Административное Дело №2А-1388/2021
УИД № 24RS0028-01-2021-001079-96
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 апреля 2021 года г. Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.
при секретаре Дмитриевой Д.О.
с участием:
представителя административного истца МАУ «ГДК «Кировский» - Володиной М.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Муниципального автономного учреждения «Городской Дворец культуры «Кировский» к Государственной инспекции труда в Красноярском крае о признании незаконным предписаний Государственной инспекции труда в Красноярском крае № 24/7-7436-20-И/450/3-1 от 01.02.2021 года и № 24/7-7436-20-И/450/3-2 от 01.02.2021 года,
УСТАНОВИЛ:
МАУ «ГДК «Кировский» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Красноярском крае (далее ГИТ) о признании незаконными предписаний № 24/7-7436-20-И/450/3-1 от 01.02.2021 года и № 24/7-7436-20-И/450/3-2 от 01.02.2021 года, мотивируя тем, что осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями ГИТ выявляет нарушения, а не разрешает споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению трудовых споров, вынесенное предписание, обязывающее сделать перерасчет заработной платы по заработной плате не относится к его компетенции. Также указывает на то, что ГИТ в Красноярском крае проверка проведена не в полном объеме, в связи с чем инспектор пришел к необоснованным выводам о наличии в действиях МАУ «ГДК «Кировский» нарушений требований действующего законодательства в части не начисления и невыплаты заработной платы Калининой Ю.Н.. Калинина Ю.Н. была принята на работу на должность Руководитель кружка 01.09.2013 года на основании личного заявления, 01.04.2014 года была переведена на должность Руководитель кружка, 17.11.2014 года переведена на должность Балетмейстер на 0,5 ставки, 01.01.2017 года переведена на должность Заведующая сектором по художественной самодеятельности, 17.04.2017 года переведена на должность Балетмейстер 1 кат. 0,5 ст., 01.09.2017 года на основании личного заявления переведена на должность Руководителя кружка по платным услугам. С указанного времени Калинина Ю.Н. работала в должности Руководителя кружка по платным услугам, получала начисленную заработную плату в полном объеме, никаких претензий ни по наименованию должности, ни по начислению заработной платы с момента перевода до момента увольнения к работодателю не предъявляла, за разрешением индивидуального трудового спора в данной части Калинина Ю.Н. не обращалась. Полагает, что ГИТ в Красноярском крае возлагая на истца обязанности по перерасчету заработной платы Калининой Ю.Н. за период с января по май 2020 года фактически разрешила индивидуальный трудовой спор, чем нарушила нормы действующего законодательства.
В судебном заседании представитель административного истца МАУ «ГДК «Кировский» - Володина М.М. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
В судебное заседание представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Красноярском крае, заинтересованное лицо Калинина Ю.Н. не явились о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, причины неявки, ходатайств об отложении суду не представлено.
Согласно ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела. Оснований для признания обязательной явки неявившихся лиц не имеется. Учитывая изложенное, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что по заявлению Калининой Ю.Н. на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда от 22.01.2021г. № 24/7-7436-20-И ГИТ в КК 01.02.2021г. проведена внеплановая проверка соблюдения трудового законодательства МАУ «ГДК «Кировский».
При проведении проверки установлено, что 01.09.2013г. Калинина Ю.Н. была трудоустроена в МАУ «ГДК Кировский» на должность руководителя хореографического кружка, 01.04.2014г. Калининой Ю.Н. были изменены условия оплаты труда, оформленные надлежащим образов в виде заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, 17.11.2014г. Калинина Ю.Н. была переведена на должность балетмейстера (на 0,5 ставки), 01.01.2017г. Калинина Ю.Н. была переведена на должность заведующей сектором по художественной самодеятельности, что было оформлено дополнительным соглашением к трудовому договору, 17.04.2017г. Калинина Ю.Н. была переведена на должность балетмейстера (на 0,5 ставки), что было оформлено дополнительным соглашением к трудовому договору, ей были изменены условия оплаты труда, установлен оклад в размере 3 545, 50 рублей, согласно условиям дополнительного соглашения, ей также было разрешено работать руководителем хореографического кружка за счет средств от платных услуг с оплатой согласно сметы расходов в процентном соотношении.
Актом проверки установлено, что по условиям трудового договора, в 2020г. Калининой Ю.Н. должен был ежемесячно выплачиваться оклад в размере 3 545, 50 рублей, районный коэффициент – в размере 30% от должностного оклада, надбавка за стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям – в размере 30% от должностного оклада, кроме того Калининой Ю.Н. было разрешено работать руководителем хореографического кружка за счет средств от платных услуг с оплатой согласно сметы расходов в процентном соотношении и соответственно с нормами трудового законодательства получать за это вознаграждение за труд.
В акте проверки ГИТ в КК от 01.02.2021г. № 24/7-7436-20-И/450/2 указано, что в ходе проверки, на основании расчетных листков, платежных документов подтверждающих выплату заработной платы, установлено, что в период с января 2020г. по май 2020г. Калининой Ю.Н. работодателем МАУ «ГДК Кировский» выплачивалась заработная плата не в полном размере, Калининой Ю.Н. не выплачивался должностной оклад и компенсационные выплаты (районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям) установленные условиями трудового договора в период с января 2020г. по май 2020г., что является нарушением п. 6 ч. 2 ст. 22, ст. 129, ст. 148, ст. 315 ТК РФ.
По результатам проведенной проверки КГБУЗ «КМП №1» выдано предписание № 24/7-7436-20-И/450-3-1 от 01.02.2021г. об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на учреждение возложена обязанность в срок до 01.03.2021г. сделать перерасчет и произвести выплату заработной платы Калининой Ю.Н. в соответствии с установленными ей условиями трудового договора за период с января 2020г по май 2020г.
Также выдано предписание № 24/7-7436-20-И/450/3-2 от 01.02.2021г. об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на учреждение возложена обязанность в срок до 01.03.2021г. решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц МАУ «ГДК Кировский» допустивших нарушение норм трудового законодательства в части выплаты заработной платы не в полном размере Калининой Ю.Н. в период с января 2020г. по май 2020г.
В соответствии со ст.353 ТК РФ государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Абзацем первым ч.1 ст.356 ТК РФ установлено, что в соответствии с возложенными задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 357 ТК РФ государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.
На основании ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (абз. 4 ч.7).
Абзацем 6 ч.1 ст.357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу указанных норм при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судом.
Таким образом, спор о начислении работнику заработной платы, её перерасчете является индивидуальным трудовым спором, а административный ответчик не наделен полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, ГИТ выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы. Оспариваемые же предписания вынесены государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому являются незаконными.
Принимая решение об удовлетворении требования МАУ «ГДК Кировский» о признании предписаний Государственной инспекции труда в Красноярском крае от № 24/7-7436-20-И/450-3-1 от 01.02.2021г., № 24/7-7436-20-И/450/3-2 от 01.02.2021г. незаконным, суд исходит из того, что государственный инспектор труда в силу возложенных на него полномочий имел право провести проверку соблюдения трудового законодательства работодателем в отношении обратившегося работника, составить соответствующий акт, однако, в данном случае имеет место индивидуальный трудовой спор, разрешать который Государственный инспектор труда полномочиями не наделен, поэтому последний по итогам проведенной проверки имел возможность разъяснить заявителю право на обращение с соответствующим иском в суд.
Учитывая, изложенное, суд находит, что обжалуемые предписания от № 24/7-7436-20-И/450-3-1 от 01.02.2021г., № 24/7-7436-20-И/450/3-2 от 01.02.2021г. не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежащими отмене как вынесенным с нарушением норм материального права, при этом работник, полагающий, что его права нарушены в результате оплаты труда не в полном объеме, не лишен возможности предъявить работодателю соответствующий иск.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Муниципального автономного учреждения «Городской Дворец культуры «Кировский» удовлетворить.
Признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в Красноярском каре № 24/7-7436-20-И/450/3-1 от 01.02.2021 года выданное МАУ «ГДК «Кировский».
Признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в Красноярском каре № 24/7-7436-20-И/450/3-2 от 01.02.2021 года выданное МАУ «ГДК «Кировский».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда.
Апелляционная жалоба подается через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26.04.2021 года.
Председательствующий Н.А. Макарова