Дело № 33-1016
Судья: Шелуханова С.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Босси Н.А.,
судей: Бучневой О.А., Малининой О.Н.,
при секретаре: Ивановой О.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 4 апреля 2016 года гражданское дело по иску Гладкой Л.Н. в интересах недееспособного Гладкого С.В. к администрации г. Тамбова, Министерству финансов РФ, администрации Тамбовской области, Финансовому управлению Тамбовской области, Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о предоставлении жилого помещения вне очереди,
по апелляционной жалобе администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 27 января 2016 года.
Заслушав доклад судьи Бучневой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гладкая Л.Н., действующая в интересах недееспособного Гладкого С.В., обратилась в суд с иском к администрации г. Тамбова о предоставлении жилого помещения вне очереди, указав, что ее сын- Гладкий С.В. является инвалидом *** группы и страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с другими гражданами в одной квартире невозможно. Постановлением администрации г. Тамбова №11274 от 23.12.2014 г. он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и признан малоимущим по списку очереди «Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний» с составом семьи один человек. Согласно справке жилищного комитета администрации г. Тамбова от 24.02.2015 г. он состоит в указанной очереди под ***. Считает, что на основании п.3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ Гладкий С.В. имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Уточнив исковые требования, просила обязать администрацию г. Тамбова предоставить Гладкому С.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью от 30 до 36 кв.м с составом семьи один человек.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов РФ, администрация Тамбовской области, Финансовое управление Тамбовской области, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 27 января 2016 года исковые требования Гладкой Л.Н. в интересах недееспособного Гладого С.В. удовлетворены частично. На администрацию г. Тамбова возложена обязанность предоставить Гладкому С.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом дополнительной площади общей площадью не менее 18, 15 кв.м, до 26,15 кв.м. В удовлетворении исковых требований о предоставлении жилого помещения общей площадью не менее 30-36 кв.м и к Министерству финансов РФ, администрации Тамбовской области, Финансовому управлению Тамбовской области, Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области отказано.
На указанное решение суда администрацией г. Тамбова подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить и принять новое решение об отказе в иске к администрации г. Тамбова.
Ссылается в жалобе на то, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 06.10.2013 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставление жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, относится к отдельным государственным полномочиям и должно финансироваться за счет средств субъекта Российской Федерации в виде предоставления субвенций. Суд неверно указал в решении, что осуществление отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям согласно ч. 5 ст. 19 и ст. 63 Федерального закона № 131-ФЗ должны выделяться дотации. Дотации предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением), а согласно ч. 2 ст. 53 Федерального закона № 131-ФЗ за счет средств местных бюджетов исполняются расходные обязательства муниципальных образований, а не отдельных государственных полномочий.
Кроме того, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, органами местного самоуправления признаются малоимущими и принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в отдельную очередь по списку «Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний». Органы местного самоуправления могут обеспечивать данную категорию граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, но только на общих основаниях, как малоимущих граждан в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Также обращает внимание на то, что в решении суда допущена опечатка. Так, общая площадь предоставленного жилого помещения не должна превышать не 26,15 кв.м., а 24,15 кв.м, поскольку в собственности у Гладкого С.В. имеется 11,85 кв.м (47,4 кв.м. /4 = 11,85 кв.м.), а норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма составляет от 15 до 18 кв.м, на одного человека. С учетом права на дополнительную площадь она не должна превышать двойного размера, то есть, не менее 30 кв.м., и не более 36 кв.м (36 кв.м - 11,85 кв.м = 24,15 кв.м).
В возражениях на апелляционную жалобу Финансовое управление Тамбовской области, администрация Тамбовской области, Гладкая Л.Н. просят оставить решение суда от 27 января 2016 года без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тамбова – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации г.Тамбова Каменеву Е.С., поддержавшую доводы жалобы, Гладкую Л.Н. и ее представителя Иванова Ю.А., представителя администрации Тамбовской области Масальского М.С., представителя финансового управления Тамбовской области Комбарову О.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, как следует из части 2 указанной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которыми Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно части 3 указанной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (п.3 ч.2).
В соответствии пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях лиц, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
В соответствии со ст.ст. 1, 14 Закона Тамбовской области от 25.12.2015г. №1677 «О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Тамбовской области» жилые помещения муниципального жилищного фонда в Тамбовской области по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По договору социального найма вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Аналогичные положения содержались в Законе Тамбовской области от 20.07.2005 года №342-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в Тамбовской области", действовавшим на момент принятия Гладкого С.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Гладкий С.В. является инвалидом *** группы и страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с другими гражданами в одной квартире невозможно.
Постановлением Администрации г.Тамбова №11274 от 23.12.2014г. Гладкий С.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и признан малоимущим по списку очереди «Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний» с составом семьи один человек.
Согласно справки жилищного комитета Администрации г.Тамбова от 24.02.2015г. Гладкий С.В. состоит на учете в указанной очереди под №55.
Разрешая спор, и возлагая на Администрацию г.Тамбова обязанность по предоставлению Гладкому С.В. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Гладкий С.В., страдающий тяжелой формой хронического заболевания, относится к категории граждан, которые в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, однако, администрация г.Тамбова мер к обеспечению Гладкого С.В. жилым помещением не предпринимает.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы ответчика о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов подлежит финансированию за счет средств субъекта Российской Федерации, также не опровергают выводы суда первой инстанции об обязанности органов местного самоуправления обеспечивать жильем инвалидов, страдающих тяжелыми видами хронических заболеваний, поскольку такие полномочия возложены именно на органы местного самоуправления.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, в связи с чем данная категория граждан не может быть лишена права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им жилищным законодательством. Право Гладких С.В. на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.
Кроме того, в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения предусмотрено предоставление межбюджетных трансферов из бюджета субъекта Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (ст.ст. 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 55, 60 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Доказательств обращения к субъекту Российской Федерации за получением дотации на приобретение жилого помещения Гладкому С.В., администрацией г.Тамбова не представлено.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что на основании Постановлений администрации Тамбовской области субъектом перечислялись дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, в том числе и муниципальному образованию -г.Тамбову.
Доводы представителя ответчика, изложенные в судебном заседании апелляционной инстанции о том, что жилое помещение Гладкому С.В. должен предоставлять субъект Российской Федерации, не основаны на нормах материального права. Законодательством не предусмотрено обеспечение граждан указанной категории жилыми помещениями из жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Ссылка в жалобе на то, что органы местного самоуправления могут обеспечивать граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, только на общих основаниях, как малоимущих граждан в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет, несостоятельны, поскольку противоречит ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой указанная категория граждан обеспечивается жилыми помещениями вне очереди.
С учетом изложенного, решение постановлено судом без нарушения норм материального права, является законным и обоснованным. Доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Вместе с тем, судебная коллегия считает обоснованными доводы жалобы ответчика о том, что судом неправильно определена максимальная площадь жилого помещения предоставляемого Гладкому С.В.
Поскольку в собственности у Гладкого С.В. имеется *** доля жилого помещения, общей площадью 47,4 кв.м., следовательно, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, должна быть учтена площадь жилого помещения, принадлежащего Гладкому С.В. на праве собственности, то есть 11,85 кв.м.
Следовательно, максимальная площадь жилого помещения, которое должно быть предоставлено Гладкому С.В., с учетом права на дополнительную площадь, составит 24, 15 кв.м. (36 кв.м. – (47,4 кв.м. :4), в связи с чем решение суда в этой части подлежит изменению.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 27 января 2016 года в части определения максимальной площади жилого помещения предоставляемого Гладкому С.В. изменить.
Второй абзац резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
«Обязать администрацию г.Тамбова предоставить Гладкому С.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, с учетом дополнительной площади, общей площадью не менее 18,15 кв.м. и не более 24,15 кв.м.».
В остальной части это же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: