Решение по делу № 12-87/2016 от 20.06.2016

№ 12-87/2016

    

РЕШЕНИЕ

с. Выльгорт                         22 июля 2016 года

Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Сухопаров В.И.,

при секретаре Выборовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» на постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Сыктывдинского района Голомидовой Е.В. от 3.06.2016 года,

установил:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Сыктывдинского района Голомидовой Е.В. от 3 июня 2016 года специалист по закупкам технического отдела Государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» Вергун О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Государственное автономное учреждение дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» обратилось в суд с жалобой, в обоснование которой указало, что при назначении наказания не учтены обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого лица. Совершенное должностным лицом правонарушение не является общественно-опасным, не содержит умысла, последствий от совершенного правонарушения, представляющих существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, в том числе негативных последствий для окружающей среды в районе ДОЛ «Мечта» в м. Коччойяг, ДООЦ «Гренада» в д. Парчег Сыктывдинского района не наступило, в связи с чем просит применить положения ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и освободить от административной ответственности.

Государственное автономное учреждение дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» и Сыктывдинский районный комитет по охране окружающей среды, надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На основании приказа Сыктывдинского райкомитета по охране окружающей спелы № 5-СЫК-гк от «26» апреля 2016 г. «О проведении плановой, выездной проверки юридического лица», в период 10 - 23 мая 2016 года Сьштывдинским районным комитетом по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды в отношении Государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма».

В ходе проверки выявлено, что Государственное автономное учреждение дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» оказывает негативное воздействие на атмосферный воздух выбросами от стационарных и передвижных источников. На балансе автономного учреждения 18 единиц автотранспортной техники. Теплоснабжение и горячее водоснабжение детских оздоровительных лагерей «Мечта» и «Гренада» осуществляется от угольных котельных, ДОЛ «Чайка» от электронагревателей. В 2010 году учреждением был разработан проект предельно - допустимых выбросов для котельных ДОЛ «Гренада» в м.Парчег; ДОЛ «Мечта» в м Коччоияг и ДОЛ «Северная зорька» в м.Тэг. Управлением Росприроднадзора по Республике Коми 29 ноября 2010 года выдано разрешение N° 18-В на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников - котельных детских оздоровительных лагерей «Гренада» в д. Парчег, «Мечта» в м Кэччэияг, «Северная зорька» в м. Тэг, расположенных в Сыктывдинском районе Республики Коми. Срок действия разрешения истек 31 декабря 2015 года.

На момент проверки эксплуатируются котельные в лагерях «Гренада» и «Мечта». В ДООЦ «Гренада» установлен водогрейный котел КВ-093 ООО «Промэнерго» г. Киров, в ДОЛ «Мечта» водогрейный котел марки <данные изъяты> производства ООО «Терем М» г. Ижевск.

В ходе эксплуатации котельных ДОЛ «Мечта» и ДООЦ «Гренада» Государственным автономным учреждением дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при этом учреждение не имеет разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.    

Согласно информации Государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма», разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на новый срок не выдавалось.

Работы по получению разрешения были начаты учреждением в ноябре 2015 года, однако, в связи с отсутствием финансирования учреждения из бюджета Республики Коми проект ПДВ не был разработан своевременно, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу не получено.

В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ: хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасность - презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.1 ст. 4 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы: поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Статьей 34 вышеуказанного Закона установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с требованиями ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц.

Согласно ст. 12 Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих; веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ №183 от 02.03.2000 г. утверждено Положение «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».

В соответствии с п. 6 Положения, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

Согласно п. 9 Положения, предельно допустимые и временно согласованные выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В соответствии с требованиям ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъекты Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно-допустимых выбросов и предельно-допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, производить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.В соответствии с пунктами 5.1.5. и 5.3.15. «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в том числе полномочия в сфере деятельности за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха; а так же выдает в установленном порядке лицензии (разрешения), в том числе на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух.

Однако материалами проведенной проверки установлено, что в нарушение всех вышеперечисленных требований, Государственным автономным учреждением дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» не обеспечено соблюдение правил охраны атмосферного воздуха, осуществляется эксплуатация стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, от котельных, находящихся по адресам: Республика Коми, Сыктывдинский район, д. Парчег, ДООЦ «Гренада»; м. Коччойяг, ДОЛ «Мечта», в условиях отсутствия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Таким образом, Государственным автономным учреждением дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» нарушена ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Выявленное нарушение свидетельствует о нарушении в области охраны окружающей среды в части нарушения правил охраны атмосферного воздуха и стало возможным в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей должностным лицом, ответственным за соблюдение требований в области охраны окружающей среды в Государственном автономном учреждении дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма».

Согласно приказа генерального директора Государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» от 3.10.2013 № 475-к Вергун О.В. принята в технический отдел учреждения на должность специалиста по закупкам.

Государственным автономным учреждением дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» 15.03.2016 заключен договор с АО «Коми тепловая компания» на оказание услуг по разработке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов для котельных ДОЛ «Мечта» и ДООЦ «Гренада». 8.04.2016 произведена частичная оплата услуг.

Срок исполнения договора – 3 месяца.

Специалист по закупкам технического отдела Государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» Вергун О.В. вину в совершении вменяемого административного правонарушения признала.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом Государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» не обеспечено соблюдение правил охраны атмосферного воздуха, осуществляется эксплуатация стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от котельных, находящихся по адресам: Республика Коми, Сыктывдинский район, д. Парчег, ДООЦ «Гренада»; м. Коччойяг, ДОЛ «Мечта», в условиях отсутствия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в нарушение ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Вина Вергун О.В. в совершении административного правонарушения находит свое подтверждение собранными по делу доказательствами.

Санкция ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

Все фактические обстоятельства были установлены должностным лицом полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе рассмотрения дела и получили правильную оценку.

В силу ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Как следует из материалов дела, 19.11.2015 Государственным автономным учреждением дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» в АО «Коми тепловая компания» был направлен запрос на расчет стоимости на разработку проекта нормативов предельно-допустимых- выборов на 2 котельные.

24.11.2015 АО «Коми тепловая компания» направила расчет в адрес учреждения. В связи с финансовыми трудностями Государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» договор на оказание услуг по разработке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов для котельных ДОЛ «Мечта» м. Коччойяг и ДООЦ «Гренада» д. Парчег Сыктывдинского района Республики Коми был заключён 15.03.2016.

При прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, – не ставится под сомнение виновность лица в совершении административного правонарушения, а указанное лицо освобождается лишь от административной ответственности, что согласуется и с абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которым малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом, при оценке формальных составов правонарушений, последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но должны приниматься во внимание правоприменителем при выборе конкретной меры ответственности. Пренебрежительное отношение к формальным требованиям публичного порядка как субъективный признак содеянного присуще любому правонарушению, посягающему на общественные отношения. Однако, сопутствующие такому пренебрежению условия и обстоятельства подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей (статья 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях). В этой связи, возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе РФ об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.

Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Таким образом, действующее законодательство допускает при формальном составе административного правонарушения признание его малозначительным.

При разрешении административного дела по существу, следует так же принимать во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в его Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, о том, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

Оценив характер и степень общественной опасности правонарушения, допущенного специалистом по закупкам технического отдела Государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» Вергун О.В. праовнарушения, суд приходит к выводу о том, что оно не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.

Исходя из целей и общих принципов назначения наказания, учитывая конкретные обстоятельства совершения правонарушения, суд в рассматриваемом случае полагает возможным применить статью 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, освободить специалиста по закупкам технического отдела Государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» Вергун О.В. от административной ответственности, отменив постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Сыктывдинского района Голомидовой Е.В. от 3.06.2016 года.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 30.5 – 30.8 Кодекса РФ об административным правонарушениях, суд

решил:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Коми Голомидовой Е.В. в области охраны окружающей среды на территории Сыктывдинского района от 3 июня 2016 года, которым специалист по закупкам технического отдела Государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» Вергун Оксана Владимировна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении специалиста по закупкам технического отдела Государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» Вергун Оксаны Владимировны, прекратить на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В.И. Сухопаров

12-87/2016

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Другие
ГАУ ДО РК "РЦДЮСиТ"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Сухопаров Владимир Игоревич
Статьи

8.21

Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
20.06.2016Материалы переданы в производство судье
22.07.2016Судебное заседание
22.07.2016Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
29.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее