УИД 74RS0002-01-2022-003821-65
Дело № 88-14392/2023
мотивированное определение
изготовлено 01 сентября 2023 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 29 августа 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Грудновой А.В., Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5044/2022 по иску Русяевой Нины Александровны к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Челябинской области», Министерству обороны Российской Федерации о признании права на льготное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, о взыскании компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе Военного комиссариата Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 10 ноября 2022 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10 апреля 2023 года,
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В., объяснения Беляева Д.В. представителя Русяевой Нины Александровны, действующего на основании доверенности, возражавшего против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Русяева Н.А. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Челябинской области о признании права на льготное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации, о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.
В обосновании исковых требований указала, что её супруг <данные изъяты>. в звании подполковника уволен с военной службы 05 января 1988 по болезни. Его выслуга на момент увольнения составляла в льготном исчислении 30 лет, в календарном исчислении выслуга на день увольнения составила 19 лет и 03 месяца. 06 января 2010 года супруг умер. После смерти супруга ей отказано в реализации права на получение санаторно-курортного лечения с возмещением затрат на путевку и проезд, в связи с отсутствием у супруга выслуги лет в календарном исчислении более 20 лет. Считает такой отказ незаконным, поскольку в пенсионном удостоверении супруга имеется отметка о праве на льготы, в том числе на лечение в поликлиниках и санаториях Министерства обороны Российской Федерации, такое же право имеет она как член семьи. До смерти супруга она пользовалась правом на санаторно-курортное лечение с компенсацией затрат на проезд в санатории Министерства обороны Российской Федерации. Поскольку невозможность реализации права на ежегодное санаторно-курортное лечение, в прохождении которого она нуждается по состоянию здоровья, увеличило затраты на приобретение медицинских препаратов и привело к дополнительным расходам на медицинские услуги, в её пользу с Министерства обороны Российской Федерации подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 100 000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 10 ноября 2022 года исковые требования Русяевой Н.А. удовлетворены частично. За Русяевой Н.А. признано право на льготное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение как члену семьи умершего военнослужащего в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации. С Военного комиссариата Челябинской области в пользу Русяевой Н.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Русяевой Н.А. отказано.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции в связи с наличием процессуальных нарушений, допущенных судом первой инстанции. Судом апелляционной инстанции к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10 апреля 2023 года решение Центрального районного суда г. Челябинска от 10 ноября 2022 года отменено. По делу принято новое решение, которым исковые требования Русяевой Н.А. удовлетворены частично. За Русяевой Н.А. признано право на льготное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение как члену семьи умершего военнослужащего в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации. С Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Русяевой Н.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Русяевой Н.А. отказано.
В кассационной жалобе Военный комиссариат Челябинской области ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Челябинска от 10 ноября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10 апреля 2023 года, как незаконных, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В доводах кассационной жалобы указывает, что пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено право на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи и санаторно-курортному лечению (с оплатой 50 процентов стоимости путевки в санаторно-курортные организации федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), а также право на проезд на безвозмездной основе один раз в год железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту санаторно-курортного лечения и обратно членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца; родителям, достигшим пенсионного возраста, и родителям-инвалидам старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы; родителям, достигшим пенсионного возраста, родителям-инвалидам и членам семей старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более. Поскольку подполковник <данные изъяты> уволен с военной службы в отставку по болезни при общей продолжительности военной службы 19 лет и при продолжительности военной службы в льготном исчислении 30 лет, при его жизни на него и его супругу Русяеву Н.А., как на члена семьи военнослужащего, распространялись льготы по санаторно-курортному обеспечению и проезду к месту санаторно-курортного лечения и обратно. Поскольку 06 января 2010 года <данные изъяты> умер, учитывая, что общая продолжительность его военной службы составила 19 лет, Русяева Н.А. не имеет права на льготы по оказанию медицинской помощи и санаторно-курортному лечению, а также по проезду к месту санаторно-курортного лечения и обратно после его смерти. Указывает, что заявленные Русяевой Н.А. требования о взыскании компенсации морального вреда являются незаконными, доказательств, подтверждающих вину Военного комиссариата в причинении морального вреда не представлено.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10 апреля 2023 года, как незаконного, с вынесением нового решения.
В кассационной жалобе также ссылается на положения пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», не предусматривающие право члена семьи военнослужащего, умершего после увольнения с военной службы по состоянию здоровья, на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи и санаторно-курортному лечению, а также право на проезд на безвозмездной основе один раз в год железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту санаторно-курортного лечения и обратно, при общей продолжительности военной службы менее 20 лет. Поскольку <данные изъяты> уволен с военной службы в отставку по болезни при общей продолжительности военной службы в календарном исчислении 19 лет, супруга после его смерти не имеет права на льготы по санаторно-курортному обеспечению и проезду к месту санаторно-курортного лечения и обратно. Полагает, что не подлежали удовлетворения требования Русяевой Н.А. о компенсации морального вреда, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, бесспорно подтверждающие причинение Русяевой Н.А. нравственных страданий в связи с обоснованным отказом в получении санаторно-курортного лечения в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того указывает, что Министерство обороны Российской Федерации решений об отказе Русяевой Н.А. в получении санаторно-курортного лечения не принимало, прав и законных интересов не нарушало, в связи, с чем не является причинителем вреда. Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства. Реализация мер правовой и социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих отнесена непосредственным к полномочиям военных комиссариатов, в связи, с чем правовых оснований для привлечения Министерства обороны Российской Федерации к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания компенсации морального вреда у суда апелляционной инстанции не имелось. Полагает, что Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Русяева Н.А. указывает на законность и обоснованность вынесенного судебного постановления, просит оставить апелляционное определение без изменения, а кассационную жалобу Военного комиссариата Челябинской области без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, установив процессуальные нарушения, допущенные судом первой инстанции, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10 апреля 2023 года решение Центрального районного суда г. Челябинска от 10 ноября 2022 года отменено с принятием по делу нового решения, то предметом рассмотрения суда кассационной инстанции является законность и обоснованность судебного акта, принятого судом апелляционной инстанции.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены апелляционного определения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом главнокомандующего военно-воздушными силами от 11 ноября 1987 года №01349 подполковник <данные изъяты>, начальник штаба – заместитель командира учебной авиационной эскадрильи 607 учебного авиационного полка Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов, уволен с действительной военной службы в отставку по болезни.
Выслуга лет <данные изъяты> на день увольнения 02 декабря 1987 года составляла в календарном исчислении 19 лет, в льготном исчислении – 30 лет 11 месяцев 22 дня. Расчет выслуги лет <данные изъяты> для назначения пенсии утвержден 31 июля 1987 года заместителем финансовой службы Уральского военного округа.
С 03 декабря 1987 года <данные изъяты> являлся получателем пенсии по выслуге лет в соответствии с Положением о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей, <данные изъяты> военным комиссариатом выдано соответствующее удостоверение.
В пенсионном удостоверении указано, что за <данные изъяты> как за военным пенсионером и за членами его семьи сохраняется право на обеспечение медицинской помощью в поликлиниках и санаториях Министерства обороны СССР.
<данные изъяты> года <данные изъяты> умер.
Русяева Н.А. с 01 марта 2012 года является получателем пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих.
После смерти <данные изъяты> истцу, как члену семьи военнослужащего, предоставлялись путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные организации Министерства обороны Российской Федерации, возмещались расходы по оплате проезда к месту санаторно-курортного лечения в 2010, 2012, 2013 и в 2014 годах.
В 2022 году Русяева Н.А. обратилась в Военный комиссариат Челябинской области по вопросу предоставления льгот по санаторно-курортному лечению. Письмом Военного комиссариата Челябинской области от 19 мая 2022 года ей сообщено, что права на оказание медицинской помощи и на санаторно-курортное лечение, а также на компенсацию расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно она не имеет, поскольку общая продолжительность военной службы <данные изъяты> составляет 19 лет.
Полагая такое решение незаконным, поскольку при жизни супруга она как член семьи военнослужащего пользовалась правом на оказание медицинской помощи и на санаторно-курортное лечение, ей компенсировались расходы на проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно, Русяева Н.А. обратилась в суд.
Разрешая спор по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что супругу истца <данные изъяты>. при увольнении со службы произведен расчет выслуги лет как в календарном, так и в льготном исчислении. Поскольку продолжительность военной службы <данные изъяты> в льготном исчислении составляет более 30 лет, Военный комиссариат Челябинской области назначил ему пенсию по выслуге лет и выдал соответствующее удостоверение, содержащее отметку о праве на льготы, установленные Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в том числе о праве <данные изъяты> и членов его семьи на обеспечение медицинской помощью в поликлиниках и санаториях Министерства обороны СССР. Поскольку Русяева Н.А. при жизни супруга пользовалась указанными льготами, она после смерти <данные изъяты> не может быть лишена такого права. Судом апелляционной инстанции указано, что разница между продолжительностью военной службы 20 лет, требуемой для получения членами семьи военнослужащего мер социальной поддержки, и действительным (подтвержденным) периодом военной службы <данные изъяты> составляет 1 год. Поскольку супруг истца уволен по состоянию здоровья (по болезни), он объективно был лишен возможности возвратиться на военную службу для приобретения его супругой права на льготы.
В связи с изложенным, судом апелляционной инстанции за Русяевой Н.А. признано право на льготное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение как члену семьи умершего военнослужащего в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации.
Принимая решение о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Русяевой Н.А. компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, суд апелляционной инстанции исходил из того, что незаконным отказом в предоставлении льготы по медицинскому обслуживанию и санаторно-курортному лечению Русяевой Н.А. причинен моральный вред.
Решение о взыскании компенсации морального вреда с Министерства обороны Российской Федерации принято судом на основании положений статьи 6, подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которых Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета и выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, в том числе в результате принятия ими не соответствующих закону или иному правовому акту решений.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих сохранение за членами семьи умершего военнослужащего социальных гарантий.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (преамбула Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Для военнослужащих названным Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ).
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ).
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ).
К мерам социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей согласно нормативным положениям Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ относятся, в том числе, социальные гарантии, связанные с реализацией их права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу положений статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ, в редакции, действующей при жизни <данные изъяты> военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Военнослужащие ежегодно проходят медицинские обследования, с ними проводятся лечебно-профилактические мероприятия. Военнослужащие, имеющие признаки психического расстройства, направляются на освидетельствование и стационарное обследование в соответствии с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (часть1 статьи 16).
Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами. Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При амбулаторном лечении лекарства им отпускаются за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается. Изготовление и ремонт зубных протезов членам семей офицеров в военно-медицинских учреждениях осуществляются на тех же условиях, что и другим гражданам, в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 статьи 16).
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и члены семей военнослужащих - граждан во время отпуска, но не более одного раза в год, обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Указанные военнослужащие оплачивают 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определены иные условия оплаты. При этом указанным военнослужащим ежегодно независимо от приобретения путевки выплачивается денежная компенсация в размере 600 рублей на самого военнослужащего и в размере 300 рублей на супруга военнослужащего - гражданина и каждого его несовершеннолетнего ребенка. Денежная компенсация на ребенка, на содержание которого военнослужащим отчисляются алименты, выплачивается получателю алиментов. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории для продолжения госпитального лечения в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки (часть 4 статьи 16).
Права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2, 3 и 4 статьи 16, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более (часть 5 статьи 16).
В силу части 5 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
Аналогичные положения содержались в Порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23 октября 2007 года №430.
Правила оказания медицинской помощи (медицинского обеспечения) членам семей отдельных категорий военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, лиц начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, членам семей отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системе, таможенных органах Российской Федерации, органах федеральной фельдъегерской связи, а также лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года №911.
Из приведенных нормативных положений следует вывод о том, что офицеры, уволенные с военной службы, в частности, по состоянию здоровья, при общей продолжительности военной службы в льготном исчислении 20 лет и более, а также члены их семей имеют право на санаторно-курортное лечение в санаториях, домах отдыха, пансионатах Министерства обороны Российской Федерации, на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год, на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях. При этом определяющим для признания за членами семьи офицера, уволенного с военной службы по состоянию здоровья, права на санаторно-курортное лечение в санаториях, домах отдыха, пансионатах Министерства обороны Российской Федерации, на проезд в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год и на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях является продолжительность военной службы офицера, исчисляемая в льготном порядке, которая при таком исчислении должна быть менее 20 лет.
Поскольку подполковник <данные изъяты>. уволен с действительной военной службы в отставку по болезни, его выслуга лет на день увольнения 02 декабря 1987 года составляла в календарном исчислении 19 лет, в льготном исчислении – 30 лет 11 месяцев 22 дня, он и его супруга Русяева Н.А. имели право и пользовались указанными социальными гарантиями. О сохранении за <данные изъяты> как за военным пенсионером и за членами его семьи права на обеспечение медицинской помощью в поликлиниках и санаториях Министерства обороны СССР сделана отметка в выданном ему пенсионном удостоверении.
Условия сохранения за членами семьи военнослужащих после смерти последних права на санаторно-курортное лечение в санаториях, домах отдыха, пансионатах Министерства обороны Российской Федерации, на проезд в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год и на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях содержатся в статьей 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ.
В силу абзаца 4 части 4 статьи 24 названного Федерального закона, в редакции, действующей при жизни <данные изъяты> за членами семей военнослужащих, потерявшими кормильца, родителями, достигшими пенсионного возраста, и родителями-инвалидами старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, сохраняется право на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту этого лечения и обратно, которыми они пользовались при жизни военнослужащего.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 15 марта 2011 года № 333 утвержден Порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В силу подпункта «д» пункта 1 названного Порядка в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний и при отсутствии противопоказаний во время отпуска, но не более одного раза в год на льготных основаниях направляются члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, родители, достигшие пенсионного возраста, и родители-инвалиды старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, которые при жизни военнослужащего пользовались правом на санаторно-курортное лечение.
Из анализа приведенных норм права следует вывод о том, что за членами семьи старших и высших офицеров, умерших после увольнения с военной службы по состоянию здоровья, сохраняется право на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту этого лечения и обратно при условии наличия у офицера общей продолжительности военной службы 20 лет, при условии, если они пользовались такими льготами при жизни военнослужащего.
Таким образом, условия предоставления названных социальных гарантий членам семьи офицера при его жизни и после его смерти не являются идентичными. После смерти офицера социальные гарантии предоставляются членам его семьи при наличии общей продолжительности военной службы 20 лет, которая исчисляется в календарном, а не в льготном порядке, как при жизни военнослужащего.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 ноября 2018 года №654 в Порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2011 года №333 внесены изменения. После изменений подпункт «д» пункта 1 изложен в редакции: в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний и при отсутствии противопоказаний во время отпуска, но не более одного раза в год на льготных основаниях направляются члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, родители, достигшие пенсионного возраста, и родители-инвалиды старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более.
Таким образом, после внесения 15 ноября 2018 года изменений в подпункт «д» пункта 1 названного Порядка, продолжительность военной службы умершего офицера, необходимая для сохранения за членами его семьи социальных гарантий, не изменилась, исключено лишь указание на использование этого права членом семьи при жизни военнослужащего.
В ходе рассмотрения дела судами установлено, что нарушение своих прав Русяева Н.А. связывает с ответом Военного комиссариата Челябинской области от 19 мая 2022 года на её обращение о реализации права на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение.
На день обращения Русяевой Н.А. в Военный комиссариат Челябинской области действовал Порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2011 года №333 «О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 ноября 2018 года №654.
Федеральным законом от 28 января 2022 года №4-ФЗ статья 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ дополнена новым абзацем четырнадцатым и абзацами пятнадцатым - семнадцатым следующего содержания: право на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи и санаторно-курортному лечению (с оплатой 50 процентов стоимости путевки в санаторно-курортные организации федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), а также право на проезд на безвозмездной основе один раз в год железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту санаторно-курортного лечения и обратно предоставляется родителям, достигшим пенсионного возраста, родителям-инвалидам и членам семей старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более.
Таким образом, на день обращения Русяевой Н.А. в Военный комиссариат Челябинской области по вопросу предоставления социальных гарантий, имевшее место после внесения изменений в статью 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ, а также с учетом положений Порядка санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2011 года №333, в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 ноября 2018 года №654, основным условием сохранения за ней социальных гарантий являлась продолжительность военной службы её умершего супруга не менее 20 лет, определяемая в календарном исчислении.
Поскольку общая продолжительность военной службы <данные изъяты> в календарном исчислении составляла 19 лет, и она после увольнения с военной службы не пересматривалась и не изменялась, Русяевой Н.А. правомерно отказано в сохранении права на социальные гарантии после смерти супруга. Такой отказ является правомерным, поскольку он полностью соответствует нормативным актам, действующим в период ответа на обращение истца.
Вопреки ошибочному мнению суда апелляционной инстанции, пользование Русяевой Н.А. правом на медицинское обслуживание, на санаторно-курортное лечение и на возмещение расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно при жизни супруга не свидетельствует о наличии у неё такого права на дату обращения в мае 2022 года. Не свидетельствует о таком праве и предоставление Русяевой Н.А. санаторно-курортного лечения с возмещением расходов на проезд после смерти супруга в 2010 году до 2014 года. Предоставление ей такого права было предусмотрено действующим в то время законодательством. Отказ в реализации права связан не с произвольными и незаконными действиями Военного комиссариата Челябинской области, а с изменением законодательства, регулирующего основания сохранения за членами семьи умерших военнослужащих права на социальные гарантии. Исключений из приведенных правил при определении такого права члена семьи законодатель не предусмотрел.
Суд апелляционной инстанции ошибочно применил правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 14 января 2016 года №1-П, поскольку содержащиеся в нем выводы связаны с применением иных норм права, не связанных с предоставлением членам семьи умерших военнослужащих права на социальные гарантии, при том, что, как уже указывалось выше, выслуга лет <данные изъяты> ни при его жизни, ни после смерти не пересчитывалась Военным комиссариатом Челябинской области. <данные изъяты>. при жизни порядок исчисления и продолжительность выслуги лет в календарном исчислении не оспаривал.
Также ошибочным признается вывод суда апелляционной инстанции о том, что разница между требуемой продолжительностью военной службы 20 лет и действительным (подтвержденным) периодом военной службы <данные изъяты> является незначительной и составляет 1 год, супруг истца уволен с военной службы по состоянию здоровья и он объективно был лишен возможности возвратиться на службу для приобретения его супругой права на льготы. Такие выводы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, поскольку после смерти супруга основным условием для сохранения за Русяевой Н.А. права на спорные социальные гарантии является продолжительность военной службы супруга, которая должна составлять не менее 20 лет в календарном исчисление. Указанное условие установлено законом и не подлежит изменению судом при разрешении конкретного спора.
Давая объяснения в суде кассационной инстанции, представитель Русяевой Н.А. указал на отсутствие номы права, позволяющей сохранить за ней право на социальные гарантии при продолжительности военной службы умершего супруга менее установленной законом.
Принимая во внимание, что отказ Военного комиссариата Челябинской области в сохранении за истцом права на льготное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение как члену семьи умершего военнослужащего в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации являлся законным, при отсутствии нарушений прав Русяевой Н.А., у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для удовлетворения её требований о компенсации морального вреда на основании положений статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации. Право Русяевой Н.А. на компенсацию морального вреда суд апелляционной инстанции мотивировал лишь незаконность принятого Военным комиссариатом Челябинской области решения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления вправе изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Как разъяснено в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда от 22 июня 2021 года №17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», если все юридически значимые для правильного разрешения дела обстоятельства установлены нижестоящими судебными инстанциями, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, кассационному суду общей юрисдикции надлежит принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции (пункт 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку судом апелляционной инстанции допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить обжалуемое судебное постановление и вынести новое решение об отказе Русяевой Н.А. в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 3795, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10 апреля 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение об отказе Русяевой Нине Александровне в удовлетворении исковых требований к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Челябинской области», Министерству обороны Российской Федерации о признании права на льготное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, о взыскании компенсации морального вреда.
Председательствующий
Судьи