дело № 12-7/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
13 января 2020 года г. Волгодонск Ростовской области
ул. Морская, 108
Судья Волгодонского районного суда Ростовской области Савельева Л.В.,
с участием представителя АО «Атомтрубопроводмонтаж» Цветковой Е.И., действующей на основании доверенности № 1 от 10.01.2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО «АТМ» Уварова А.А. на постановление о назначении административного наказания от 11.11.2019 № 67/8-1997-19-И/12-27169-И/34-363, вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ростовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении АО «Атомтрубопроводмонтаж», юридический адрес: <адрес>, ОГРН 1027700394303, ИНН 7734242302,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 61/8-1997-19-И/12-27169-И/34-363 от 11 ноября 2019 года, вынесенным государственным инспектором труда ГИТ в Ростовской области, АО «Атомтрубопроводмонтаж» ( далее АО «АТМ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 50000 рублей.
Генеральный директор АО «АТМ» А.А. Уваров подал на указанное постановление жалобу, направленную в Волгодонской районный суд Ростовской области 21.11.2019 года, в которой просит отменить постановление от 11.11.2019 № 67/8-1997-19-И/12-27169-И/34-363 и прекратить производство по делу об административном правонарушении или заменить вынесенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей на письменное предупреждение.
В обоснование жалобы указал, что инцидент, произошедший с работником АО «АТМ» Иващенко А.И. 24.09.2019 года, не связан с производственной деятельностью организации, произошел впервые и не являлся причиной неисполнения работодателем своих обязанностей по обеспечению надлежащих условий охраны здоровья и безопасности труда своих работников. При этом АО «АТМ» перманентно, добросовестно, неукоснительно и надлежащим образом реализовывает свои права и обязанности в качестве работодателя, закрепленные трудовым законодательством РФ; обращает внимание на безопасность работников при осуществлении ими трудовой функции и исключение риска возникновения несчастных случаев, связанных с производством; бесперебойно осуществляет производственный мониторинг уровня обеспечения охраны труда и техники безопасности на производстве.
ГИТ в Ростовской области внеплановая документарная проверка на основании сообщения об инциденте из медицинского учреждения проведена при отсутствии оснований для проведения внеплановых проверок контролирующим органом, установленных ст. 360 ТК РФ.
Административное наказание назначено без учета положений ч. 3 ст. 4.1, ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 2 ст. 3. 4 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель АО «АТМ» Цветкова Е.И., действующая на основании доверенности № 1 от 10.01.2020 года, поддержала доводы жалобы в полном объеме. Дополнительно пояснила, что информация о том, что работник АО «АТМ» Иващенко А.И. получил телесные повреждения в результате падения 24.09.2019 года, не была предоставлена медицинским учреждением работодателю потерпевшего, в связи с чем комиссия по расследованию несчастного случая была создана только после получения указанной информации из ГИТ в РО в октябре 2019 года, до начала внеплановой проверки указанным органом.
Выслушав представителя АО «АТМ», изучив материалы административного дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В силу ст. 227 Трудового кодекса Российской Федерации расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
В соответствии с абз.6 ст. 228 Трудового кодекса Российской Федерации при несчастных случаях, указанных в ст. 227 настоящего Кодекса, работодатель (его представитель) обязан принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с настоящей главой.
Согласно абз.9, 10, 14 ст. 227 Трудового кодекса Российской Федерации расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом, если указанные события произошли: в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни; при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время.
Статьей 228 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя при несчастных случаях, указанных в ст. 227 данного Кодекса, немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в Трудовом кодексе Российской Федерации, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего.
В соответствии со ст. 229 Трудового кодекса Российской Федерации для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 229.1 Трудового Кодекса Российской Федерации расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.
При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.
Из материалов дела усматривается, что 24.09.2019 года, работник АО «АТМ» Иващенко А.И. (принят на работу на должность слесаря-упаковщика на основании трудового договора от 01.08.2019 года № 282) на территории АО «АТМ» по адресу: <адрес>, в результате кратковременной потери сознания, упал на землю с высоты собственного роста, вследствие чего получил телесные повреждения.
Распоряжением заместителя руководителя ГИТ в Ростовской области Давыдова А.С. от 10.10.2019 года на основании поступившей в ГИТ в Ростовской области информации из МУЗ ГБСМП г. Волгодонска об обращении Иващенко А.И. в указанное медицинское учреждение, назначено проведение проверки в отношении АО «АТМ» ( л.д. 98-100).
Приказом заместителя директора Волгодонского филиала АО «АТМ» А.В. Турченко № 134 от 11.10.2019 года создана комиссия по расследованию указанного несчастного случая ( л.д. 24).
Согласно акту о расследовании несчастного случая, расследование по факту несчастного случая от 24.09.2019 года с Иващенко А.И. проведено в период с 14.10.2019 по 16.10.2019, при этом акт подписан 28.10.2019 года ( л.д. 44-46). Срок проверки составил 18 дней. В материалах расследования несчастного случая отсутствует распоряжение о продлении сроков расследования.
Таким образом, АО «АТМ» нарушены требования ст. 229, 229. 1 Трудового Кодекса РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и вина АО «АТМ» подтверждается собранными по делу доказательствами: извещением о пострадавшем от несчастного случая на производстве от 24.09.2019 года ( л.д. 97) распоряжением (приказом) органа государственного контроля от 10.10.2019 года ( л.д. 98-100), актом проверки № 61/8-1997-19-И/12-27160-И/34-363 от 11.11.2019 года ( л.д. 105-106), протоколом № 61/8-1997-19-И/12-27166-И/34-363 от 11.11.2019 года ( л.д.108-110), приказом о создании комиссии по расследованию несчастного случая № 134 от 11.10.2019 ( л.д. 24) и иными материалами дела, отвечающим признакам допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что произошедший 24.09.2019 года с Иващенко А.И. несчастный случай является единичным, не связан с производством, работодателем обеспечиваются условия безопасности труда не могут быть приняты во внимание и признаны убедительными для обоснования нарушения сроков проведения расследования по факту несчастного случая, установленных требованиям Трудового Кодекса РФ.
Признавая АО «АТМ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, государственный инспектор ГИТ в РО руководствовался положениями статей ст. ст. 229, 229.1 Трудового Кодекса РФ, и, исходил из того, что АО «АТМ» нарушены сроки образования комиссии и расследования несчастного случая на производстве.
Суд соглашается с такими выводами должностного лица, поскольку вина АО «АТМ» в указанном административном правонарушении подтверждается исследованными судом материалами дела об административном правонарушении, в том числе дополнительно представленными к жалобе доказательствами.
Таким образом, действия АО « АТМ» верно квалифицированы должностным лицом по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ - нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
Постановление о привлечении к административной ответственности АО «АТМ» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции, предусмотренной данной статьей.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Доводы жалобы о наличии оснований для назначения АО «АТМ» наказания в виде предупреждения не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
Из буквального толкования данной нормы во взаимосвязи с положениями ст. 3.4 КоАП РФ административный штраф может быть заменен на предупреждение при соблюдении следующих условий:
лицо, привлекаемое к административной ответственности должно относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства;
административное правонарушение должно быть совершено впервые при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба; наказание в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ.
Производство по делу об административном правонарушении возбуждено в результате проверки по поводу несчастного случая на производстве.
Вместе с тем в рассматриваемом случае не усматривается наличие условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем доводы жалобы о замене назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение, подлежат отклонению.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление от 11.11.2019 № 67/8-1997-19-И/12-27169-И/34-363, вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ростовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении АО «Атомтрубопроводмонтаж» оставить без изменения, а жалобу генерального директора АО «Атомтрубопроводмонтаж» А.А. Уварова. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Волгодонской районный суд Ростовской области.
Судья Л.В. Савельева