Дело № 2-384/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2019 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Николаева О.В.,
при секретаре Мещеряковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петрова Василия Павловича к Ямутиной Надежде Владимировне о признании утратившей права пользования жилым помещением,
установил:
Петров В.П. обратился в суд с исковым заявлением к Ямутиной Н.В. о признании утратившей права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. Истец в обоснование иска указал, что вышеуказанный жилой принадлежит ему на праве собственности. В настоящее время в указанном жилом доме зарегистрированы его бывшая супруга ФИО1, его дочь ФИО2 и Ямутина Н.В. На требования истца о добровольном снятии с регистрационного учета ответчик игнорирует. Ямутина Н.В. членом семьи истца не является, соглашение по поводу порядка пользования жилым домом между ним не заключалось. Ямутина Н.В. добровольно выехала из указанного жилого помещения. Ответчик со своей семьей в течение длительного времени постоянно проживает по <адрес>. Указанное ограничивает права истца по владению, пользованию и распоряжению жилым домом. Поскольку ответчик лишь формально зарегистрирован в доме, но фактически в нем не проживает, считает, что ответчиком прав на жилье не были приобретены.
Истец Петров В.П., своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
В судебном заседании представитель истца Федоров Л.Г. исковое заявление поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Ямутина Н.В., своевременно и надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явилась.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ОМВД России по Ибресинскому району, своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился.
С учетом положений ст. ст. 167, 233 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие истца, ответчика и представителя третьего лица по имеющимся в деле доказательствам в порядке заочного производства.
Свидетель ФИО3 показала, что жилой дом, расположенный по <адрес>, принадлежит на праве собственности Петрову В.П. Ямутина Н.В. в указанном жилом доме не проживает с 13 февраля 2014 года и каких-либо её вещей в указанном доме не имеется. Ямутина Н.В. расходы по содержанию жилого дома не несет, указанное нарушает права истца на владение и пользование жилым домом.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО4 показала, что жилой дом, расположенный по <адрес>, принадлежит на праве собственности Петрову В.П. Около 5 лет назад Ямутина Н.В. добровольно выехала из указанного жилого дома. Ямутина Н.В. не намерена вернуться в указанный жилой дом. Вещей последней в данном доме не имеется.
Выслушав представителя истца, допросив свидетелей, изучив письменные доказательства по делу, суд исковое заявление находит подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Способы защиты жилищных прав определены в ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; прекращения или изменения жилищного правоотношения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Положениями частям 1 и 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Копиями свидетельств о регистрации права от 15 февраля 2007 года подтверждается, что Петрову В.П. принадлежат на праве собственности жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м. и земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв. м., категории земель: земли населенных пунктов, кадастровый №, находящиеся по <адрес>.
Согласно материалам дела, 09 марта 2006 года Ямутина Н.В. зарегистрирована по <адрес>.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи, в силу ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что для признания перечисленных в данной норме лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из материалов дела следует, что Ямутина Н.В. является дочерью ФИО1
Копией свидетельства о расторжении брака подтверждается, что брак между Петровым В.П. и ФИО1 прекращен 09 октября 2018 года на основании решения мирового судьи судебного участка № 1 Ибресинского района Чувашской Республики от 06 сентября 2018 года.
Из материалов дела следует, что Петров В.П. является собственником жилого дома и земельного участка, находящихся по <адрес>. Собственником жилого дома Петровым В.П. Ямутина Н.В. вселена в указанный жилой дом в связи с вступлением в брак с Ямутиной (после регистрации брака – ФИО1 (матерью ответчика). 09 октября 2018 года брак между Петровым В.П. и ФИО1 прекращен. Из представленных суду доказательств, следует, что 13 февраля 2014 года ответчик Ямутина Н.В. добровольно выехала из указанного дома, её личных вещей в доме не имеется. Согласно пояснениям представителя истца и показаниям свидетелей в настоящее время Ямутина Н.В. проживает по <адрес>. Ответчик членом семьи истца не является, расходы по содержанию жилого дома не несет. Договоров или соглашений о пользовании жилым помещением между сторонами не имеется.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 4 апреля 1996 года № 9-П и от 2 февраля 1998 года № 4-П), сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Право свободного выбора места жительства предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает, являясь либо его собственником, либо нанимателем, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии со статьей 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Судом установлено, что ответчик членом семьи истца не является, общего хозяйства с ним не ведет, в спорном жилом помещении фактически не проживает, расходы по содержания жилья не несет, вещными или обязательными правами на жилой дом не обладает, собственных вещей в нем не хранит, предусмотренные законом или договором основания для сохранения за ответчиком права пользования жилым домом отсутствуют.
В нарушение положений статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства обратного, а также доказательств, свидетельствующих о возникновении у ответчика права пользования спорным жилым помещением, суду не представлено.
Соглашений о порядке пользования жилым домом стороны не заключали. Судебных или иных решений уполномоченных органов, на основании которых ответчик мог бы проживать в доме, не имеется. С требованием о вселении и устранении нарушений своих жилищных прав, ответчик не обращался. Доказательств, свидетельствующих о временном отсутствии ответчика по указному адресу не представлено.
Регистрация ответчика по месту жительства в указанном жилом помещении носит формальный характер и не влечет возникновение или сохранение жилищных прав на него.
В соответствии со статьей 7 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случаях выселения из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно пунктам 32 и 33 указанных Правил при снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным пунктами «г» - «ж» и «к» пункта 31 настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.
Органы регистрационного учета на основании полученных документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства в 3-дневный срок.
Отметка в паспорте гражданина о снятии его с регистрационного учета по месту жительства производится в день поступления в орган регистрационного учета документов.
Данное решения суда по вступлении в законную силу будет являться основанием для снятия миграционным пунктом ОМВД России по Ибресинскому району Ямутину Н.В. с регистрационного учета по месту жительства по вышеуказанному адресу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Петрова Василия Павловича к Ямутиной Надежде Владимировне о признании утратившей права пользования жилым помещением удовлетворить.
Признать Ямутину Надежду Владимировну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженку <адрес> утратившей права пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.В. Николаев