Решение по делу № 33-2783/2022 от 05.10.2022

Судья Бабкина Л.В. Дело № 2-6506/2022 № 33-2783/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Ушаковой И.Г.,

судей Булатова П.Г., Душечкиной Н.С.

при секретаре судебного заседания Настюшкиной Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 27 октября
2022 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО1 к Управлению Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области о признании незаконными заключения служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, изменении формулировки увольнения,

по апелляционной жалобе ФИО2, ФИО1 на решение Курганского городского суда Курганской области от 22 июля 2022 г.

Заслушав доклад судьи областного суда Душечкиной Н.С. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Управления Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области ФИО7, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области (далее – Управление Росгвардии по Курганской области) с учетом измененных исковых требований, о признании незаконными заключения служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, изменении формулировки основания увольнения.

В обоснование требований указал, что в период с 01.10.2016 по 25.04.2022 проходил службу в Управлении Росгвардии по Курганской области в должности полицейского (водитель) 1 моторизованного отделения моторизованного взвода отряда мобильного особого назначения «Скиф». Приказом врио командира отряда мобильного особого назначения «Скиф» от 25.04.2022 он уволен с занимаемой должности на основании пункта 15 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с нарушением условий контракта. Считает приказ о наказании незаконным, поскольку в период выполнения служебных обязанностей условий контракта не нарушал, выполнял приказы и распоряжения руководителей, добросовестно исполнял служебные обязанности. Также полагает, что заключение служебной проверки является незаконным, поскольку служебная проверка проведена неполно и не всесторонне, а факты, изложенные в его объяснении сотрудником, проводившим проверку, не проверены. Также указал, что при наложении дисциплинарного взыскания не были учтены характер проступка, его прежнее поведение и отношение к службе, продолжительный стаж службы. Просит суд признать незаконным заключение служебной проверки от 25.04.2022 в отношении ФИО2, признать незаконным приказ врио командира отряда мобильного особого назначения «Скиф» от 25.04.2022 в части наложения на ФИО2 дисциплинарного взыскания, возложить на Управление Росгвардии по Курганской области обязанность изменить формулировку основания увольнения со службы из войск национальной гвардии Российской Федерации на пункт 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Росгвардии по Курганской области с учетом измененных исковых требований о признании незаконными заключения служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, изменении формулировки основания увольнения. В обоснование измененного искового заявления указал, что в период с 02.08.2019 по 25.04.2022 проходил службу в Управлении Росгвардии по Курганской области в должности полицейского (водитель) 1 моторизованного отделения моторизованного взвода отряда мобильного особого назначения «Скиф». Приказом врио командира отряда мобильного особого назначения «Скиф» от 25.04.2022
он уволен с занимаемой должности на основании пункта 15 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с нарушением условий контракта. Считает приказ о наказании незаконным, поскольку в период выполнения служебных обязанностей условий контракта не нарушал, выполнял приказы и распоряжения руководителей, добросовестно исполнял служебные обязанности. Также полагает, что заключение служебной проверки является незаконным, поскольку служебная проверка проведена неполно и не всесторонне, а факты изложенные в его объяснении сотрудником, проводившим проверку, не проверены. Также указал, что при наложении дисциплинарного взыскания не были учтены характер проступка, его прежнее поведение и отношение к службе, продолжительный стаж службы. Просит суд признать незаконным заключение служебной проверки от 25.04.2022 в отношении ФИО1, признать незаконным приказ врио командира отряда мобильного особого назначения «Скиф» от 25.04.2022 в части наложения на ФИО1 дисциплинарного взыскания, возложить на Управление Росгвардии по Курганской области обязанность изменить формулировку основания увольнения со службы из войск национальной гвардии Российской Федерации на пункт 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Определением Курганского городского суда Курганской области от 22.06.2022 дела по искам ФИО2 и ФИО1 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области о признании незаконными заключения служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, изменении формулировки увольнения объединены в одно производство.

Истцы ФИО2, ФИО1 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, обеспечили явку своего представителя.

В судебном заседании представитель истцов ФИО2 и ФИО1 ФИО12, действующий на основании доверенностей, на требованиях настаивал.

Представитель ответчика Управления Росгвардии по Курганской области ФИО6, действующая на основании доверенности в судебном заседании с требованиями не согласилась.

Решением Курганского городского суда Курганской области от 22.07.2022 в удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО1 к Управлению Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области о признании незаконными заключения служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, изменении формулировки увольнения, отказано.

С таким решением не согласились истцы, в апелляционной жалобе просят его отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывают, что в ходе проведения служебной проверки объяснения у истцов истребованы не были. Кроме того, представленный в материалы дела акт об отказе от направления в служебную командировку в апреле – мае 2022 г. содержит сведения о его составлении в присутствии истцов, в то время как 28.03.2022 они не присутствовали при его составлении. Указывают, что с решением руководителя о проведении в отношении них служебной проверки не знакомились, о ее проведении не знали, а также не были ознакомлены с результатами ее проведения. Считает довод представителя ответчика о том, что Приказом не предусмотрено уведомление сотрудника о проведении служебной проверки является несостоятельным, поскольку данным приказом предусмотрено, что сотрудник пользуется правами и выполняет обязанности, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», для реализации которых сотрудник должен быть уведомлен. Также считает недействительным акт от 18.04.2022 об отказе от дачи письменных объяснений, поскольку он был составлен в отсутствие истцов, что является нарушением пункта Приказа . В присутствии должностных лиц, составивших указанный акт истцы не изъявляли отказ от дачи объяснений. Указывают на несоответствие действительности указания заключения служебной проверки на отказ от убытия в командировку, поскольку приказ о командировании истцов не издавался, командировочное удостоверение им не выдавалось. За время выполнения служебных обязанностей истцы не допускали нарушений контракта, действовали в соответствии с законодательством, выполняли приказы и распоряжения руководителей, добросовестно исполняли служебные обязанности.

В возражениях на апелляционную жалобу Управлению Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ФИО2, ФИО1 – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Управления Росгвардии по Курганской области ФИО7 с доводами апелляционной жалобы истцов не согласился.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.

В соответствии с частью 1 статьи 327, частями 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.

Как установлено судом и следует из материалов, дела 01.10.2016 ФИО2 заключил контракт о прохождении службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации в должности полицейского (водителя) 1 моторизованного отделения моторизованного взвода отряда мобильного особого назначения «Скиф» УМВД России по Курганской области.

Приказом Управления Росгвардии по Курганской области от 18.11.2016 ФИО2 освобожден от должности полицейского (водителя) 1 моторизованного отделения моторизованного взвода отряда мобильного особого назначения «Скиф» УМВД России по Курганской области и назначен на должность полицейского (водителя) 1 моторизованного отделения моторизованного взвода отряда мобильного особого назначения «Скиф» отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области.

02.08.2019 ФИО1 заключил контракт о прохождении службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации в должности полицейского (водителя) 1 моторизованного отделения моторизованного взвода отряда мобильного особого назначения «Скиф» отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области.

Приказом от 31.07.2019 ФИО1 назначен на должность полицейского (водителя) 1 моторизованного отделения моторизованного взвода отряда мобильного особого назначения «Скиф» отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области с 02.08.2019.

Распоряжением начальника штаба – первого заместителя командующего <адрес>ом войск национальной гвардии Российской федерации от 26.03.2022, распоряжением врио командира ОМОН от 28.03.2022 организована группа сотрудников ОМОН «Скиф» в количестве 55 человек, направляемых в служебную командировку в апреле 2022 года для выполнения служебно-боевых задач в ходе проведения специальной военной операции на территории Украины.

28.03.2022 семь сотрудников ОМОН «Скиф» в том числе ФИО2 и ФИО1 отказались от направления в служебную командировку, при этом отказались от предоставления рапортов с указанием причин отказа от убытия в командировку для выполнения служебно-боевых задач в ходе проведения специальной военной операции на территории Украины.

30.03.2022 врио командира ОМОН «Скиф» по факту отказа сотрудников Управления Росгвардии по Курганской области от выполнения служебно-боевых задач назначено проведение служебной проверки.

Как следует из заключения служебной проверки от 25.04.2022, семь сотрудников ОМОН, в том числе ФИО2и ФИО1 отказались от направления в служебную командировку, при этом отказались от предоставления рапортов с указанием причин отказа от убытия в командировку для выполнения служебно-боевых задач в ходе проведения специальной военной операции на территории Украины. По факту отказа от ознакомления с распоряжением командира ОМОН от 28.03.2022 и отказа от предоставления письменных рапортом составлены соответствующие акты об отказе.

В ходе проведения служебной проверки было установлено нарушение ФИО2 требований пункта 2 части 1 статьи 12 Закона о службе, подпункта «б» пункта 5 дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1377, пунктов 5.1, 5.2, 5.3 и 5.4 контракта о прохождении службы, пункта 8.1 должностного регламента (должностной инструкции), ФИО1 - требований пункта 2 части 1 статьи 12 Закона о службе, подпункта «б» пункта 5 дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1377, пунктов 4.1, 4.2, 4.3 и 4.4 контракта о прохождении службы, пункта 8.1 должностного регламента (должностной инструкции).

Приказом Управления Росгвардии по Курганской области от 25.04.2022 за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в невыполнении требований пункта 2 части 1 статьи 12 Закона о службе, подпункта «б» пункта 5 дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1377, пунктов 5.1, 5.2, 5.3 и 5.4 контракта о прохождении службы от 01.10.2016, пункта 8.1 должностного регламента (должностной инструкции), на ФИО2 наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы войск национальной гвардии Российской Федерации по пункту 15 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342 – ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в невыполнении требований пункта 2 части 1 статьи 12 Закона о службе, подпункта «б» пункта 5 дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1377, пунктов 4.1, 4.2, 4.3 и 4.4 контракта о прохождении службы от 01.10.2016, пункта 8.1 должностного регламента (должностной инструкции), на ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы войск национальной гвардии Российской Федерации по пункту 15 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342 – ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Приказом врио командира ОМОН «Скиф» Управления Росгвардии по Курганской области от 25 апреля 2022 г. ФИО2, ФИО1 уволены со службы в органах внутренних дел на основании пункта 15 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с нарушением условий контракта.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив нарушение со стороны ФИО2 и ФИО1 служебной дисциплины и условий контракта при исполнении должностных обязанностей, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Регулирование отношений, связанных со службой в органах внутренних дел, в том числе касающихся оснований и порядка применения дисциплинарных взысканий, с учетом особого правового статуса сотрудников органов внутренних дел осуществляется Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором в главе 7 предусмотрены специальные нормы, устанавливающие основания для наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарных взысканий, их виды и порядок наложения.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 30.11.2011
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 50 Закона о службе в органах внутренних дел на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины может налагаться дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел по соответствующим основаниям. Порядок и сроки применения к сотрудникам органов внутренних дел дисциплинарных взысканий установлены статьей 51 названного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» установлено, что до вступления в силу соответствующего Федерального закона деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также лиц, проходящих военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов, определяющих задачи внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полномочия полиции, права военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и сотрудников полиции, а также порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны.

Деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, названный Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.

Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, распространяются положения Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13 указанного Федерального закона).

Таким образом, порядок и условия прохождения службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, требования к служебному поведению сотрудников урегулированы в Федеральном законе от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Поступая на службу в Росгвардию, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность добросовестно исполнять свои обязанности.

Служебное поведение сотрудника Росгвардии не допускает совершение любых действий, как в служебное, так и во внеслужебное время, которые могут наносить ущерб авторитету Росгвардии, поскольку специфика службы предусматривает особый правовой статус сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.

В силу пункта 2 части 1 статьи 13 указанного Федерального закона, предусматривающего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 30.11.2011
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с названным Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 30.11.2011
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» контракт о прохождении службы в органах внутренних дел является соглашением между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, и сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуются выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения (части 3 статьи 21 Федерального закона от 30.11.2011
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона от 30.11.2011
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав (часть 1 статьи 49 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В силу пункта 15 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел, в связи с нарушением условий контракта сотрудником.

Увольнение со службы в органах внутренних дел является одним из видов дисциплинарного взыскания, налагаемого на сотрудника органа внутренних дел в случае нарушения им условии контракта (пункт 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Из приведенных нормативных положений следует, что нарушение сотрудником органов внутренних дел условий контракта о прохождении службы в органах внутренних дел не влечет его безусловного расторжения. Сотрудник может быть уволен со службы в органах внутренних дел, однако его действия, послужившие поводом для такого решения, подлежат оценке с точки зрения их характера, наступивших последствий, значимости для интересов службы, условий их совершения, прежнего отношения сотрудника к исполнению служебных обязанностей и других обстоятельств.

Служба в Росгвардии является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.

Возможность увольнения со службы сотрудника Росгвардии, ненадлежащим образом выполняющего обязанности, обусловлена задачами, принципами организации и функционирования Росгвардии, предопределена необходимостью комплектования войск национальной гвардии Российской Федерации лицами, обладающими деловыми и личными качествами, обеспечивающими выполнение принятых ими на себя обязательств по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка.

Факт нарушения ФИО1 и ФИО2 условий контракта подтверждается материалами дела, в том числе заключением служебной проверки от 25.04.2022, выразившиеся в отказе ФИО1 и ФИО2 от направления в служебную командировку для выполнения служебно-боевых задач в ходе проведения специальной военной операции на территории Украины, то есть подтверждено совершение им дисциплинарного проступка, что свидетельствует о наличии у ответчика оснований для привлечения истца к дисциплинарной ответственности.

Заключение служебной проверки содержит прямое указание на невыполнение истцами конкретных положений контракта, должностной инструкции, должностного регламента и действующего законодательства.

Довод апелляционной жалобы истцов о нарушении порядка проведения служебной проверки судебной коллегией отклоняются, поскольку таких нарушений со стороны работодателя допущено не было.

Согласно Порядку проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного приказом Росгвардии от 30.01.2018 , не предусмотрена обязанность ознакомления сотрудника с приказом о назначении служебной проверки, с самим заключением сотрудник может быть ознакомлен в случае его письменного обращения (пункт 24.14). В свою очередь, истцы с соответствующими рапортами к работодателю не обращались.

ФИО2 и ФИО1 предлагалось дать письменные объяснения в ходе проведения служебной проверки, однако истцы от дачи объяснений отказались, что подтверждается актами об отказе от дачи письменных объяснений от 05.04.2022 и от 06.04.2022 соответственно, составленными инженером (по связи и специальной технике) ТГ ОМТО ОМОН «Скиф» Управления Росгвардии по Курганской области капитаном полиции ФИО8, специалистом ГК и УЛС ОМОН «Скиф» Управления Росгвардии по Курганской области капитаном полиции ФИО9, заместителем командира отряда (по МТО) ОМОН «Скиф» Управления Росгвардии по Курганской области полковником полиции ФИО10

В соответствии с пунктом 24.8 Порядка проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного приказом Росгвардии от 30.01.2018 в случае отказа от дачи письменных объяснений в присутствии не менее двух должностных лиц войск национальной гвардии (очевидцев) составляется акт об отказе от дачи письменных объяснений (приложение к настоящему Порядку).

Акт составлен в соответствии с указанным пунктом Порядка, нарушений при его составлении допущено не было.

Неисполнение истцами распоряжения непосредственного руководителя нарушает установленный пунктом 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принцип единоначалия, предполагающего строгую субординацию и беспрекословное подчинение приказам командира (начальника). Невыполнение сотрудником войск национальной гвардии приказов непосредственных руководителей не согласуется и с его особым публично-правовым статусом как лица, осуществляющего конституционно значимые функции, и свидетельствует о нарушении им должностных обязанностей и Присяги.

В силу положений пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30.11.2011
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону.

Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1377 предусмотрено, что приказ, отдаваемый руководителем (начальником), обязателен для исполнения подчиненными, за исключением заведомо незаконного приказа. При получении приказа, явно противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом. При этом сотрудник обязан уведомить руководителя (начальника), отдавшего заведомо незаконный приказ, или вышестоящего руководителя (начальника) о неисполнении незаконного приказа (пункт 12).

Пунктом 13 Дисциплинарного устава установлено, что приказ может быть отдан в письменной или устной форме, в том числе посредством использования технических средств связи, одному подчиненному или группе подчиненных. Приказ, отданный в письменной форме, является основным распорядительным служебным документом (правовым актом), издаваемым руководителем (начальником) на правах единоначалия.

Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником) (пункт 14).

Приказ руководителя (начальника), за исключением явно противоречащего закону, должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Обсуждение приказа и его критика недопустимы. При невозможности исполнения приказа сотрудник обязан незамедлительно уведомить об этом руководителя (начальника), отдавшего приказ (пункт 19).

В соответствии с пунктом 23 Дисциплинарного устава подчиненный, не исполнивший отданный в установленном порядке приказ руководителя (начальника), привлекается к ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, единственным допустимым условием невыполнения сотрудником распоряжения непосредственного руководителя является противоречие его требованиям закона.

В ходе судебного разбирательства противоречия распоряжение непосредственного руководителя нормам действующего законодательства, представлено не было, соответственно, оно подлежало неукоснительному исполнению сотрудником.

Определение соразмерности применяемого дисциплинарного взыскания и тяжести совершенного сотрудником проступка относится к полномочиям руководителя, правомочного принимать решение о наложении дисциплинарного взыскания.

Принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы предшествует объективная оценка совершенного им деяния в рамках установленной процедуры привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности и предоставление гарантий его защиты от произвольного увольнения, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 № 773-О).

Проверяя обоснованность применения к ФИО2 и ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о соразмерности примененной меры дисциплинарной ответственности в виде увольнения, тяжести совершенного истцом проступка, учитывая особый правовой статус сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, характер совершенного истцами проступка, обстоятельства, при которых они были совершены, прежнее поведение сотрудника, а также его отношение к службе, личные и деловые качества.

Обстоятельств, которые свидетельствовали бы о явной несоразмерности принятого по результатам служебной проверки решения судебная коллегия не усматривает.

Порядок проведения служебной работодателем нарушен не был, служебная проверка была назначена и проведена в соответствии с Порядком проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного приказом Росгвардии от 30.01.2018 , процедура увольнения ответчиком соблюдена, срок привлечения истцов к дисциплинарной ответственности нарушен не был.

В заключении по результатам служебной проверки содержится исчерпывающее обоснование предмета вменяемого истцам проступка, в том числе прямое указание на невыполнение истцами конкретных положений действующего законодательства, должностной инструкции и контракта.

Также не является основанием к отмене решения суда первой инстанции и довод апелляционной жалобы об отсутствии приказа о командировании истцов и не выдаче им командировочных удостоверении, поскольку из материалов дела следует, что Распоряжением начальника штаба – первого заместителя командующего Уральским округом войск национальной гвардии Российской федерации от 26.03.2022, распоряжением врио командира ОМОН от 28.03.2022 организована группа сотрудников ОМОН «Скиф» для направления в служебную командировку от ознакомления с которым истцы отказались, о чем составлен соответствующий акт.

Кроме того, ФИО1 и ФИО2 в том числе отказались от предоставления рапортов с указанием причин отказа от убытия в командировку для выполнения служебно-боевых задач.

Учитывая изложенное, истцы нарушили служебную дисциплину и положения должностного регламента и контракта, в связи с чем, указанный довод апелляционной жалобы не влечет оснований для признания увольнения истцов незаконным и изменении формулировки увольнения.

Специфика службы предусматривает особый правовой статус сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, ввиду чего для этой категории граждан установлены особые требования, в связи с чем указанные истцами обстоятельства не является освобождением от исполнения служебных обязанностей.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 22 июля
2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2, ФИО1 – без удовлетворения.

Судья-председательствующий И.Г. Ушакова

Судьи: П.Г. Булатов

Н.С. Душечкина

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 ноября 2022 г.

Судья Бабкина Л.В. Дело № 2-6506/2022 № 33-2783/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Ушаковой И.Г.,

судей Булатова П.Г., Душечкиной Н.С.

при секретаре судебного заседания Настюшкиной Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 27 октября
2022 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО1 к Управлению Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области о признании незаконными заключения служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, изменении формулировки увольнения,

по апелляционной жалобе ФИО2, ФИО1 на решение Курганского городского суда Курганской области от 22 июля 2022 г.

Заслушав доклад судьи областного суда Душечкиной Н.С. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Управления Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области ФИО7, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области (далее – Управление Росгвардии по Курганской области) с учетом измененных исковых требований, о признании незаконными заключения служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, изменении формулировки основания увольнения.

В обоснование требований указал, что в период с 01.10.2016 по 25.04.2022 проходил службу в Управлении Росгвардии по Курганской области в должности полицейского (водитель) 1 моторизованного отделения моторизованного взвода отряда мобильного особого назначения «Скиф». Приказом врио командира отряда мобильного особого назначения «Скиф» от 25.04.2022 он уволен с занимаемой должности на основании пункта 15 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с нарушением условий контракта. Считает приказ о наказании незаконным, поскольку в период выполнения служебных обязанностей условий контракта не нарушал, выполнял приказы и распоряжения руководителей, добросовестно исполнял служебные обязанности. Также полагает, что заключение служебной проверки является незаконным, поскольку служебная проверка проведена неполно и не всесторонне, а факты, изложенные в его объяснении сотрудником, проводившим проверку, не проверены. Также указал, что при наложении дисциплинарного взыскания не были учтены характер проступка, его прежнее поведение и отношение к службе, продолжительный стаж службы. Просит суд признать незаконным заключение служебной проверки от 25.04.2022 в отношении ФИО2, признать незаконным приказ врио командира отряда мобильного особого назначения «Скиф» от 25.04.2022 в части наложения на ФИО2 дисциплинарного взыскания, возложить на Управление Росгвардии по Курганской области обязанность изменить формулировку основания увольнения со службы из войск национальной гвардии Российской Федерации на пункт 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Росгвардии по Курганской области с учетом измененных исковых требований о признании незаконными заключения служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, изменении формулировки основания увольнения. В обоснование измененного искового заявления указал, что в период с 02.08.2019 по 25.04.2022 проходил службу в Управлении Росгвардии по Курганской области в должности полицейского (водитель) 1 моторизованного отделения моторизованного взвода отряда мобильного особого назначения «Скиф». Приказом врио командира отряда мобильного особого назначения «Скиф» от 25.04.2022
он уволен с занимаемой должности на основании пункта 15 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с нарушением условий контракта. Считает приказ о наказании незаконным, поскольку в период выполнения служебных обязанностей условий контракта не нарушал, выполнял приказы и распоряжения руководителей, добросовестно исполнял служебные обязанности. Также полагает, что заключение служебной проверки является незаконным, поскольку служебная проверка проведена неполно и не всесторонне, а факты изложенные в его объяснении сотрудником, проводившим проверку, не проверены. Также указал, что при наложении дисциплинарного взыскания не были учтены характер проступка, его прежнее поведение и отношение к службе, продолжительный стаж службы. Просит суд признать незаконным заключение служебной проверки от 25.04.2022 в отношении ФИО1, признать незаконным приказ врио командира отряда мобильного особого назначения «Скиф» от 25.04.2022 в части наложения на ФИО1 дисциплинарного взыскания, возложить на Управление Росгвардии по Курганской области обязанность изменить формулировку основания увольнения со службы из войск национальной гвардии Российской Федерации на пункт 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Определением Курганского городского суда Курганской области от 22.06.2022 дела по искам ФИО2 и ФИО1 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области о признании незаконными заключения служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, изменении формулировки увольнения объединены в одно производство.

Истцы ФИО2, ФИО1 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, обеспечили явку своего представителя.

В судебном заседании представитель истцов ФИО2 и ФИО1 ФИО12, действующий на основании доверенностей, на требованиях настаивал.

Представитель ответчика Управления Росгвардии по Курганской области ФИО6, действующая на основании доверенности в судебном заседании с требованиями не согласилась.

Решением Курганского городского суда Курганской области от 22.07.2022 в удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО1 к Управлению Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области о признании незаконными заключения служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, изменении формулировки увольнения, отказано.

С таким решением не согласились истцы, в апелляционной жалобе просят его отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывают, что в ходе проведения служебной проверки объяснения у истцов истребованы не были. Кроме того, представленный в материалы дела акт об отказе от направления в служебную командировку в апреле – мае 2022 г. содержит сведения о его составлении в присутствии истцов, в то время как 28.03.2022 они не присутствовали при его составлении. Указывают, что с решением руководителя о проведении в отношении них служебной проверки не знакомились, о ее проведении не знали, а также не были ознакомлены с результатами ее проведения. Считает довод представителя ответчика о том, что Приказом не предусмотрено уведомление сотрудника о проведении служебной проверки является несостоятельным, поскольку данным приказом предусмотрено, что сотрудник пользуется правами и выполняет обязанности, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», для реализации которых сотрудник должен быть уведомлен. Также считает недействительным акт от 18.04.2022 об отказе от дачи письменных объяснений, поскольку он был составлен в отсутствие истцов, что является нарушением пункта Приказа . В присутствии должностных лиц, составивших указанный акт истцы не изъявляли отказ от дачи объяснений. Указывают на несоответствие действительности указания заключения служебной проверки на отказ от убытия в командировку, поскольку приказ о командировании истцов не издавался, командировочное удостоверение им не выдавалось. За время выполнения служебных обязанностей истцы не допускали нарушений контракта, действовали в соответствии с законодательством, выполняли приказы и распоряжения руководителей, добросовестно исполняли служебные обязанности.

В возражениях на апелляционную жалобу Управлению Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ФИО2, ФИО1 – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Управления Росгвардии по Курганской области ФИО7 с доводами апелляционной жалобы истцов не согласился.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.

В соответствии с частью 1 статьи 327, частями 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.

Как установлено судом и следует из материалов, дела 01.10.2016 ФИО2 заключил контракт о прохождении службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации в должности полицейского (водителя) 1 моторизованного отделения моторизованного взвода отряда мобильного особого назначения «Скиф» УМВД России по Курганской области.

Приказом Управления Росгвардии по Курганской области от 18.11.2016 ФИО2 освобожден от должности полицейского (водителя) 1 моторизованного отделения моторизованного взвода отряда мобильного особого назначения «Скиф» УМВД России по Курганской области и назначен на должность полицейского (водителя) 1 моторизованного отделения моторизованного взвода отряда мобильного особого назначения «Скиф» отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области.

02.08.2019 ФИО1 заключил контракт о прохождении службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации в должности полицейского (водителя) 1 моторизованного отделения моторизованного взвода отряда мобильного особого назначения «Скиф» отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области.

Приказом от 31.07.2019 ФИО1 назначен на должность полицейского (водителя) 1 моторизованного отделения моторизованного взвода отряда мобильного особого назначения «Скиф» отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области с 02.08.2019.

Распоряжением начальника штаба – первого заместителя командующего <адрес>ом войск национальной гвардии Российской федерации от 26.03.2022, распоряжением врио командира ОМОН от 28.03.2022 организована группа сотрудников ОМОН «Скиф» в количестве 55 человек, направляемых в служебную командировку в апреле 2022 года для выполнения служебно-боевых задач в ходе проведения специальной военной операции на территории Украины.

28.03.2022 семь сотрудников ОМОН «Скиф» в том числе ФИО2 и ФИО1 отказались от направления в служебную командировку, при этом отказались от предоставления рапортов с указанием причин отказа от убытия в командировку для выполнения служебно-боевых задач в ходе проведения специальной военной операции на территории Украины.

30.03.2022 врио командира ОМОН «Скиф» по факту отказа сотрудников Управления Росгвардии по Курганской области от выполнения служебно-боевых задач назначено проведение служебной проверки.

Как следует из заключения служебной проверки от 25.04.2022, семь сотрудников ОМОН, в том числе ФИО2и ФИО1 отказались от направления в служебную командировку, при этом отказались от предоставления рапортов с указанием причин отказа от убытия в командировку для выполнения служебно-боевых задач в ходе проведения специальной военной операции на территории Украины. По факту отказа от ознакомления с распоряжением командира ОМОН от 28.03.2022 и отказа от предоставления письменных рапортом составлены соответствующие акты об отказе.

В ходе проведения служебной проверки было установлено нарушение ФИО2 требований пункта 2 части 1 статьи 12 Закона о службе, подпункта «б» пункта 5 дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1377, пунктов 5.1, 5.2, 5.3 и 5.4 контракта о прохождении службы, пункта 8.1 должностного регламента (должностной инструкции), ФИО1 - требований пункта 2 части 1 статьи 12 Закона о службе, подпункта «б» пункта 5 дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1377, пунктов 4.1, 4.2, 4.3 и 4.4 контракта о прохождении службы, пункта 8.1 должностного регламента (должностной инструкции).

Приказом Управления Росгвардии по Курганской области от 25.04.2022 за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в невыполнении требований пункта 2 части 1 статьи 12 Закона о службе, подпункта «б» пункта 5 дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1377, пунктов 5.1, 5.2, 5.3 и 5.4 контракта о прохождении службы от 01.10.2016, пункта 8.1 должностного регламента (должностной инструкции), на ФИО2 наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы войск национальной гвардии Российской Федерации по пункту 15 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342 – ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в невыполнении требований пункта 2 части 1 статьи 12 Закона о службе, подпункта «б» пункта 5 дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1377, пунктов 4.1, 4.2, 4.3 и 4.4 контракта о прохождении службы от 01.10.2016, пункта 8.1 должностного регламента (должностной инструкции), на ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы войск национальной гвардии Российской Федерации по пункту 15 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342 – ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Приказом врио командира ОМОН «Скиф» Управления Росгвардии по Курганской области от 25 апреля 2022 г. ФИО2, ФИО1 уволены со службы в органах внутренних дел на основании пункта 15 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с нарушением условий контракта.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив нарушение со стороны ФИО2 и ФИО1 служебной дисциплины и условий контракта при исполнении должностных обязанностей, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Регулирование отношений, связанных со службой в органах внутренних дел, в том числе касающихся оснований и порядка применения дисциплинарных взысканий, с учетом особого правового статуса сотрудников органов внутренних дел осуществляется Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором в главе 7 предусмотрены специальные нормы, устанавливающие основания для наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарных взысканий, их виды и порядок наложения.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 30.11.2011
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 50 Закона о службе в органах внутренних дел на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины может налагаться дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел по соответствующим основаниям. Порядок и сроки применения к сотрудникам органов внутренних дел дисциплинарных взысканий установлены статьей 51 названного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» установлено, что до вступления в силу соответствующего Федерального закона деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также лиц, проходящих военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов, определяющих задачи внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полномочия полиции, права военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и сотрудников полиции, а также порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны.

Деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, названный Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.

Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, распространяются положения Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13 указанного Федерального закона).

Таким образом, порядок и условия прохождения службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, требования к служебному поведению сотрудников урегулированы в Федеральном законе от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Поступая на службу в Росгвардию, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность добросовестно исполнять свои обязанности.

Служебное поведение сотрудника Росгвардии не допускает совершение любых действий, как в служебное, так и во внеслужебное время, которые могут наносить ущерб авторитету Росгвардии, поскольку специфика службы предусматривает особый правовой статус сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.

В силу пункта 2 части 1 статьи 13 указанного Федерального закона, предусматривающего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 30.11.2011
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с названным Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 30.11.2011
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» контракт о прохождении службы в органах внутренних дел является соглашением между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, и сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуются выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения (части 3 статьи 21 Федерального закона от 30.11.2011
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона от 30.11.2011
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав (часть 1 статьи 49 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В силу пункта 15 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел, в связи с нарушением условий контракта сотрудником.

Увольнение со службы в органах внутренних дел является одним из видов дисциплинарного взыскания, налагаемого на сотрудника органа внутренних дел в случае нарушения им условии контракта (пункт 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Из приведенных нормативных положений следует, что нарушение сотрудником органов внутренних дел условий контракта о прохождении службы в органах внутренних дел не влечет его безусловного расторжения. Сотрудник может быть уволен со службы в органах внутренних дел, однако его действия, послужившие поводом для такого решения, подлежат оценке с точки зрения их характера, наступивших последствий, значимости для интересов службы, условий их совершения, прежнего отношения сотрудника к исполнению служебных обязанностей и других обстоятельств.

Служба в Росгвардии является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.

Возможность увольнения со службы сотрудника Росгвардии, ненадлежащим образом выполняющего обязанности, обусловлена задачами, принципами организации и функционирования Росгвардии, предопределена необходимостью комплектования войск национальной гвардии Российской Федерации лицами, обладающими деловыми и личными качествами, обеспечивающими выполнение принятых ими на себя обязательств по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка.

Факт нарушения ФИО1 и ФИО2 условий контракта подтверждается материалами дела, в том числе заключением служебной проверки от 25.04.2022, выразившиеся в отказе ФИО1 и ФИО2 от направления в служебную командировку для выполнения служебно-боевых задач в ходе проведения специальной военной операции на территории Украины, то есть подтверждено совершение им дисциплинарного проступка, что свидетельствует о наличии у ответчика оснований для привлечения истца к дисциплинарной ответственности.

Заключение служебной проверки содержит прямое указание на невыполнение истцами конкретных положений контракта, должностной инструкции, должностного регламента и действующего законодательства.

Довод апелляционной жалобы истцов о нарушении порядка проведения служебной проверки судебной коллегией отклоняются, поскольку таких нарушений со стороны работодателя допущено не было.

Согласно Порядку проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного приказом Росгвардии от 30.01.2018 , не предусмотрена обязанность ознакомления сотрудника с приказом о назначении служебной проверки, с самим заключением сотрудник может быть ознакомлен в случае его письменного обращения (пункт 24.14). В свою очередь, истцы с соответствующими рапортами к работодателю не обращались.

ФИО2 и ФИО1 предлагалось дать письменные объяснения в ходе проведения служебной проверки, однако истцы от дачи объяснений отказались, что подтверждается актами об отказе от дачи письменных объяснений от 05.04.2022 и от 06.04.2022 соответственно, составленными инженером (по связи и специальной технике) ТГ ОМТО ОМОН «Скиф» Управления Росгвардии по Курганской области капитаном полиции ФИО8, специалистом ГК и УЛС ОМОН «Скиф» Управления Росгвардии по Курганской области капитаном полиции ФИО9, заместителем командира отряда (по МТО) ОМОН «Скиф» Управления Росгвардии по Курганской области полковником полиции ФИО10

В соответствии с пунктом 24.8 Порядка проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного приказом Росгвардии от 30.01.2018 в случае отказа от дачи письменных объяснений в присутствии не менее двух должностных лиц войск национальной гвардии (очевидцев) составляется акт об отказе от дачи письменных объяснений (приложение к настоящему Порядку).

Акт составлен в соответствии с указанным пунктом Порядка, нарушений при его составлении допущено не было.

Неисполнение истцами распоряжения непосредственного руководителя нарушает установленный пунктом 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принцип единоначалия, предполагающего строгую субординацию и беспрекословное подчинение приказам командира (начальника). Невыполнение сотрудником войск национальной гвардии приказов непосредственных руководителей не согласуется и с его особым публично-правовым статусом как лица, осуществляющего конституционно значимые функции, и свидетельствует о нарушении им должностных обязанностей и Присяги.

В силу положений пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30.11.2011
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону.

Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1377 предусмотрено, что приказ, отдаваемый руководителем (начальником), обязателен для исполнения подчиненными, за исключением заведомо незаконного приказа. При получении приказа, явно противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом. При этом сотрудник обязан уведомить руководителя (начальника), отдавшего заведомо незаконный приказ, или вышестоящего руководителя (начальника) о неисполнении незаконного приказа (пункт 12).

Пунктом 13 Дисциплинарного устава установлено, что приказ может быть отдан в письменной или устной форме, в том числе посредством использования технических средств связи, одному подчиненному или группе подчиненных. Приказ, отданный в письменной форме, является основным распорядительным служебным документом (правовым актом), издаваемым руководителем (начальником) на правах единоначалия.

Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником) (пункт 14).

Приказ руководителя (начальника), за исключением явно противоречащего закону, должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Обсуждение приказа и его критика недопустимы. При невозможности исполнения приказа сотрудник обязан незамедлительно уведомить об этом руководителя (начальника), отдавшего приказ (пункт 19).

В соответствии с пунктом 23 Дисциплинарного устава подчиненный, не исполнивший отданный в установленном порядке приказ руководителя (начальника), привлекается к ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, единственным допустимым условием невыполнения сотрудником распоряжения непосредственного руководителя является противоречие его требованиям закона.

В ходе судебного разбирательства противоречия распоряжение непосредственного руководителя нормам действующего законодательства, представлено не было, соответственно, оно подлежало неукоснительному исполнению сотрудником.

Определение соразмерности применяемого дисциплинарного взыскания и тяжести совершенного сотрудником проступка относится к полномочиям руководителя, правомочного принимать решение о наложении дисциплинарного взыскания.

Принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы предшествует объективная оценка совершенного им деяния в рамках установленной процедуры привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности и предоставление гарантий его защиты от произвольного увольнения, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 № 773-О).

Проверяя обоснованность применения к ФИО2 и ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о соразмерности примененной меры дисциплинарной ответственности в виде увольнения, тяжести совершенного истцом проступка, учитывая особый правовой статус сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, характер совершенного истцами проступка, обстоятельства, при которых они были совершены, прежнее поведение сотрудника, а также его отношение к службе, личные и деловые качества.

Обстоятельств, которые свидетельствовали бы о явной несоразмерности принятого по результатам служебной проверки решения судебная коллегия не усматривает.

Порядок проведения служебной работодателем нарушен не был, служебная проверка была назначена и проведена в соответствии с Порядком проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного приказом Росгвардии от 30.01.2018 , процедура увольнения ответчиком соблюдена, срок привлечения истцов к дисциплинарной ответственности нарушен не был.

В заключении по результатам служебной проверки содержится исчерпывающее обоснование предмета вменяемого истцам проступка, в том числе прямое указание на невыполнение истцами конкретных положений действующего законодательства, должностной инструкции и контракта.

Также не является основанием к отмене решения суда первой инстанции и довод апелляционной жалобы об отсутствии приказа о командировании истцов и не выдаче им командировочных удостоверении, поскольку из материалов дела следует, что Распоряжением начальника штаба – первого заместителя командующего Уральским округом войск национальной гвардии Российской федерации от 26.03.2022, распоряжением врио командира ОМОН от 28.03.2022 организована группа сотрудников ОМОН «Скиф» для направления в служебную командировку от ознакомления с которым истцы отказались, о чем составлен соответствующий акт.

Кроме того, ФИО1 и ФИО2 в том числе отказались от предоставления рапортов с указанием причин отказа от убытия в командировку для выполнения служебно-боевых задач.

Учитывая изложенное, истцы нарушили служебную дисциплину и положения должностного регламента и контракта, в связи с чем, указанный довод апелляционной жалобы не влечет оснований для признания увольнения истцов незаконным и изменении формулировки увольнения.

Специфика службы предусматривает особый правовой статус сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, ввиду чего для этой категории граждан установлены особые требования, в связи с чем указанные истцами обстоятельства не является освобождением от исполнения служебных обязанностей.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 22 июля
2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2, ФИО1 – без удовлетворения.

Судья-председательствующий И.Г. Ушакова

Судьи: П.Г. Булатов

Н.С. Душечкина

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 ноября 2022 г.

33-2783/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Задорин Алексей Валерьевич
Екимов К.Н.
Ответчики
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Курганской области
Другие
АКСЕЛЬРОД МАРК ВЛАДИМИРОВИЧ
ПРОКУРАТУРА Г КУРГАНА
Суд
Курганский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.krg.sudrf.ru
05.10.2022Передача дела судье
27.10.2022Судебное заседание
31.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2022Передано в экспедицию
27.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее