Решение по делу № 2-4098/2019 от 20.03.2019

К делу № 2-4098/2019

Решение

Именем Российской Федерации

г. Краснодар «21» мая 2019 года

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Ермолова Г.Н.,

секретаря судебного заседания Щегольковой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации муниципального образования город Краснодар к Поповой Т.М,, Сафронову И.А., Осиповой А.Б., Давтян С.М., Хохловой С.В., Афанасенкову В.Н., Афанасенковой Т.В,, Сердюк Т.А., Капирулину С.М., Кияшко А.Ю,, Игнатенко И.И,, Волковой О.М. об освобождении самовольно занятого земельного участка,

Установил:

Администрация муниципального образования город Краснодар обратилась в суд с иском к Поповой Т.М., Сафронову И.А., Осиповой А.Б., Давтян С.М., Хохловой С.В., Афанасенкову В.Н., Афанасенковой Т.В,, Сердюк Т.А., Капирулину С.М., Кияшко А.Ю,, Игнатенко И.И,, Волковой О.М. об освобождении самовольно занятого земельного участка. В обоснование своих требований истец сослался на то, что ДД.ММ.ГГГГ в порядке осуществления муниципального земельного контроля специалистом Управления муниципального контроля Администрации муниципального образования город Краснодар проведена проверка земельных участков, принадлежащих ответчикам. В результате проверки установлено, что к вышеуказанным земельным участкам, принадлежащим ответчикам, без оформленных в установленном порядке разрешительных документов на землю, самовольно присоединены земельные участки общей площадью 1 718,4 кв.м. До настоящего времени указанное нарушение не устранено.

В судебном заседании представитель истца Администрации муниципального образования г. Краснодар заявленные требования поддержал, просит суд их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Попова Т.М., ее представитель ответчика в судебном заседании иск не признали, просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Соответчики в судебном заседании отсутствовали, о дне, времени и месте слушания дела были уведомлены надлежащим образом.

Судья, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования не подлежащим удовлетворению, поскольку они не основаны на действующем законодательстве и не нашли свое подтверждение в фактических материалах дела.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

На основании ст. 2 Земельного кодекса РФ, земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации правомочия собственника земельных участков, находящихся в государственной собственности осуществляют органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ, право собственности не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц: в данном случае право собственности ответчика на металлический гараж не должно нарушать право собственности муниципалитета на землю.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ, в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право подлежит восстановлению. В силу ч. 2 ст. 76 Земельного кодекса РФ, самовольно занятые участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков.

В силу п. 2 ст. 264 Гражданского кодекса РФ, лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

На основании ст. 268 Гражданского кодекса РФ, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения визуальной фиксации использования земельного участка, а также согласно акту установления границ земельного участка и координирования строений от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленной МБУ «Институт Горкадастрпроект», управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар выявлено, что заборное ограждение, возведённое со стороны ул. им. Ковалёва в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, выходит за границы земельных участков с нижеперечисленным кадастровыми номерами. Таким образом, установлено, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. занят самовольно, а именно со стороны земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты> что следует из акта визуальной фиксации использования земельного участка управления муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером и видом разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство», расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Поповой Т.М., о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером и видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Сафронову И.А., о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером и видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Осиповой А.Б., о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером и видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Давтян С.М., о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, АОЗТ Агрофирма «Солнечная», в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения необходимые для заполнения раздела «Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ , многоквартирный дом площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером

В данном многоквартирном доме расположено 8 квартир с кадастровыми номерами: (собственник Хохлова СВ.), (собственник Афанасенков В.Н.), (собственник Афанасенкова Т.В.), (собственник Сердюк Т.А.), (Капирулин СМ.), (собственник Кияшко А.Ю,), (собственник Игнатенко И.И,), (собственник Волкова О.М.).

В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

В силу части 1 статьи 3.3 предусмотрено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 этой же статьи действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно пункту 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Также на основании пункта 3 данной статьи приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях или за их счет.

Вышеуказанные земельные участки были приобретены ответчиками на основании сделок, которые истцом не оспариваются.

В связи с тем, что границы земельных участков не были установлены, ответчики обратились к кадастровому инженеру для уточнения местоположения границ спорных земельных участков. Кадастровым инженером были подготовлены межевые планы, согласно которых площадь фактических земельных участков больше нежели указано в правоустанавливающих документах, расхождение составило от 22 до 300 кв.м., что не превышает предельный минимальный размер земельного участка. В межевых делах имеются акты согласования местоположения границ земельных участков. Это послужило основанием для уточнения площади земельных участков и регистрации права собственности ответчиков на земельные участки, категория земель: земли населенных пунктов - под индивидуальное жилищное строительство с кадастровыми номерами:

Так, согласно п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при учете изменений площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований (далее - уточненная площадь), не должна превышать площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади земельного участка в ГКН.

Согласно п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации определяются нормы предоставления в собственность гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

Решением Городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» минимальный размер земельного участка составлял <данные изъяты> кв.м.

В соответствии с ч. 3 ст. 25 ФЗ Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка). При кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка (далее - смежный земельный участок), орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.

Исходя из ст. 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись.

Таким образом, ответчики владеют и пользуются спорными земельными участками на праве собственности, право собственности ответчиков на земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке. Доказательств обратного истцом суду не предоставлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Администрации муниципального образования город Краснодар к Поповой Т.М,, Сафронову И.А., Осиповой А.Б., Давтян С.М., Хохловой С.В., Афанасенкову В.Н., Афанасенковой Т.В,, Сердюк Т.А., Капирулину С.М., Кияшко А.Ю,, Игнатенко И.И,, Волковой О.М. об освобождении самовольно занятых земельных участков, отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий –

20.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2019Передача материалов судье
25.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2019Судебное заседание
21.05.2019Судебное заседание
21.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2019Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее