Решение по делу № 2-3288/2018 от 17.05.2018

Дело №2-3288/2018

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

30 июля 2018 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Хертек С.Б., при секретаре Лупсаа Ч.Е., переводчике ФИО1., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва об обязании Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить на условиях договора специализированного найма жилого помещения - жилое помещение на территории села <адрес>,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва. В обоснование иска указано на то, что истица является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения. В 2016 г. получила диплом бакалавра. С 2014 г. состоит в очереди на получение жилья. На учете в качестве нуждающейся в жилье состоит в <адрес> с 2014 года. Просит обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, просила удовлетворить их.

Представитель ответчика Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва ФИО1, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, просила отказать.

Представители третьих лиц - Министерства финансов РТ, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Министерства земельных и имущественных отношений РТ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подпунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.

Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон Республики Тыва N918 ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.

В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон N 15-ФЗ) с ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке статьи 8 Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

С ДД.ММ.ГГГГ такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Каждый из перечисленных в этой норме юридических фактов имеет самостоятельное значение.

Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Тыва N 918 ВХ-1. Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва N 918 ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список исходя из даты постановки их на учет в органах местного самоуправления. Сведения о лицах, указанных в абзаце первом настоящей части, предоставляются органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва (часть 2.1 введена Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 2268 ВХ-1).

Согласно свидетельству о рождении, смерти и паспорту, истец ФИО1 на родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Имеет регистрацию в с.<адрес>, <адрес>. Отцом указан ФИО1, умерший ДД.ММ.ГГГГ., матерью – ФИО1, умершая ДД.ММ.ГГГГ. (записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ., паспорт серии 93 10 , записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ. Отдел Управления ЗАГС РТ (Агентства) в <адрес>, в <адрес> ).

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 назначена попечителем над несовершеннолетней ФИО1

Согласно информации Агентства от ДД.ММ.ГГГГ и контрольной карточки, истец, как сирота поставлена на учет на получение жилой площади ДД.ММ.ГГГГ. под .

Согласно заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обращалась в орган опеки и попечительства <адрес> с заявлением о предоставлении жилого помещения.

Из уведомления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, и справки ГУП РТ «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у истца ФИО1 отсутствуют сведения о зарегистрированных объектах недвижимого имущества на имевшиеся (имеющиеся), расположенные на территории Российской Федерации.

Согласно копии дипломов, в том числе ФГБОУ «Уральский государственный экономический университет» истец освоила программу бакалавра по направлению подготовки экономики.

Объективная нуждаемость истца ФИО1 в жилье подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, не имеется.

Таким образом, судом установлено, что истец относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на дополнительные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ для детей.

Следует учесть, что в настоящее время Федеральный закон N159-ФЗ, ни Жилищный кодекс (статья 109.1), ни законодательство Республики Тыва, регулирующее вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.

Целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам, действующим федеральным и региональным законодательством не поставлено в зависимость от условий, указанных в ответе Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, поскольку факт учета лиц указанной категории в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения. Положения перечисленных выше норм не содержат указания и на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье данной категории граждан по договорам найма специализированного жилищного фонда, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

Обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не реализовавшим свое право на получение жилого помещения в соответствии с изменениями, внесенными Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРТ «О внесении изменений в ст.8.3 Закона Республики Тыва «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложена на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей, предусматривающей порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма.

Согласно данной статье, с учетом внесенных изменений, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в течение 10 дней со дня принятия решения уведомляет заявителя о принятом решении.

На основании решения, указанного в части 1 настоящего Порядка, орган исполнительной власти Республики Тыва, по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, в предоставляемые специализированные жилые помещения.

Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Постановлением Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2375 утверждена норма площади жилого помещения для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда городского округа <адрес> по договору социального найма (норма предоставления) в размере 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Поскольку ФИО1 обратилась с заявлением в Агентство по делам семьи детей Республики Тыва о включении ее в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес>, также относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состояла в очереди на получение жилого помещения, имеет регистрацию в селе <адрес>, <адрес> Республики Тыва, суд полагает необходимым возложить на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва обязанность предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории села <адрес>.

При определении срока исполнения суд полагает, считать разумным сроком, шестимесячный срок со дня вступления решения в силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, удовлетворить.

Обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить ФИО1 на условиях договора специализированного найма жилого помещения - жилое помещение на территории села <адрес>, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней).

Председательствующий С.Б. Хертек

2-3288/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Улан-Баир С.Э.
Улан-Баир Сайзана Эрес-ооловна
Ответчики
Администрация Тоджинского района Республики Тыва
Отдел опеки и попечительства Администрации Тоджинского кожууна
Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва
Другие
Министерство финансов РТ
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ
Министерство земельных и имущественных отношений РТ
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Дело на странице суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
17.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2018Передача материалов судье
22.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2018Судебное заседание
30.07.2018Судебное заседание
06.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2018Дело оформлено
26.10.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее