№2-41/2020
64RS0043-01-2019-005065-85
решение
Именем Российской Федерации
09 января 2020 г. г.Саратов
Волжский районный суд г.Саратова в составе
председательствующего судьи Гончаровой Н.О.,
при секретаре Жаренковой А.В.,
с участием истцов Одинокова А.В., Меженовой Е.Г., Гордеева Э.А., Гордеевой Т.Е., Романовой А.В., Бойко Л.Г., Зайдуллина В.И., Гордеевой М.А., Гордеевой Е.Э.,
представителя ответчиков Следственного комитета Российской Федерации, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Саратовской области Мешковой И.Ю.,
представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации
Куванцевой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Одинокова АВ, Меженовой ЕГ, Меженовой ОС, Гордеева ЭА, Гордеевой ТЕ, Романовой АВ, Бойко ЛГ, Зайдуллина ВИ, Гордеевой МА, Гордеевой ЕЭ, Дукачева ВН, Косыревой СВ к Следственному комитету Российской Федерации, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Саратовской области, Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда,
установил:
Одиноков А.В., Меженова Е.Г., Меженова О.С., Гордеев Э.А., Гордеева Т.Е., Романова А.В., Бойко Л.Г., Зайдуллина В.И., Гордеева М.А., Гордеевой Е.Э., Дукачева В.Н., Косырева С.В. обратились в суд с иском к Следственному комитету Российской Федерации (далее – СК России), Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Саратовской области (далее – СУ СК России по Саратовской области), Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что по факту совершения экспертами ГУЗ БСМЭ МЗ СО при проведении экспертизы и подготовке экспертного заключения № по делу №, рассмотренному Вольским районным судом Саратовской области, преступления, предусмотренного ст.307 УК РФ, 13.04.2019 они обратились в адрес Министерства внутренних дел Российской Федерации. По результатам изучения данного заявления УМВД России по г.Саратову 07.09.2019 направило в их адрес сообщение о передаче заявления для дальнейшего рассмотрения в следственный отдел по Фрунзенскому району г.Саратова СУ СК России по Саратовской области. По состоянию на 10.10.2019 следственный отдел по Фрунзенскому району г.Саратова СУ СК России по Саратовской области уклонился от проведения доследственной проверки, не опросил ни их, ни предполагаемых преступников, не вынес итоговый процессуальный документ, нарушил разумный срок доследственной проверки, не сообщил им о продлении срока проверки. Поскольку неправомерными действиями следственного отдела по Фрунзенскому району г.Саратова СУ СК России по Саратовской области, выразившимися в уклонении от проведения доследственной проверки по их заявлению о преступлению, были нарушены их права на доступ к правосудию и на правовую защиту, что причинило им нравственные страдания. В этой связи просят взыскать в пользу каждого из них с СК России, СУ СК России по Саратовской области за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере по 5000000 руб. каждому.
В судебном заседании истцы Одиноков А.В., Меженова Е.Г., Гордеев Э.А., Гордеева Т.Е., Романова А.В., Бойко Л.Г., Зайдуллин В.И., Гордеева М.А.,
Гордеева Е.Э. поддержали заявленные требования по изложенным основаниям.
Представители ответчиков СК России, СУ СК России по Саратовской области Мешкова И.Ю., Министерства финансов Российской Федерации Куванцева Е.Б. возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных отзывах на иск, указав, что какого-либо виновного действия либо бездействия должностными лицами следственных органов Следственный комитет Российской Федерации по отношению к истцам не допущено.
Истцы Косырева С.В., Меженова О.С., Дукачев В.Н., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, на основании ст.167 ГПК РФ с учетом мнения явившихся участников процесса суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав явившихся истцом, представителей ответчиков, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.
На основании п.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл.59 ГК РФ и ст.151 ГК РФ.
Как установлено п.1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Истцы в обоснование своих требований, ссылаются на то, что им причинен моральный вред в результате неправомерного бездействия следственного отдела по Фрунзенскому району г.Саратова СУ СК России по Саратовской области, выразившихся в уклонении от проведения проверки по их заявлению о преступлению, направленному 13.04.2019 в Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Судом установлено, что 23.08.2019 МО МВД "России "Вольский" Саратовской области был зарегистрирован материал КУСП №12627 по обращению истцов с жалобой на экспертов ГУЗ БСМЭ МЗ СО.
Указанный материал проверки, направленный МО МВД "России "Вольский" Саратовской области в отдел полиции №6 в составе УМВД России по г.Саратову, для принятия решения в порядке ст.144, 145, 148 УПК РФ был направлен 07.09.2019 отделом полиции №6 в составе УМВД России по г.Саратову в следственный отдел по Фрунзенскому району г.Саратова СУ СК России по Саратовской области, о чем в адрес истцов было направлено соответствующее уведомление, что подтверждается как копией сообщения от 07.09.2019 № в адрес Одинокова А.В., так и пояснениями истцов.
Материал проверки КУСП №12627 от 23.08.2019 поступил в следственный отдел по Фрунзенскому району г.Саратова СУ СК РФ по Саратовской области 09.09.2019, что подтверждается карточкой регистрации входящей корреспонденции следственного отдела по Фрунзенскому району г.Саратова СУ СК России по Саратовской области.
09.09.2019 материал проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ возвращен в адрес отдела полиции № в составе УМВД России по г.Саратову как необоснованно направленный в адрес следственного отдела, поскольку из материалов проверки не установлено события преступления, относящегося к исключительной компетенции органов Следственного комитета России, а по ст.307 УК РФ в соответствии со ст.151 УПК РФ проведение проверки и принятие решения в порядке ст.144-145 УК РФ осуществляется должностными лицами органов, выявивших преступление, по которому ими ранее проводилась проверка, то есть сотрудниками органов внутренних дел. При этом о возвращении материала проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес отдела полиции № в составе УМВД России по г.Саратову сообщено Одинокову А.В. как первому из указанного числа заявителей. Указанное подтверждается копией сопроводительного письма № от ДД.ММ.ГГГГ и карточками регистрации исходящей корреспонденции следственного отдела по Фрунзенскому району г.Саратова СУ СК России по Саратовской области.
Возвращение материала проверки в органы внутренних дел произведено следственным отделом по Фрунзенскому району г.Саратова СУ СК России по Саратовской области соответствует требованиям уголовно-процессуального законодательства.
Ответственность государства за действия должностных лиц, предусмотренная ст.16, 1069 ГК РФ, наступает при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями. Аналогичная правовая позиция, определяющая основания наступления гражданско-правовой ответственности, закреплена в п.2 ст.1064 ГК РФ. Из данной правовой нормы следует, что ответственность наступает при совокупности условий, которая включает наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.
Отсутствие одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении ущерба.
При этом, на стороне истца лежит бремя доказывания самого факта причинения вреда и величины его возмещения, причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившими негативными последствиями, а обязанность доказать отсутствие своей вины в причинении вреда лежит на стороне ответчика.
В ходе судебного разбирательства доказательств, подтверждающих причинение кому-либо из истцов физических и нравственных страданий действиями следственного отдела по Фрунзенскому району г.Саратова СУ СК России по Саратовской области, которые нарушили бы их личные неимущественные права, а также наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) должностных лиц следственного органа и моральным вредом, на который ссылаются истцы, не представлено.
Как из пояснений самих истцов, так и из показаний свидетелей, следует, что истцы связывают причинение им морально-нравственных страданий с условиями их проживания и нахождением в непосредственной близости от места их проживания предприятия, в ходе деятельности которого в жилых помещениях появилось большое количество пыли, неприятный запах, шум, происходит разрушение домов.
При таких обстоятельствах в действиях сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и его территориальных подразделений отсутствует совокупность юридически значимых обстоятельств, необходимых для возникновения гражданско-правовой ответственности вследствие нарушения личных неимущественных прав истцов. Факт причинения истцам морального вреда вследствие того, что проверка по материалу КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ не была проведена следственным отделом по Фрунзенскому району г.Саратова СУ СК России по Саратовской области, а также что сам материал был возвращен в отдел полиции № в составе УМВД России по г.Саратову, не установлен.
В связи с изложенным, учитывая установленные по делу обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь положениями ст. ст. 1069, 151 ГК РФ, а также ст. 56 ГПК РФ, суд исходит из того, что каких-либо правовых оснований для возмещения морального вреда по данному делу не имеется, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Одинокова АВ, Меженовой ЕГ, Меженовой ОС, Гордеева ЭА, Гордеевой ТЕ, Романовой АВ, Бойко ЛГ, Зайдуллина ВИ, Гордеевой МА, Гордеевой ЕЭ, Дукачева ВН, Косыревой СВ к Следственному комитету Российской Федерации, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Саратовской области, Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г.Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 16 января 2020 года.
Судья