Дело № 33-185/2020 (2-1960/2019)
УИД72RS0021-01-2019-001730-95
апелляционное определение
г. Тюмень | 13 января 2020 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе
председательствующего | Журавлёвой Г.М., |
судей | Смоляковой Е.В., Пленкиной Е.А., |
при секретаре | Магдич И.В., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области в лице директора К.А.В., третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства в лице представителя В.И.В. на решение Тюменского районного суда Тюменской области от <.......>, которым постановлено:
«Исковые требования Р.Р.С. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Тюменской области от <.......> <.......> в предоставлении земельного участка, категории земель: земли населенного пункта, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, с кадастровым номером <.......>, площадью 1499 кв.м, по адресу: <.......> в собственность за плату Р.Р.С..
Возложить обязанность на Департамент имущественных отношений Тюменской области предоставить Р.Р.С. в собственность за плату, без проведения торгов, земельный участок категории земель: земли населенного пункта, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, с кадастровым номером <.......>, площадью 1499 кв.м. по адресу: <.......>
Взыскать с Департамента имущественных отношений Тюменской области в пользу Р.Р.С. расходы на оплату государственной пошлины в размере 5456 руб.».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Смоляковой Е.В., пояснение представителя ответчика М.М.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца Н.И.В., просившей оставить решение без изменения судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Р.Р.С. обратился в суд с иском с учетом уточнения исковых требований (л.д.127) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным отказа <.......> от <.......> в предоставлении земельного участка в собственность и возложении на ответчика обязанности предоставить земельный участок с кадастровым номером <.......>, расположенный по адресу: <.......> в собственность за плату без проведения торгов, взыскании судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 5 456руб.
Исковые требования мотивированы тем, что <.......> постановлением Администрации Тюменского муниципального района <.......> Р.Р.С. был предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, расположенный по адресу: <.......>. Земельный участок поставлен на государственный кадастр недвижимости <.......> с присвоением кадастрового номера <.......>. Согласно кадастровому паспорту земельного участка земельный участок расположен по адресу: <.......>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, площадь 1499 ± 14 кв.м. <.......> между истцом (арендатор) и Администрацией Тюменского муниципального района (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка <.......>, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду за плату земельный участок площадью 1 499 кв.м, расположенный по адресу: <.......>, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером <.......>. Согласно пункту 1.4 договора участок предоставляется для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений. Срок действия договора установлен с <.......> по <.......>. Договор зарегистрирован Управлением Росреестра по Тюменской области <.......>. Истцом <.......> получен Градостроительный план земельного участка № <.......>, а <.......> получено разрешение на строительство <.......>, согласно которому Администрация Тюменского муниципального района разрешает строительство объекта капитального строительства (индивидуальный жилой дом) на земельном участке с кадастровым номером <.......>. На основании вышеуказанных документов истцом <.......> зарегистрировано право собственности на жилой дом. Пользуясь правом, предусмотренным частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, истец неоднократно обращался к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату под существующий жилой дом, Департамент имущественных отношений Тюменской области <.......>, <.......>, <.......> даны разъяснения, что по сведениям, предоставленным Департаментом лесного комплекса Тюменской области, испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, относящегося к землям лесного фонда Российской Федерации, в связи с чем предоставить земельный участок в собственность за плату под существующий жилой дом не представляется возможным. Также истец обращался к ответчику с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка, однако <.......> также было отказано в заключении договора по причине нахождения земельного участка в границах участка, относящегося к землям лесного фонда. На основании информации Департамента лесного комплекса от <.......> <.......> испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером <.......> расположен на землях лесного фонда Тюменского лесничества, Тахталинского участкового лесничества, ур. Тахталинское в лесном квартале <.......>. Считаем, что отказ Департамента имущественных отношений Тюменской области в предоставлении земельного участка за плату в собственность <.......> от <.......> является незаконным, поскольку у ответчика отсутствуют основания для отказа.
Определением суда от <.......> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области и филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области».
Истец Р.Р.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца Р.Р.С. – Н.И.В., действующая на основании доверенности от <.......> (л.д. 55), в судебном заседании исковые требования поддержала с учетом увеличения по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка (л.д. 119). Представлены письменные возражения на исковое заявление, подписанное директором К.А.В. (л.д.98-102), в которых в удовлетворении иска просит отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента лесного комплекса Тюменской области – К.А.В., действующий по доверенности <.......> от
<.......> (л.д. 133), в судебном заседании с иском не согласился, поддержал письменные возражения, представленные и.о. директора департамента В.О.Л. (л.д. 84-86). Суду пояснил, что спорный земельный участок по данным Государственного лесного реестра имеет пересечения с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером <.......>. Данные о границах земельного участка с кадастровым номером <.......> не внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка (л.д. 121). Ранее руководителем третьего лица С.П.Н. был предоставлен письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 94-95), в котором он возражал против удовлетворения исковых требований в случае подтверждения сведений о расположении испрашиваемого земельного участка в пределах границ земельного участка лесного фонда, дело просил рассмотреть в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Тюменской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка (л.д. 118).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <.......>, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка (л.д. 116). Представителем третьего лица О.Е.А. представлен отзыв на исковое заявление (л.д. 123-125), в котором разрешение спора оставляет на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка (л.д. 120). Представителем Администрации Б.А.А. действующей на основании доверенности <.......> от <.......> (л.д. 83) представлен отзыв на исковое заявление (л.д.81-82), в котором она поддерживает исковые требования просит дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства лесного хозяйства, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется уведомление (л.д. 109).
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Департамент имущественных отношений Тюменской области в лице директора К.А.В. и третье лицо Федеральное агентство лесного хозяйства в лице представителя В.И.В.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент имущественных отношений Тюменской области в лице директора К.А.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Указывает, что обязанность по заключению договора купли-продажи земельного участка возложена на орган, не уполномоченный на распоряжение федеральной собственностью. Земельный участок с кадастровым номером <.......>, в отношении которого истец обращался к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность, полностью расположен на землях лесного фонда Тюменского лесничества, Тахталинского участкового лесничества, ур. Тахталинское в лесном квартале <.......> лесотаксационные выделы 11, 34 – защитные леса, категория: ценные леса. Следовательно, ответчик не вправе распоряжаться земельным участком с кадастровым номером <.......>, так как лесной участок, на территории которого расположен спорный земельный участок, относится к федеральной собственности. Полномочия по распоряжению последней у ответчика отсутствуют.
Отмечает, что разрешая спор, суд руководствовался частями 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»), устанавливающими приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, над сведениями Государственного лесного реестра. Вместе с тем, суд не учел тот факт, что в данном случае противоречия могут быть устранены только путем устранения реестровой ошибки. Однако исковые требования не позволяют устранить данные противоречия, а значит и цели, которые преследует Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ, не будут достигнуты. Признавая приоритет содержащихся в ЕГРН сведений в части отнесения земельного участка с кадастровым <.......> к категории земель населенных пунктов, суд не учел тот факт, что указанные нормы права не являются основанием для прекращения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок в части имеющегося по данным ГЛР наложения на земли лесного фонда Тюменского лесничества, Тахталинского участкового лесничества, ур. Тахталинское в лесном квартале <.......> лесотаксационные выделы 11, 34 – защитные леса, категория: ценные леса, являющегося частью земельного участка, находящегося в федеральной собственности. Сведения о наложении земельного участка с кадастровым номером <.......> с землями лесного фонда не исключены уполномоченным на ведение ГЛР органом из данного реестра в установленном порядке. Право собственности Российской Федерации не прекращено в ЕГРН, тогда как согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Однако, в данном случае, право собственности Российской Федерации истцом не оспорено. При указанных обстоятельствах на ответчика не может быть возложена обязанность по распоряжению спорным земельным участком до устранения имеющихся наложений на земли лесного фонда, исключения сведений о земельном участке из ЕГРН. прекращения права федеральной собственности. Судом первой инстанции не была дана надлежащая правовая оценка указанным доводам, вследствие чего суд вынес решение, не применив нормы материального права, подлежащие применению.
В апелляционной жалобе третье лицо Федеральное агентство лесного хозяйства в лице представителя В.И.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Отмечает, что из имеющихся в деле доказательств следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером <.......> полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером <.......>, который принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Право собственности на лесной участок зарегистрировано в установленном законом порядке и в настоящее время никем не оспорено. Так как координаты границ земельного участка с кадастровым номером <.......> не установлены, их определение основывается на имеющихся в государственном лесном реестре материалах лесоустройства. План схема лесного участка и данные ГЛР являются письменными доказательствами границ лесного участка. В соответствии с таксационными описаниями Тахталинского участкового лесничества Тюменского лесничества лесной квартал 20 лесотаксационный выдел 11, 34, представляет собой участок леса с лесной растительностью – сосна, насаждения разновозрастные, полнота неравномерная, высота варьируется. Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда; обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).
Указывает, что на основании норм лесного законодательства, действовавших до момента введения в действие Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» земли лесного фонда всегда принадлежали Российской Федерации на нраве собственности. Органом государственной власти Тюменской области уполномоченный на предоставление лесных участков является Департамент лесного комплекса Тюменской области. Однако Департамент лесного комплекса Тюменской области в приделах своих полномочий может передавать лесные участки в пользование. Передача земельных участков из состава лесного фонда прямо запрещена федеральным законом. Департамент имущественных отношений Тюменской области не уполномочен на предоставление земельных участков категории земли лесного фонда в собственность третьим лицам в силу закона, соответственно, вывод суда о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Тюменской области в заключение договора купли-продажи земельного участка, а также о возложении обязанности в заключении указанного договора является незаконным и необоснованным.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо Департамент лесного комплекса Тюменской области в лице директора П.Н.Ф. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Р.Р.С. в лице представителя Н.И.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца Р.Р.С., представителей третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Департамента лесного комплекса Тюменской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области, Федерального агентства лесного хозяйства, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив решение в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Постановлением Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области <.......> от <.......> о предоставлении земельного участка в аренду Р.Р.С. для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений в <.......> утверждена схема расположения земельного участка, расположенного по адресу: <.......>, согласно которой земельный участок входит в границы квартала <.......> земель населенного пункта и названный земельный участок предоставлен в аренду Р.Р.С. сроком на 3 года (л.д. 11-13).
Сформированный земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, расположенный по адресу: <.......>, поставлен на кадастровый учет <.......>, ему присвоен кадастровый номер <.......>, границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством и сведения о них внесены в ЕГРН, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 14-15), материалами реестрового (кадастрового) дела объекта недвижимости <.......> (л.д. 70-80).
Между Администрацией Тюменского муниципального района Тюменской области (арендодатель) и Р.Р.С. (арендатор) <.......> заключен договор аренды <.......> земельного участка, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>. Срок действия договора с <.......> по <.......> (л.д. 16-19).
Согласно пункту 1.4 договора участок предоставлен для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений.
В соответствии с пунктом 1.5 договора на участке в момент передачи его в аренду не имелось зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, являющихся собственностью арендодателя или третьих лиц, в интересах которых установлены границы сервитутов, обременяющие права арендатора по использованию участка.
Пунктом 3.1.6 договора предусмотрено, что арендатор имеет право заключить по истечению срока договора новый договор на согласованных сторонами условиях или продлить срок аренды участка на прежних условиях по письменному заявлению не позднее одного месяца до истечения срока договора.
С <.......> Р.Р.С. является собственником индивидуального жилого дома, площадью 118 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <.......>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.32-34) и не оспаривается ответчиком.
Истец <.......>, то есть до истечения срока договора аренды земельного участка, обратился в адрес ответчика с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
В ходе рассмотрения указанного заявления ответчиком было установлено, что согласно материалам лесоустройства испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах земельного участка, относящегося к землям лесного фонда. В связи с чем, <.......> ответчиком в адрес истца направлено уведомление об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером <.......>. В обоснования отказа указано, что в соответствии с частью 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация. В силу статей 5, 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 № 411 «О порядке распределения и управления государственными землями Тюменской области» Департамент имущественных отношений Тюменской области не вправе распоряжаться земельными участками, принадлежащими на праве собственности третьим лицам (л.д.36).
На повторное обращение истца от <.......>, от <.......> ответчиком направлено аналогичное уведомление об отказе в предоставлении в собственность земельного участка. Последнее уведомление от <.......> <.......> (л.д. 37-38).
Согласно градостроительному плану земельный участок с кадастровым номером 72:17:2404001:73, расположенный по адресу: <.......>, расположен в черте населенного пункта Чикчинское сельское поселение Тюменского района Тюменской области, границы населенного пункта не пересекает, и не пересекает земли иных категорий; полностью расположен в зоне перспективной застройки индивидуальными жилыми домами, в том числе коттеджами, выделенной для обеспечения правовых условий формирования кварталов комфортного жилья с низкой плотностью застройки, по средствам преимущественного размещения отдельно стоящих одноквартирных домов не выше четырех этажей с приквартирными участками, блокированных жилых двухсемейных и многосемейных домов не выше четырех этажей с приквартирными участками, имеет разрешенное использование для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений (л.д. 20-29).
Сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, внесены в ЕГРН на основании межевого плана от <.......>, подготовленного кадастровым инженером П.М.В., что подтверждается материалами реестрового дела и письменными объяснениями представителя ФГБУ ФКП Росреестра по Тюменской области.
Сведения о местоположении границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером <.......> не внесены в ЕГРН, доказательств, подтверждающих пересечение его границ с границами спорного земельного участка, суду не предоставлено.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что кадастровый учет земельного участка осуществлен, границы земельного участка установлены до заключения-договора аренды <.......> от <.......>, сведений о пересечении границ земельного участка с землями иных категории в ЕГРН не имеется, земельный участок не выбыл из правообладания арендодателя, используется арендатором по назначению, право аренды Р.Р.С. возникло <.......>.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, признает их законными и обоснованными, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о правомерности отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка в связи с отсутствием у Департамента имущественных отношений Тюменской области полномочий на заключение договора купли-продажи спорного земельного участка в связи с установлением пересечением границ земельного участка с кадастровым номером <.......> с землями лесного фонда, а также о том, что пересечение подлежит устранению только в порядке исправления реестровой ошибки, судебная коллегия признает несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 39.3 Земельного Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 39.3 Земельного Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 39.20 если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из указанных положений закона следует, что проведенный в установленном порядке государственный кадастровый учет и наличие сведений о характеристиках земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости подтверждает наличие права на земельный участок с такими индивидуальными характеристиками, которые соответствуют указанным сведениям, до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке эти сведения не оспорены и в Единый государственный реестр недвижимости не внесены соответствующие изменения.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Из указанной нормы права следует, что с 11.08.2017 законом установлен приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и в Едином государственном реестре недвижимости, соответственно, исключена возможность изъятия земельных участков у граждан, которые получили право их использования на законном основании, лишь по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
В настоящем деле установлено, что спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 24.11.2014, предоставлен истцу в аренду 11 декабря 2014 года для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, земельный участок согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости относится к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, что соответствует утвержденным в установленном порядке градостроительным регламентам, в связи с чем с учетом вышеизложенных норм права вывод суда о незаконности отказа истцу в предоставлении земельного участка в собственность за плату по мотиву принадлежности земельного участка к землям лесного фонда является обоснованным.
Процедура предоставления земельного участка в собственность за плату соблюдена.
Схема наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда, составленная специалистом Департамента лесного комплекса Тюменской области противоречит совокупности доказательств, установленных судом, данные противоречия ответчиком не устранены, в связи с чем не может быть принята в качестве допустимого доказательства.
Согласно части 15 статьи 34 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества, лесопарка органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением земельных участков, пересечение границ которых с границами лесничеств, лесопарков допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ таких лесничества, лесопарка, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения границ указанных земельных участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 16 статьи 34 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в части 15 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества, лесопарка таким образом, чтобы границы лесничества, лесопарка не пересекали границы земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда.
Таким образом, законом установлен приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и в Едином государственном реестре недвижимости, соответственно, исключена возможность изъятия земельных участков у граждан, которые получили право их использования на законном основании, лишь по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Поскольку согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у Департамента имущественных отношений Тюменской области не имелось законных оснований для отказа Р.Р.С. в заключении договора купли-продажи земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица судебная коллегия также отклоняет по указанным выше основаниям.
При таких обстоятельствах доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения исковых требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм гражданского законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тюменского районного суда <.......> от <.......> оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Департамента имущественных отношений <.......>, третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: