КОПИЯ
УИД 52RS0002-01-2021-000471-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19.01.2022
Канавинский районный суд г. Н.Новгорода в составе: председательствующего судьи Кузьменко В.С. при секретаре судебного заседания Борцовой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Нижегородской области к АО «Домоуправляющая компания Канавинского района» об обязании исполнить предписание,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области обратилась в суд с иском к АО «Домоуправляющая компания Канавинского района» об обязании исполнить предписание, указав, что 25.12.2019 ответчику было выдано предписание № 515-15-613/1/2019 об устранении нарушений, выявленных при начислении платы за коммунальные услуги. Конечный срок исполнения предписания – 01.04.2020.
Истцом установлено, что в настоящее время предписание не исполнено.
На основании изложенного истец просил обязать АО «ДК Канавинского района» провести мероприятия по исполнению предписания Госжилинспекции от 25.12.2019. № 515-15-613/2/2019, а именно: обязать АО «Домоуправляющая компания Канавинского района» провести мероприятия по исполнению предписания государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 25.12.2019 № 515-15-613/1/19, а именно произвести перерасчёт размера платы за электроснабжение, потребляемое при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме № 5 по ул.Архангельская г.Н.Новгорода за период с 01.04.2019 по 29.06.2019 исходя из утвержденного норматива потребления и с учетом корректной общей площади жилых и нежилых помещений и произвести перерасчёт размера платы за электроснабжение потребляемое при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме № 5 по ул.Архангельская г.Н.Новгорода с 30.06.2019 до полного устранения нарушения. При расчёте размера указанной платы применять площади жилых и нежилых помещений, указанные в паспорте данного дома; при превышении объема потребления электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, рассчитанным исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта под общим объёмом потребления электрической энергии, расчёт размера платы за электрическую энергию, поставленную на общедомовые нужды производить исходя из норматива потребления.
В судебное заседание представитель истца поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась, указывая на незаконность постановления.
Стороны извещались надлежащим образом: посредством направления почтовой корреспонденции, и в порядке предусмотренном ч.2.1 ст. 113 ГПК РФ: посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Суд, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13, ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ и Положением о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 года № 885, Государственная жилищная инспекция Нижегородской области входит в систему органов исполнительной власти Нижегородской области и является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственный жилищный надзор за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, соблюдением требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых Домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соблюдением стандарта раскрытия информации Управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными потребительскими кооперативами.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Как следует из материалов дела, 08.11.2019 года в отдел контроля и начисления платы за жилищно-коммунальные услуги государственной жилищной инспекции Нижегородской области поступило обращение от потребителя, проживающего по адресу: г.Н.Новгород ул.Архангельская д.5 кв.31 по вопросу правомерности начисления платы за электроснабжение и холодное водоснабжение, потребленные при содержании и использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области в отношении АО «Домоуправляющая компания Канавинского района» на основании приказа от 22.11.2019г. № 515-15-613/1/2019 проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки установлено, что АО «Домоуправляющая компания Канавинского района» является управляющей организацией многоквартирного дома №5 по ул.Архангельская г.Н.Новгорода на основании договора управления от 01.01.2011г., а также на основании лицензии №0520010017 от 15.03.2018г. на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.
28.06.2019г. было проведено внеочередное собрание собственников помещений в многоквартирном доме 26 по ул.Архангельская г.Н.Новгорода по вопросам, вынесенным на повестку дня, в том числе по вопросу об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
По итогам собрания собственники помещений в многоквартирном доме 26 приняли решение: «определить размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме и оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ. Указанный в настоящем вопросе порядок определения размера расходов применяется 28.06.2019г. Данное решение оформлено протоколом от 28.06.2019г. №01/2019.
Многоквартирный дом 5 по ул.Архангельская оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета электроснабжения.
Согласно представленным материалам, АО «Домоуправляющая компания Канавинского района» производит начисление платы за электроснабжение, потребляемое при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема данного коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета электроснабжения, без учета установленных нормативов потребления.
Федеральным законом от 29.07.2017 № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме предоставлено право самостоятельно определять размер расходов в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, даже при наличии утвержденных нормативов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» внесены изменения в Правила № 354 (пункт 40), а также Правила № 491 (пункт 29), которые вступили в силу с 01.01.2017.
Согласно пункту 40 Правил № 354, в редакции, действовавшей на момент вынесения предписания, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень № 290).
Таким образом, с 01.01.2017 действует новый порядок оплаты энергоресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, в которых выбран и реализован способ управления управляющей организацией (ТСЖ, ЖК, ЖСК), согласно которому оплата указанных энергоресурсов осуществляется в составе платы за содержание общего имущества, то есть регулируется Правилами № 491.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» в пункт 44 Правил № 354 (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого предписания) внесены изменения, по смыслу которых распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в МКД, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний ОДПУ, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого из них.
Следовательно, в случае, если указанное решение не принято, то сверхнормативный объем соответствующего коммунального ресурса, потребленного на ОДН, исполнитель коммунальных услуг (в том числе управляющая организация) оплачивает за счет собственных средств.
Из системного толкования приведенных норм следует, что размер расходов на оплату электроснабжения, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, может составлять меньшую величину (в том числе, при принятии собственниками помещений в доме решения о потреблении коммунальных услуг, на общедомовые нужды исходя из фактического потребления), чем размер норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации.
Норматив потребления коммунальных услуг, потребленных в процессе использования общедомового имущества, является величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, возможность превышать который действующее законодательство не предусматривает. Исключение составляет принятие решение собственниками помещений дома о распределении сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов между всеми собственниками.
Порядок начисления платы за коммунальные ресурсы, потребленные на ОДН, установлен с целью стимулирования управляющих организаций к проведению мероприятий по энергосбережению (теплоизоляции труб, установке энергосберегающих ламп, ремонту внутридомового инженерного оборудования и т.д.) и, соответственно, снижению размера платы за указанные выше коммунальные ресурсы, поскольку потребление данных ресурсов напрямую связано с содержанием общедомового имущества.
Решений об оплате стоимости коммунального ресурса по электроснабжению на содержание общего имущества в полном объеме, превышающем объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунального ресурса, собственниками не принималось. Из представленных протоколов общего собрания не следует, что собственниками МКД приняты решения о возложении расходов по оплате «сверхнормативного» объема коммунальных ресурсов на себя.
Учитывая вышеизложенное, предписание Инспекции соответствует нормам жилищного законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
Таким образом исковые требования Государственной жилищной инспекции Нижегородской области к АО «Домоуправляющая компания Канавинского района» подлежат удовлетворению.
При этом суд учитывает, что предписание вынесено должностным лицом государственной жилищной инспекции Нижегородской области в пределах компетенции с соблюдением порядка его вынесения, в установленном порядке предписание не обжаловалось и отменено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25.12.2019 № 515-15-613/1/19, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 5 ░░ ░░.░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.04.2019 ░░ 29.06.2019 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 5 ░░ ░░.░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░ ░ 30.06.2019 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░; ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ 2-3/2022 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░