Дело № 2а-269/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2019 года с. Староалейское
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Костырченко Т.А.,
при секретаре Никитиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 12 по Алтайскому краю к Васильеву В.А. о взыскании пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 12 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Васильеву В.А. о взыскании задолженности пени, указывая, что административный ответчик в соответствии со ст. 357 НК РФ и Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» (с изменениями и дополнениями является плательщиком транспортного налога на принадлежащие ему транспортные средства ВАЗ 2121, ТОЙОТА ВИНДОМ, на которые начислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 13 660 руб. (за ВАЗ 2121 - 760 руб., за ТОЙОТА ВИНДОМ - 12 900 руб.), за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 13 660 руб. (за ВАЗ 2121 - 760 руб., за ТОЙОТА ВИНДОМ - 12 900 руб.), за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 10 372 руб. (за ВАЗ 2121 - 697 руб., за ТОЙОТА ВИНДОМ – 9 675 руб. с учетом периодов владения ими).
Васильев В.А. транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ годы уплатил, но с нарушением сроков, которые установлены НК РФ, на основании этого начислены пени. Задолженность по пени по транспортному налогу ДД.ММ.ГГГГ год составляет – 2745,88руб., за ДД.ММ.ГГГГ – 2595,62руб., за ДД.ММ.ГГГГ- 772,11руб. Итого задолженность по пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год составляет в сумме 6113,61руб.
Васильеву В.А. было направлено через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату указанного налога, в связи с его неуплатой направлено требование через личный кабинет налогоплательщика об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
В указанном требовании налогоплательщику был предоставлен срок для добровольной уплаты задолженности до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, ответчику на сумму несвоевременно уплаченного налога начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате транспортного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2745,88 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2595,62 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 772,11 руб.
Инспекцией было подано заявление о вынесении судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Третьяковского района было вынесено определение об отмене судебного приказа.
В связи с этим, административный истец просил взыскать с Васильева В.А. пени по транспортному налогу в сумме 6113,61 руб. в пользу регионального бюджета.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №12 по Алтайскому краю, административный ответчик Васильев В.А. не явились по неизвестной причине, извещены надлежащим образом.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Обязанность по уплате транспортного налога предусмотрена ст. 357 Налогового кодекса РФ, устанавливающей, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено данной статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подп. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 Налогового кодекса РФ).
Согласно п. п. 1, 2, 3 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
В соответствии с п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 334-ФЗ) срок уплаты налога физическими лицами был установлен не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № в указанный пункт внесены изменения, согласно которых налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ).
Транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, установлен и введен в действие Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» (далее – Закон Алтайского края №-ЗС).
Статьей 1 Закона Алтайского края №-ЗС налоговая ставка на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил установлена в размере 10 руб. за одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, с мощностью двигателя свыше 200 лошадиных сил до 250 лошадиных сил в размере 60 руб. за одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
На основании п. 2 ст. 2 Закона Алтайского края №-ЗС налогоплательщики - физические лица уплачивают налог в срок, установленный статьей 363 Налогового Кодекса РФ.
Судом установлено, что Васильев В.А. является собственником автомобилей: ВАЗ 2121 государственный регистрационный знак Е410КТ22, мощность двигателя 76 л.с. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ТОЙОТА ВИНДОМ, государственный регистрационный знак Н005НА22, мощность двигателя 215 л.с. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 50).
С учетом положений п. п. 2, 3 ст. 362 Налогового кодекса РФ размер подлежащего уплате Васильевым В.А. транспортного налога составил по 13 660 руб. за ДД.ММ.ГГГГ г., 10 372 руб. за ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ Васильеву В.А. были направлены налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ за 2014 г., № от ДД.ММ.ГГГГ за 2015 г., № от ДД.ММ.ГГГГ за 2016 г.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. п. 4, 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п. 2 ст. 11.2 Налогового кодекса РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абз. 4 п. 4 ст. 31 Налогового кодекса РФ).
Порядок взыскания налога и пеней с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, установлен ст. 28 Налогового кодекса РФ.
В связи с неуплатой налога в соответствии со ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ Васильеву В.А. направлены требования: № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 13 660 руб., пени в сумме 75,13 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени в сумме 2020,50 руб. (372,53 руб. + 1647,97 руб.); № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 13 660 руб., пени в сумме 54,64 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 10 372 руб., пени в сумме 67,08 руб.
Также Васильеву В.А. через личный кабинет налогоплательщика направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени в сумме 6 113,61 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Мировым судьей судебного участка Третьяковского района Алтайского края вынесен судебный приказ о взыскании с Васильева В.А. пени в сумме 6 113,61 руб., в связи с поступившими возражениями должника ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отмене судебного приказа. С административным иском о взыскании пени в указанном размере налоговый орган обратился в Третьяковский районный суд Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ
Из расчета пени, заявленной административным истцом ко взысканию, и включенной в требование, № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислена пеня в размере 2745,88 руб. за несвоевременную уплату транспортного налога ДД.ММ.ГГГГ г., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2595,62 руб. за несвоевременную уплату транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ г., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 772,11 руб. за несвоевременную уплату транспортного налога ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 11-13).
Пунктом 1 ст. 72 Налогового кодекса РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ (п. 3, 4 ст. 75 Налогового кодекса РФ).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ).
В силу п. 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Исходя из положений ст. 69 - ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, на начисленные налоговым органом пени выставляется требование по правилам, предусмотренным ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, законом предусмотрен порядок взыскания пеней, начисленных в связи с несвоевременным исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, предусматривающий направление требования об уплате пеней. При этом пени могут быть взысканы только в пределах сумм, указанных в требовании.
В то же время пеня, будучи способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, является дополнительной обязанностью налогоплательщика, поэтому после истечения срока взыскания задолженности по уплате налогов и сборов (утраты возможности взыскания задолженности) она не может служить способом исполнения обязанности по их уплате и с этого момента не подлежит начислению.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Изложенное свидетельствует о том, что пени могут взыскиваться только в том случае, если контрольным органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налогов и сборов.
Из пояснений административного истца (л.д. 58-59) следует, что налоговый орган обращался с заявлением о вынесении судебного приказа, мировым судьей вынесены судебные приказы № 2а-233/2016, 2а-15-47/2017, 2а-479/2018, задолженность по судебным приказам на ДД.ММ.ГГГГ оплачена не была.
Вместе с тем, судом установлено, что мировым судей судебного участка Третьяковского района Алтайского края в отношении Васильева В.А. вынесены следующие судебные приказы:
- о взыскании транспортного налога в сумме 13 660 руб., пени в сумме 2075,14 руб. (по требованиям № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 13 660 руб., пени в сумме 54,64 руб.; № 13429 от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени в сумме 2020,50 руб. (372,53 руб. + 1647,97 руб.) - дело № 2а-688/2017;
- о взыскании транспортного налога в сумме 10372 руб., пени в сумме 67,08 руб. (по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 10 372 руб., пени в сумме 67,08 руб. - дело № 2а-479/2018.
Иных судебных приказов о взыскании с Васильева В.А. задолженности по транспортному налогу, в том числе за 2014 год, судом не установлено. Судебный приказ по делу № 2а-233/2016, на который ссылается административный истец, отсутствует, по делу № 2-233/2016 сторонами являются иные лица.
Доказательств, принудительного взыскания с Васильева В.А. задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ., административным истцом не представлено.
Учитывая, что доказательств своевременного принятия мер к принудительному взысканию суммы транспортного налога ДД.ММ.ГГГГ г. налоговым органом не имеется, то оснований для взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ г. за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2745,88 руб. не имеется.
Представленный административным истцом расчет заявленной ко взысканию пени за несвоевременную уплату транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ годы являются верными.
Из анализа пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового периода, направляется налоговым органом на основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями – с момента уплаты последней ее части).
Недоимка по транспортному налогу за 2015 год взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка Третьяковского района Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ дело № 2а-688/2017. Согласно информации начальника отдела старшего судебного пристава ОСП Третьяковского района исполнительное производство по судебному приказу по делу № 2а-688/2017 не возбуждалось, на исполнении не находится. Срок предъявления к исполнению судебного приказа, установленный ч. 3 ст. 21 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», не истек. Таким образом, недоимка по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ на дату вынесения требования № от ДД.ММ.ГГГГ Васильевым В.А. не уплачена.
Пени за несвоевременную уплату транспортного налога ДД.ММ.ГГГГ начислены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2595,62 руб.
Недоимка по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка <адрес> ДД.ММ.ГГГГ дело №а-479/2018. Согласно копии исполнительного производства №-ИП на основании указанного судебного приказа исполнительное производство возбуждено ДД.ММ.ГГГГ, окончено ДД.ММ.ГГГГ в связи с исполнением требований исполнительного документа. Таким образом, недоимка по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год на дату вынесения требования № от ДД.ММ.ГГГГ Васильевым В.А. не была уплачена.
Пени за несвоевременную уплату транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ начислены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 772,11 руб.
Таким образом, до направления требований № от ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом предприняты меры для принудительного взыскания недоимки за ДД.ММ.ГГГГ годы, налогоплательщику выставлены требования № об уплате недоимки и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, № об уплате недоимки и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Неисполнение данных требований налогоплательщиком добровольно явилось основанием для взыскания задолженности в судебном порядке.
Нарушения порядка и сроков совершения налоговым органом действий по взысканию пени за несвоевременную уплату налога за ДД.ММ.ГГГГ г. не допущено.
Административным ответчиком расчет пени не оспорен, собственные расчеты не представлены, равно как и доказательства отсутствия задолженности по транспортному налогу и своевременности его уплаты.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования в части взыскания пени за несвоевременную уплату налога ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 2 595,62 руб., ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 772,11 руб. обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 14 Налогового кодекса РФ транспортный налог относится к числу региональных налогов, в связи с чем, пени за несвоевременную уплату подлежат взысканию в региональный бюджет.
С учетом п. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, разъяснений, содержащихся в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в связи с удовлетворением административного искового заявления подлежит взысканию с административного ответчика, в размере 400 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ) в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ,
р е ш и л:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № по Алтайскому краю удовлетворить частично.
Взыскать с Васильева В.А., зарегистрированного по адресу: <адрес>, пени по транспортному налогу в сумме 3 367,73 руб. в пользу регионального бюджета, которые подлежат перечислению в УФК по Алтайскому краю (Межрайонная ИФНС России № 12 по Алтайскому краю), ИНН 2209028442, КПП 220901001, счет 40101810100000010001, Отделение Барнаул БИК 040173001, ОКТМО 0165466, код пени 18210604012022100110.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Васильева В.А. в доход бюджета муниципального образования Третьяковский район Алтайского края государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Третьяковский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его составления в мотивированной форме.
Судья Т.А. Костырченко
Решение составлено в мотивированной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья Т.А. Костырченко