г. Екатеринбург 24 ноября 2017 года
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Тарасюк Ю.В.,
при секретаре Брылуновой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белобородова Алексея Евгеньевича к Администрации г. Екатеринбурга, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Приволжско – Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании служебного статуса жилого помещения отсутствующим,
установил:
спорные жилые помещения - две жилые комнаты жилой площадью 28.1 кв.м в <адрес>.
Рстец обратился СЃ РёСЃРєРѕРј Рє ответчикам Рѕ признании отсутствующим служебного статуса спорных комнат, указанного РІ ордере в„–, выданном Администрацией <адрес> РЅР° РёРјСЏ истца Белобородова Рђ.Р•. Р’ обоснование требований указал, что вселен РІ спорные комнаты РЅР° основании ордера РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, выданного Администрацией <адрес>, РІ котором имеется отметка Рѕ служебном статусе предоставленного жилья. Служебный статус спорных комнат ответчики РЅРµ доказали, поскольку РЅРµ представили данные Рѕ балансодержателе комнат, Рѕ включении РёС… РІ состав федеральной или муниципальной собственности, притязаний РЅР° СЃРїРѕСЂРЅРѕРµ жилье Сѓ Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р Р¤ РЅРµ имеется. РћРЅ (Белобородов) является добросовестным нанимателем, оплачивает коммунальные услуги Рё несет расходы РїРѕ содержанию жилья, отметка РІ ордере Рѕ служебном статусе СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ жилья препятствует РІ реализации истцом права приватизации.
В судебном заседании истец Белобородов А.Е. и его представитель Зыков Е.Е. настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р Р¤ Тарасов Р.Р’. РІ судебном заседании РїСЂРѕСЃРёР» РІ удовлетворении РёСЃРєР° отказать РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ необоснованностью.
Остальные участники процесса, будучи надлежаще извещенными, в том числе публично, посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения участников процесса и положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив письменные доказательства по делу в совокупности, суд приходит к следующему.
Спорные правоотношения сторон регулируются как нормами Жилищного кодекса РСФСР, так и Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 5 Жилищного кодекса РСФСРжилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству, образуют государственный жилищный фонд.
В соответствии со статьей 6 Жилищного кодекса РСФСРгосударственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установление режима использования жилья относится к исключительной компетенции собственника.
Согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСРслужебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В силу пункта Постановления Пленума Верховного Суда РСФСРот 26 декабря 1984 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" помещения в домах муниципального жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных. В точно таком же порядке до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации производилось снятие с жилья служебного статуса - путем принятия местной администрацией соответствующего решения.
После 01.03.2005 включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение служебным, решается исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения (пункт 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Вступившими РІ законную силу Рё преюдициальными для данного дела решением Чкаловского районного СЃСѓРґР° Рі. Екатеринбурга РѕС‚ 29.06.2015 РїРѕ делу в„– 2-46/2015 Рё апелляционным определением Свердловского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 07.10.2015 РїРѕ делу в„– 33-14115/2015 установлено, что спорные комнаты находятся РІ федеральной собственности Рё РІ оперативном управлении ФГКУ «Приволжско – Уральское РўРЈРРћВ» РњРћ Р Р¤, Постановлением главы Администрации Рі. Екатеринбурга РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Р¶ отнесены Рє служебному жилью Рё предоставлены Белобородову Рђ.Р•. именно РІ таком статусе.
Обстоятельства, установленные указанными судебными актами, после их принятия и по настоящее время не изменились, поскольку спорные комнаты в муниципалитет не переданы, по-прежнему остаются в федеральной собственности и сохраняют статус служебного жилья. Данные факты подтверждаются отзывами ответчиков, ответами Администрации г. Екатеринбурга и Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга об отсутствии спорных помещений в составе муниципального жилищного фонда, неснятии с комнат служебного статуса.
Требуя признать отсутствующим статус служебного жилья у спорных комнат, истец не доказал обоснованность заявленного иска. Все доводы истца по существу направлены на оспаривание установленных преюдициальными для него судебными актами, сводятся к попытке снять с комнат статус служебного жилья в обход предусмотренной законом процедуры оспаривания решения компетентного лица о присвоении специализированного статуса и выданного ордера, и обсуждения вопроса о сроке исковой давности.
По делу установлено, что спорные жилые комнаты в муниципальную собственность по настоящее время не переданы. Администрация г. Екатеринбурга, ТУ Росимущества в Свердловской области, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ не являются собственниками или балансодержателями спорного жилья или лицами, в чью компетенцию на момент рассмотрения дела входит решение вопроса о присвоении или снятии с жилья специализированного статуса. Постановление главы Администрации г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-ж в части включения спорных комнат в разряд служебных, истцом в настоящем деле не оспаривается.
Суд приходит к выводу, что по заявленным исковым требованиям Администрация г. Екатеринбурга, Администрация Чкаловского района г. Екатеринбурга, ТУ Росимущества в Свердловской области, ФГКУ «Центррегионжилье» являются ненадлежащими ответчиками, что является самостоятельным основанием к отказу в иске Белобородова А.Е. к данным ответчикам независимо от иных мотивов.
По приведенным мотивам исковые требования истца ко всем ответчикам о признании отсутствующим служебного статуса спорных комнат, указанного в ордере №, выданном Администрацией г. Екатеринбурга на имя истца Белобородова А.Е. удовлетворению не подлежат.
Ответчиком ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ сделано заявление о применении срока исковой давности к требованию истца и отказе в удовлетворении иска по мотиву его пропуска.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» заявление ненадлежащей стороны о применении исковой давности правового значения не имеет.
Поскольку ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в спорных правоотношениях является ненадлежащим ответчиком, его заявление о пропуске истцом давностного срока правового значения не имеет.
Решение состоялось не в пользу истца, более того, в силу статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины независимо от их процессуального статуса по делу. При таком положении оснований для распределения между ответчиками понесенных истцом расходов по уплате государственной пошлины не имеется (статья 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Белобородова Алексея Евгеньевича к Администрации г. Екатеринбурга, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Приволжско – Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании отсутствующим статуса служебного жилья, указанного в ордере № №, выданном Администрацией г. Екатеринбурга на имя истца Белобородова Алексея Евгеньевича в отношении двух жилых комнат жилой общей площадью 28.1 кв.м в <адрес>, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.
Решение изготовлено в совещательной комнате в печатном виде.
Председательствующий Ю.В. Тарасюк