Дело №21-349/2018 Судья Смаева Н.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
19 июля 2018 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ажигалиева Михаила Гауазовича на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от 19 апреля 2018 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 22 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, в отношении начальника Управления промышленной, экологической безопасности и охраны труда публичного акционерного общества «Химпром» Ажигалиева Михаила Гауазовича,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике № 02-07 от 19 апреля 2018 года начальник Управления промышленной, экологической безопасности и охраны труда публичного акционерного общества «Химпром» Ажигалиев М.Г. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 22 мая 2018 года постановление государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Чувашской Республике от 19 апреля 2018 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Ажигалиев М.Г. просит принятые по делу решения отменить, производство по делу прекратить в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, а также недоказанностью обстоятельств, на основании которого вынесено решение.
Рассмотрев доводы жалобы и изучив материалы дела, выслушав объяснения защитника Ажигалиева М.Г.-Петровой Е.В., представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республики Архипова С.А., суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Разрешением устанавливаются перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, а также иные условия, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно части 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения ПАО «Химпром» обязательных требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с охраной окружающей среды Управлением Росприроднадзора по Чувашской Республике выявлены факты нарушения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха - выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
По результатам плановой выездной проверки установлено, что основной деятельностью Общества является производство прочих химических органических основных веществ.
ПАО «Химпром» осуществляет хозяйственную деятельность на двух производственных площадках.
Первая производственная площадка (основная) расположена по адресу: <адрес>, вторая площадка (речной порт) расположена по адресу: <адрес>.
По первой площадке, расположенной по адресу: <адрес> выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 2016 г. осуществлялся на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 01 февраля 2012 г. №ВР.008.12 со сроком действия до 30 декабря 2016 г. Разрешенный выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух составлял 4933,954 т/год.
ПАО «Химпром» в 2016 г. была проведена новая инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных по адресу: <адрес>, на основании которой разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 14 июля 2017 г. №ВР.048.17 со сроком действия до 31 декабря 2021 г. Разрешенный выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух составлял 4056,32 т/год.
Согласно федеральному статистическому отчету по форме №2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2017 г. выброшено в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ в количестве 1287,441 тонн, что на 306,425 тонн больше, чем в 2016 г.
Увеличение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в 2017 г. связано с введением новых источников выбросов, а также увеличением выпуска продукции.
Основные источники выбросов загрязняющих веществ расположены в следующих подразделениях: цех производства кремнийорганических продуктов, цех производства перекиси водорода и органических полупродуктов, цех производства хлорметанов хлорпарафинов, цех производства полуфабрикатов и ДФГ, цех производства Мягчителя-2, цех производства ацетонанила и продуктов для ТЭК, цех производства хлора и каустика.
На предприятии также имеются паровые котельные, топочные и т.д. Поставка природного газа осуществлялась на основании дополнительного соглашения от 17 декабря 2015 г. к договору поставки газа от 15 октября 2010 г. №59-5-4301. В 2017 г. согласно актам выполненных работ поданного и принятого природного газа Обществом потреблено природного газа 33495,821 тыс.м3, в том числе с апреля 2017 г. по 13 июля 2017 г. согласно актам выполненных работ потреблено природного газа 8486,24 тыс.м3. В результате сжигания природного газа в атмосферный воздух выделяются следующие загрязняющие вещества: диоксид азота, оксид азота, углерода оксид.
За период с апреля 2017 г. по 13 июля 2017 г. у ПАО «Химпром» отсутствовало разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении начальника Управления промышленной, экологической безопасности и охраны труда публичного акционерного общества «Химпром» Ажигалиева М.Г. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Факт совершения начальником Управления промышленной, экологической безопасности и охраны труда публичного акционерного общества «Химпром» Ажигалиевым М.Г. вмененного ему административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, исследованных должностным лицом при рассмотрении дела, а также судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о доказанности факта нарушения Ажигалиевым М.Г. требований, установленных ч.1 ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч.4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 статьи 8.21 КоАП РФ.
В соответствии с имеющими в деле доказательствами в их совокупности в постановлении должностного лица и решении судьи сделан обоснованный вывод о виновности Ажигалиева М.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.
При рассмотрении дела на основании ст. 26.1 КоАП РФ должностным лицом и судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, оснований для выводов о неверной оценке доказательств по делу не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Вопреки доводам жалобы, при квалификации действий по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ выявление обстоятельств превышения нормативов допустимых выбросов не требуется, поскольку в соответствии с действующим законодательством именно при получении разрешения устанавливаются нормы предельно допустимых выбросов, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
При этом объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, выражается в незаконном выбросе вредных веществ в атмосферный воздух или вредном физическом воздействии на него без специального разрешения, вне зависимости от нормативов.
Каких-либо нарушений порядка проведения проверки и процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Доводы жалобы не влекут сомнений в правильности постановления административного органа и судебного решения и не могут являться причинами их отмены, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права, а сводятся к несогласию заявителя жалобы с оценкой доказательств вины Ажигалиева М.Г. и обстоятельств правонарушения.
Постановление о привлечении Ажигалиева М.Г. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных по делу решений, в ходе производства по данному делу допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от 19 апреля 2018 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 22 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, в отношении начальника Управления промышленной, экологической безопасности и охраны труда публичного акционерного общества «Химпром» Ажигалиева Михаила Гауазовича оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Судья Н.П. Краснова