Дело № 33-489/2019
Судья: Бурчевский С.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кочергиной Н.А.,
судей: Альчиковой Е.В., Александровой Н.А.,
при секретаре Герасимовой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 февраля 2019 года гражданское дело по иску Морозовой Марины Вячеславовны к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) о включении периодов работы в льготный трудовой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) на решение Кирсановского районного суда Тамбовской области от 6 ноября 2018 года,
Заслушав доклад судьи Альчиковой Е. В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Морозова М.В. 06.06.2018 г. обратилась в УПФР в г.Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
В назначении такой пенсии Морозовой М.В. было отказано из-за отсутствия стажа на соответствующих видах работ.
В стаж на соответствующих видах работ включено 17 лет 6 месяцев.
Не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ периоды работы (всего 7 лет 10 мес. 29 дн.):
с 01.01.2013г. по 29.03.2018г. (5 лет 2 мес. 29 дн.) - врач общей практики Калаисского офиса врача общей практики, т.к. данное учреждение не предусмотрено Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в том числе с 08.10.2013г. по 18.10.2013г. (11 дн.- курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
по договору в колхозе им.Ильича в должности врача-педиатра с 25.01.1994г. по 10.09.2001г., отсутствует справка уточняющая льготный характер работы и стаж не подтверждается сведениями персонифицированного учета после регистрации. с 16.10.1998г. по 31.12.1998г.(2 мес.16 дн.), с 01.01.1999г. по 31.12.1999г. (1 год), с 01.01.2000г. по 01.08.2000г. (7мес.), с 16.09.2000г. по 18.02.2001г.(5 мес.4 дн.), с 31.03.2001г. по 10.09.2001г. (5 мес.10 дней);
с 01.01.2010г. по 30.04.2010г. – (4 мес.) - гл. врач -врач общей практики Калаисской амбулатории, льготный стаж не подтвержден сведениями персонифицированного учета.
Не согласившись с данным решением, Морозова М.В. обратилась с иском в суд к УПФР в г.Кирсанове Тамбовской области (межрайонное), просила суд обязать ответчика включить периоды работы в специальный стаж, во включении которых ей было отказано, поскольку в указанные периоды она осуществляла трудовую деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 06.06.2018г.
Решением Кирсановского районного суда Тамбовской области от 06.11.2018 г. Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) обязано засчитать Морозовой Марине Вячеславовне в льготный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости периоды её работы:
с 25.01.1994г. по 10.09.2001г. в колхозе им. Ильича Чернышковского района Волгоградской области в должности врача-педиатра;
с 01.01.2010г. по 30.04.2010г. - в. должности гл. врача-врача общей практики Калаисской амбулатории.
с 01.01.2013г. по 29.03.2018г. в должности врача общей практики Калаисского офиса (в том числе с 08.10.13г. по 18.10.13г. - курсы повышения квалификации с отрывом от производства), с назначением досрочной пенсии с 06.06.2018 г.
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) Мешков А.М. просит решение Кирсановского районного суда Тамбовской области от 06 ноября 2018 года отменить.
Указывает, что ни действующим в настоящее время постановлением Правительства РФ от 29.10.2001 N 781, ни действовавшими ранее постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и постановлением Совета Министров РФ от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим врачами в колхозе. Должности врачей и другие медицинские работники таких учреждений в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не поименованы. Право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при наличии одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях здравоохранения.
В связи с чем, правовых оснований включить период работы по договору в колхозе им. Ильича в должности врача-педиатра в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии не имеется, т.к. колхоз не является учреждением здравоохранения, характер работы не подтвержден документально, а также сведениями персонифицированного учета.
Обращает внимание, что суд обязал Управление ПФР зачесть в льготный стаж период работы в колхозе с 25.01.1994г. по 10.09.2001г., однако не учел, что период с 25.01.1994г. по 15.10.1998г. уже включен Управлением в льготный стаж Морозовой М.В.
Кроме того, по мнению автора жалобы, период льготной работы с 01.01.2010г. по 30.04.2010г. в должности врача общей практики Калаисской амбулатории, не подтвержден сведениями персонифицированного учета, в связи с чем, не может быть зачтен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Полагает, что период работы с 01.01.2013г. по 29.03.2018г. в должности врача общей практики также необоснованно зачтен судом в льготный стаж, так как работа осуществлялась в учреждении, не поименованном в Постановлении Правительства № 781.
Ссылаясь на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 указывает, что не предусмотрено включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы, а также учебного отпуска в специальный стаж.
В связи с чем, периоды нахождения Морозовой М.В. на курсах повышения квалификации необоснованно зачтены в льготный стаж.
Управление ПФР не согласно с решением Кирсановского районного суда в части обязания Управления назначить страховую пенсию Морозовой М.В. с 06.06.2018г., в связи с отсутствием у истца необходимого медицинского стажа -25 лет в сельской местности и поселках городского типа.
Стаж на соответствующих видах работ Морозовой М.В. составляет 16лет 2 месяца 23дня. При включении спорных периодов, медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии составит 24 года 5 месяцев 22 дня на дату 06.06.2018г. обращения Морозовой М.В. за назначением таковой.
Письменных возражений не поступило.
Суд апелляционной инстанции, исходя из положений ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истицы Морозовой М.В., представителя ответчика Пановой О.А., судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.3 ч.1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, в редакции на дату обращения истицы в ПФ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ (в ред. на дату обращения в ПФ истицей) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого, в том числе в указанной части, с 01 января 2015 г.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665).
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665, установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, установлены статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
Статьями 11 и 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
16.03.1998 г. Морозова М.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования(в суде апелляционной инстанции обозревалось пенсионное дело Морозовой М.В.).
Принимая решение о включении в стаж на соответствующих видах работ периода с 25.01.1994 г. по 10.09.2001 г. в колхозе им Ильича Чершышковского района Волгоградской области в должности врача-педиатра, суд первой инстанции в решении указал, что согласно справки из Чернышковской ЦРБ Волгоградской области от 26.04.2018 г. за № 347, Морозова М.В. работала в должности врача-педиатра с 20.09.1993 г. по 14.08.1995 г., в должности фельдшера Сизовского ФАП с 15.08.1995 г. по 15.05.1998 г., с 01.08.2000 г. по 15.09.2000 г. и с 19.02.2001 г. по 04.03.2001 г., работала полный рабочий день, и работала с 21.11.1993 г. и с 15.08.2000 г. в должности врача-педиатра стационара Басакинской участковой больницы по совместительству. По мнению суда первой инстанции, спорный период с 25.01.1994 г. по 10.09.2001 г., не указанный в справке как льготный стаж по независящим от истицы обстоятельствам, подлежит включению в льготный стаж.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться.
Из трудовой книжки колхозника Морозовой М.В. следует, что в период с 25.01.1994 г. по 10.09.2001 г. она работала по договору в колхозе им.Ильича Чернышковского района Волгоградской области врачом-педиатром.
Поскольку в Списках учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 и постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 не поименованы такие учреждения, как колхозы, то период работы истицы период с 25.01.1994 г. по 10.09.2001 г. в должности врача-педиатра именно в колхозе им.Ильича Чернышковского района Волгоградской области не может быть включен в стаж на соответствующих видах работ.
Периоды работы истицы в должности врача-педиатра Чернышковской ЦРБ Волгоградской области с 20.09.1993 г. по 14.08.1995 г., в должности фельдшера Сизовского ФАП с 15.08.1995 г. по 15.10.1998 г., с 02.08.2000 г. по 15.09.2000 г. и с 19.02.2001 г. по 30.03.2001 г. включены Государственным учреждением- Управлением Пенсионного фонда РФ в г.Кирсанове Тамбовской области(межрайонное) истице в стаж на соответствующих видах работ согласно справке уточняющей занятость, представленной Чернышковской ЦРБ Волгоградской области от 26.04.2018 г. за № 347. Это подтверждается решением Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кирсанове Тамбовской области(межрайонное).
Из справки, уточняющей занятость, представленной Чернышковской ЦРБ Волгоградской области от 26.04.2018 г. за № 347 усматривается, что истица с 21.11.1993 г. и с 15.08.2000 г. работала в должности врача-педиатра стационара Басакинской участковой больницы по совместительству. Однако дат окончания двух данных периодов работы по совместительству справка не содержит.
Иных доказательств, подтверждающих работу истицы по совместительству в должности врача-педиатра стационара Басакинской участковой больницы, материалы дела не содержат.
Кроме того, период работы истицы после 16.03.1998 г. должен быть подтвержден сведениями из индивидуального (персонифицированного) учета о льготном характере работы, а после 01.11.1999 г., и о полной занятости. Согласно трудовому законодательству, совместительство предполагает выполнение в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы.
Судебная коллегия считает, что с 25.01.1994 г. по 10.09.2001 г. занятость истицы в должностях и учреждениях, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии, подтверждается только в периоды: с 20.09.1993 г. по 14.08.1995 г. (в должности врача-педиатра Чернышковской ЦРБ Волгоградской области), с 15.08.1995 г. по 15.10.1998 г., с 02.08.2000 г. по 15.09.2000 г. и с 19.02.2001 г. по 30.03.2001 г. (в должности фельдшера Сизовского ФАП). А поскольку данные периоды уже включены Государственным учреждением- Управлением Пенсионного фонда РФ в г.Кирсанове Тамбовской области(межрайонное) истице в стаж на соответствующих видах работ, то решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о включении истице в стаж на соответствующих видах работ периода работы с 25.01.1994 г. по 10.09.2001 г. в должности врача-педиатра в колхозе им.Ильича Чернышковского района Волгоградской области подлежит отмене с отказом в удовлетворении исковых требований в данной части.
Удовлетворяя исковые требования о включении в стаж на соответствующих видах работ периода работы истицы с 01.01.2010 г. по 30.04.10 г. в должности гл.врача-врача общей практики Калаисской амбулатории, суд первой инстанции в решении указал, что не подтверждение льготного стажа сведениями персонального учета произошло не по вине истицы.
В период с 26.07.2003 г. по 30.12.2011 г. истица работала в должности главного врача – врача общей практики МУЗ Калаисская амбулатория» Кирсановского района (с 23.04.2010 г. реорганизована в форме присоединения к МУЗ «Соколовская участковая больница» в качестве филиала).
Данный период не включен ответчиком истице в стаж на соответствующих видах работ ввиду не подтверждения льготного стажа сведениями персонифицированного учета.
Согласно материалам дела, в период с 26.07.2003 г. по 30.12.2011 г. истица никуда не переводилась, время работы с 01.05.2010 г. по 30.12.2011 г. ответчиком засчитано в льготный стаж истицы. Данных о работе истицы на условиях не полного рабочего времени с 01.01.2010 г. по 30.04.10 г. материалы дела не содержат. В связи с чем, судебная коллегия не может не согласиться с выводом суда первой инстанции относительно включения периода работы истицы с 01.01.2010 г. по 30.04.10 г. в должности гл.врача-врача общей практики Калаисской амбулатории в стаж на соответствующих видах работ.
Период работы истицы с 01.01.2013 г. по 29.03.2018 г. в должности врача общей практики Калаисского офиса врача общей практики не был включен истице в стаж на соответствующих видах работ ответчиком, так как данное учреждение не предусмотрено Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования о включении истице в стаж на соответствующих видах работ периода с 01.01.2013 г. по 29.03.2018 г., в том числе с 08.10.2013 г. по 18.10.2013 г.- курсы повышения квалификации, пришел к выводу, что в спорный период имело место переименование медицинского учреждения на офис, не изменились при этом назначение и функции медицинского учреждения, и повышение квалификации с отрывом от производства, непосредственно связано с медицинской деятельностью.
Судебная коллегия данные выводы суда первой инстанции считает верными.
Согласно изменений в Устав Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кирсановская центральная районная больница», утвержденных постановлением администрации Тамбовской области от 20.09.2012 г. № 1135, Калаисский офис врача общей практики является структурным подразделением данного учреждения.
ТОГБУЗ «Кирсановская центральная районная больница» является учреждением здравоохранения и в соответствии с постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. относится к учреждениям, работа в которых(в соответствующей должности) подлежит включению в льготный стаж.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы в данной части не опровергают выводов суда первой инстанции.
Также судебная коллегия не может не согласиться с доводами апелляционной жалобы относительности необоснованности решения суда в части назначения истице досрочной страховой пенсии по старости с 06.06.2018 г.
В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О порядке рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» даны следующие разъяснения.
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения).
Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31.12.2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление № 1066).
Пунктом 1 постановления № 1066, вступившим в силу с 01.11.1999 г., были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 01.11.1999 г.
В соответствии с пунктом 3 постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 01.11.1999 г. может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Таким образом, при расчете продолжительности стажа истицы только в сельской местности - 25 лет, не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ период с 30.03.2018 г. по 06.06.2018 г.(работа в Кирсановской ЦРБ), период с 20.09.1993 г. по 15.10.1998 г. подлежит включению с льготном порядке – один год работы за 1 год и 3 месяца, остальные периоды работы, а именно засчитанные решением ответчика и период включенный судом первой инстанции с 01.01.2010 г. по 30.04.2010 г. – в календарном исчислении.
Однако на дату обращения в Пенсионный фонд(06.06.2018 г.) истица не имела необходимого 25 летнего (село) специального стажа.
При расчете продолжительности смешанного стажа истицы (город+село), периоды работы в сельской местности, засчитанные решением ответчика и период включенный судом первой инстанции с 01.01.2010 г. по 30.04.2010 г. подлежит зачету с льготном порядке – один год работы за 1 год и 3 месяца, а период с 30.03.2018 г. по 06.06.2018 г.(работа в Кирсановской ЦРБ) подлежит зачете в календарном исчислении. Однако на Однако на дату обращения в Пенсионный фонд(06.06.2018 г.) истица не имела и необходимого 30 летнего специального смешанного стажа.
Таким образом, решение суда в части назначения Морозовой М.В. досрочной страховой пенсии по старости с 06.06.2018 г. подлежит отмене, с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении в данной части исковых требований.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кирсановского районного суда Тамбовской области от 6 ноября 2018 года в части включения Морозовой Марине Вячеславовне в стаж на соответствующих видах работ периодов с 25 января 1994 г. по 10 сентября 2001 г. в колхозе им.Ильича Чернышковского района Волгоградской области в должности врача-педиатра, и в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с 6 июня 2018 года- отменить, приняв новое решение.
Морозовой Марине Вячеславовне отказать в удовлетворении исковых требований о включении в стаж на соответствующих видах работ периодов с 25 января 1994 г. по 10 сентября 2001 г. в колхозе им.Ильича Чернышковского района Волгоградской области в должности врача-педиатра, и в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с 6 июня 2018 года.
В остальной части это же решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи