Дело №2-113/2021
УИД: 61RS0009-01-2020-003641-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 апреля 2021 года г. Азов, Ростовская область
Азовский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Кравченко И.Г.
при секретаре Ларионове А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.О.В. к МКУ г. Азова "Департамент ЖКХ" о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Воробьев О.В. обратился в суд с иском к МКУ г. Азова "Департамент ЖКХ" о возмещении ущерба.
Истец указал, что 28.07.2020г. на его транспортное средство <данные изъяты>, гос. номер № припаркованное возле дома по адресу: <адрес>, упала сухая ветка с дерева расположенного вдоль автомобильной дороги, в результате чего ТС получило механические повреждения.
По мнению истца, обязанность за спил деревьев по указанному адресу возложена на МКУ г. Азова "Департамент ЖКХ".
29.07.2020 экспертом-техником ФИО4 была проведена экспертиза, согласно которой, стоимость восстановительных работ составила 112891 руб.
В ходе рассмотрения дела в суде была проведена оценочная экспертиза, по заключению которой, стоимость восстановительного ремонта ТС без учета износа составляет 92187,70 руб.
На основании вышеизложенного, учетом уточненных исковых требований, истец просил суд взыскать с ответчика сумму причиненного вреда в размере 92187,70 рублей, компенсация оплаты за услуги эксперта в размере 5 000 рублей, представительские расходы 30000 рублей, а также расходы на составление доверенности в размере 1700 рублей, на составление претензионного письма в размере 2000 рублей, на составление искового заявления 3000 рублей.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования в уточенном виде поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, исковые требования не признала. Пояснила, что считает их необоснованными, поскольку зеленые насаждения принадлежат на праве собственности администрации г Азова, соответственно собственник и должен отвечать за причиненный ущерб. Поддержала доводы письменного отзыва, просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота.
В силу п. п. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии со ст. 16 ФЗ №131 от 06 10 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на органы местного самоуправления городского округа возложено решение вопросов местного значения, в том числе организация благоустройства территории округа, включая озеленение территории.
Статьей 52 ГК РФ определено, что юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.(п.1)
Согласно Устава МКУ г.Азова « Департамент ЖКХ» является юридическим лицом, муниципальным учреждением казенного типа, предметом деятельности которого и целями создания является исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления г.Азова предусмотренного п.п. 4,5,11,20,24,25 ч.1 ст.16, п.15 ч.1 ст.16.1 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В соответствии с п.25 ч.1 ст.16 ФЗ РФ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на:...25) утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа;
Решением Азовский городской Думы 5 созыва №161 от 31.05.2012г. были утверждены «Правила благоустройства и санитарного содержания г. Азова» которые размещены на официальном сайте администрации г.Азова, находится в открытом доступе.
Данными Правилами ( п.2.2.3) охрана и уборка зеленых насаждений на территории общего пользования, за исключением зеленых насаждений на придомовых территориях возлагается на муниципальные предприятия, с которыми заключены муниципальные контракты.
Решением Азовской городской Думы 4 созыва от 29.03.2007г. №165 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений на территории г.Азова которые размещены на официальном сайте администрации г.Азова, находится в открытом доступе
Уставом на МКУ г.Азова « Департамент ЖКХ» возложена обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе, разработка схем санитарной очистки территории города, охране, защите, воспроизводстве городских лесов
В силу п.4.5 указанных Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений на территории г.Азова лица, указанные в п.4.4., а также землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, принявшие на договорной основе обязательства по охране и содержанию расположенных на них зеленых насаждений, обязаны:
- обеспечить сохранность и уход за зелеными насаждениями;
- снос, пересадку, омолаживающую, санитарную, формовочную обрезку древесно-кустарниковой растительности осуществлять по согласованию с Управлением ЖКХ в соответствии с требованиями настоящих Правил, Регламентов и иными законодательными актами, регулирующими указанный вопрос.
Пунктом 5.3.2. Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений на территории г.Азова предусмотрено, что в целях предупреждения чрезвычайных и аварийных ситуаций, в т.ч. когда падение деревьев угрожает жизни и здоровью людей, состоянию зданий, строений, сооружений, движению транспорта, функционированию инженерных коммуникаций, а также ликвидации их последствий снос зеленых насаждений производится без предварительного оформления соответствующего разрешения.
Согласно п.7.2. Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений на территории г.Азова контроль за созданием, содержанием, охраной и учетом зеленых насаждений на территории города и соблюдением настоящих Правил осуществляют Департамент ЖКХ и ЭТС, Управление ЖКХ, иные органы и должностные лица в соответствии с постановлением Мэра города.
Постановлением главы администрации г.Азова №2614 от 31.12.2015г. с момента государственной регистрации МКУ г.Азова « Департамент ЖКХ» передано в оперативное управление в установленном порядке по акту приема-передачи имущество, в том числе зеленые насаждения.
Статей 5 Областного закона Ростовской области от 03.08.2007 N 747-ЗС "Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области" определено, что уничтожение зеленых насаждений допускается в следующих случаях:
- при вырубке аварийно-опасных деревьев, сухостойных деревьев и кустарников - в соответствии с актом оценки состояния зеленых насаждений на основании решения уполномоченного органа (должностного лица) местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения;
Порядок охраны зеленых насаждений устанавливается Правительством Ростовской области.
Организация проведения мероприятий по охране зеленых насаждений осуществляется органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений с учетом положений законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Областного закона.
Оценка состояния дерева является обязанностью землепользователя в лице специализированного муниципального предприятия.
Постановлением Правительства РО от 30.08.2012 N 819 "Об утверждении Порядка охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области" определено, что в населенных пунктах Ростовской области запрещается:
- повреждение и уничтожение зеленых насаждений, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством, Областным законом и настоящим Порядком (п.1.5.1).
Планирование охраны зеленых насаждений осуществляется на основании оценки состояния зеленых насаждений (п. 2.1). Таким образом, именно МКУ г.Азова « Департамент ЖКХ» является тем лицом, на которое возложены обязанности по отслеживанию состояния зеленых насаждений.
Судом установлено, что 28.07.2020г. на транспортное средство <данные изъяты>, гос. номер № припаркованное возле дома по адресу: <адрес>, упала сухая ветка с дерева расположенного вдоль автомобильной дороги, в результате чего ТС получило механические повреждения.
Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра транспортного средства, фотоматериалами и не отрицаются ответчиком.
В ходе судебного разбирательства была проведена оценочная экспертиза, по заключению которой, стоимость восстановительного ремонта ТС без учета износа составляет 92187,70 руб.
Заключение эксперта дано в письменной форме, экспертом, имеющим соответствующее образование, содержит подробное описание проведенного исследования, анализ имеющихся данных, результаты исследования, ссылку на использованные источники, конкретные ответы на поставленные вопросы, мотивировано, в связи с чем, суд не усматривает оснований сомневаться в правильности выводов эксперта, либо его необъективности.
Доказательств тому, что место, на котором произрастало дерево относится к придомовой территории, в суд не представлено. Суд приходит к выводу, что дерево произрастало на общедоступной муниципальной территории, соответственно было передано в управление ответчику, который обязан был обеспечить надлежащий уход за данным земельным насаждением, в том числе и своевременную санитарную обрезку.
Доказательств тому, что в момент падении ветки на территории г.Азова были погодные условия, приравненные к ЧС, а соответственно, ущерб вызван непреодолимой силой, что освобождает ответчика от обязанностей по возмещению ущерба, в суд не представлено.
Учитывая изложенное и разрешая возникший спор, суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для взыскания с ответчика в пользу истца возмещения причиненного ущерба.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам…. расходы на оплату услуг представителей…. другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" перечень судебных издержек, предусмотренный указанными кодексами, не является исчерпывающим. Так, расходы, понесенные истцом, административным истцом, заявителем (далее также - истцы) в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления, административного искового заявления, заявления (далее также - иски) в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости.
Расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Суд, учитывая указанные нормы права, представленные в суд квитанции, считает, что с ответчика подлежит взысканию расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 рублей, что соответствует объему трудозатрат представителя, учитывая сложность дела и принцип разумности.
Истцом понесены расходы по составлению претензионного письма в сумме 2000 рублей, искового заявления в сумме 3000рублей и по оформлению доверенности представителю с правом ведения данного спора в суде в сумме 1700 рублей. Факт несения расходов подтвержден письменными доказательствами- платежными документами. Соответственно данные расходы должны быть компенсированы проигравшей стороной.
Кроме того, в суд поступило ходатайство от экспертной организации ООО « Гео-Дон», согласно которому проведение экспертизы, назначенной определением суда от 30.11.2020г. оплачено не было. Суд на основании ст.103 ГПК РФ считает необходимым взыскать с МКУ г. Азова "Департамент ЖКХ" компенсацию расходов по проведению экспертизы в сумме 22000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования В.О.В. к МКУ г. Азова "Департамент ЖКХ" о возмещении ущерба удовлетворить.
Взыскать с МКУ г. Азова "Департамент ЖКХ" в пользу В.О.В. в счет компенсации причиненного ущерба 92187,70 руб.( девяносто две тысячи сто восемьдесят семь рублей 70 копеек).
Взыскать с МКУ г. Азова "Департамент ЖКХ" в пользу В.О.В. компенсацию расходов по оплате услуг представителя в размере 20000 ( двадцать тысяч) рублей, по составлению доверенности 1700 ( одна тысяча семьсот) рублей, пор оказанию юридических услуг по составлению претензионного письма 2000 ( две тысячи) рублей, искового заявления - 3000 ( три тысячи) рублей.
Взыскать с МКУ г. Азова "Департамент ЖКХ" в пользу ООО «Гео-Дон» компенсацию расходов понесенных по изготовлению экспертизы в размере 22000 ( двадцать две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ростовский областной суд через Азовский городской суд Ростовской области с момента изготовления мотивированной части решения.
Судья:
Мотивированная часть решения изготовлена 15 апреля 2021г.