земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, в связи с чем неправомерно предоставлен в аренду Идрисовой Н.В.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что Идрисовой Н.В. по договору аренды был передан земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, площадью 342 440 кв.м., что превышает установленный Федеральным законом от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» размер более чем в 68 раз.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной инстанции о необходимости изменения лишь площади земельного участка, переданного арендатору в аренду, не влекут отмены решения суда. В данном случае, переданный в аренду земельный участок не только пересекает границы лесного фонда в значительном размере, но и предоставлен с превышением площади земельного участка, установленным Федеральным законом от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», более чем в 68 раз.
Отклоняются судом апелляционной жалобы и доводы апелляционной жалобы комитета инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа о том, что спорный участок сформирован уже после внесения сведений о границах земель лесного фона в Единый государственный реестр недвижимости, и, следовательно, часть спорного земельного участка не может относиться к землям лесного фонда, по следующим основаниям.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 201-ФЗ).
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ) в редакции в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее - Закон № 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Закон № 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона № 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21 сентября 2017 года № 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24 февраля 2022 года № 423-О).
Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Закона № 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Приведенная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 302-ЭС20-13098.
Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
Таким образом, суду при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ в редакции Закона № 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01 января 2016 года, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.
Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и легализации прав на лесные участки недобросовестными лицами.
Из материалов дела следует, что границы участка на местности не обозначены, признаки использования отсутствуют. Участок покрыт многолетними лесными насаждениями. При этом как отмечалось выше, Очёрским лесничеством был выявлен факт незаконной рубки деревьев на территории Большесосновского участкового лесничества в квартале № 1, выдел 11, 73 СХПК «Юрковский», однако было вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела, так как участок с кадастровым номером ** поставлен на кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках».
Из материалов дела не усматривается согласования с федеральным органом исключения участков из состава лесного фонда, что не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Закону № 172-ФЗ; согласование о включении в земли сельскохозяйственного назначения лесных участков в рассматриваемом случае отсутствовало, в случае соблюдения порядка прохождения процедуры перевода земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения администрация не лишена права на обращение с заявлением о внесении изменений в лесной реестр в отношении спорных участков, либо данные изменения могут быть внесены Министерством самостоятельно.
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Администрация, заключая спорный договор аренды, неправомерно распорядилась частью земельного участка, относящегося к лесному фонду и являющейся федеральной собственностью, чем нарушила права Российской Федерации как собственника.
При указанных обстоятельствах, спорный договор аренды земельного участка правомерно признан недействительным. С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении в части требований прокурора, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб суд апелляционной инстанции не усматривает.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо нарушений требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судом не допущено. Изложенные в обжалуемом решении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на положениях действующего законодательства.
Оценка представленных в дело доказательств в совокупности, произведенная судом апелляционной инстанции в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и доводов сторон, не позволила суду апелляционной инстанции прийти к иным выводам.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда
определила:
решение Большесосновского районного суда Пермского края от 22 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Идрисовой Натальи Вячеславовны, комитета инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, земельных и имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального округа – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в кассационном порядке в течение трех месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) через суд первой инстанции.
Председательствующий подпись
Судьи подписи