дело <номер обезличен>
УИД <номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2020 года г. Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Косолаповой А.С.
при секретаре Гайворонской А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Государственного учреждения – Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к Толстохатько В. Н. о взыскании недоимки, пени, штрафов,
установил:
ГУ – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обратилось в суд с административным иском к Толстохатько В.Н., в котором просит восстановить пропущенный срок и взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1000 рублей 00 копеек, из них сумма недоимки 0,00 руб., пени 0,00 руб., штраф – 1000 рублей.
В обоснование заявленных требований в административном иске указано, что государственное учреждение – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и его филиалы являются исполнительными органами Фонда на местах.
ИП Толстохатько В.Н. была зарегистрирована в филиале <номер обезличен> отделения Фонда в качестве страхователя физического лица, заключившего трудовой договор с работником, с присвоением регистрационного номера <номер обезличен>.
В ходе контрольных мероприятий <дата обезличена> у административного ответчика была выявлена задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1000,00 руб., из них сумма недоимка 0,00 руб., пени – 0,00 руб., штрафа – 1000 руб.
В адрес административного ответчика было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на обязательное социальное страхование.
<дата обезличена> административный ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чем свидетельствует выписка из ЕГРИП.
В случае утраты статуса индивидуального предпринимателя обязанность по взысканию образовавшейся задолженности не прекращается.
Административный истец указывает, что им пропущен срок на обращение в суд по уважительной причине. Причиной пропуска срока подачи заявления о взыскании обязательных платежей являются кадровые перемещения и передачи дел страхователей.
Принимая во внимание, что срок для подачи заявления о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций истек <дата обезличена>, данные требования являются спорными и не могут быть рассмотрены в рамках приказного производства, а подлежат рассмотрению по правилам главы 12, 33 КАС РФ.
В обоснование представленных возражений административным ответчиком указано, что она была предпринимателем с <дата обезличена> по <дата обезличена>. В начале каждого года она приходила на сверку к специалистам фонда социального страхования за прошедший год по оплате налогов. Если в ходе сверки выявлялась задолженность или переплата, специалист делал перерасчет. Непонятно откуда в исковом заявлении откуда взялся этот штраф 1000 рублей. Также в исковом заявлении не указан номер квитанции, дата, которая якобы направлялась Толстохатько В.Н.
<дата обезличена> она прекратила деятельность в качестве предпринимателя. При подаче заявления о прекращении деятельности она проходила все инстанции. Никаких задолженностей не было выявлено, поэтому она прекратила свою деятельность.
Исковое заявление в районный суд было отправлено <дата обезличена>. Прошло более 3 лет с момента закрытия предпринимательства.
Просит не восстанавливать срок подачи заявления о взыскании обязательных платежей. Сумму 1000 рублей не взыскивать.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом и в срок, заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не поступало.
Административный ответчик Толстохатько В.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась надлежащим образом и в срок, просила рассмотреть дело без ее участия.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций обязан поверить, в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли установленный законом срок обращения в суд (часть 6 статьи 289).
Исходя из положений статей 3 и 18 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) платежи по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний администрируются Фондом социального страхования Российской Федерации.
При этом исходя из положений статьи 22.1 Федерального закона № 125-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному в том числе положениями статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений).
Одновременно в части 2 статьи 1 Федерального закона № 212-ФЗ (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) указано, что положения Федерального закона № 212-ФЗ применяются к правоотношениям, связанным с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в части, не противоречащей Федеральному закону № 125-ФЗ, в том числе в части статьи 19.
Часть 5.5 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ предусматривала, что заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае, если в течение одного года и двух месяцев со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате страховых взносов такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превысила в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения срока, равного одному году и двум месяцам (часть 5.6).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления, установленный частями 5.5 и 5.6 настоящей статьи, может быть восстановлен судом (часть 5.7).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Толстохатько В.Н. <дата обезличена> была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРИП (л.д. 8-11).
Также Толстохатько В.Н. была зарегистрирована в филиале <номер обезличен> отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя физического лица, заключившего трудовой договор с работником, с присвоением регистрационного номера <номер обезличен>.
В ходе контрольных мероприятий <дата обезличена> у административного ответчика была выявлена задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Так, согласно справке о выявлении недоимки, пени и штрафов <номер обезличен> от <дата обезличена> у Толстохатько В.Н. имеется задолженность по страховым взносам за период за <дата обезличена> в размере 1000 рублей, за <дата обезличена> в размере 1000 рублей, из них сумма недоимка 0,00 рублей, пени – 0,00 рублей, штрафа – 1000 рублей.
<дата обезличена> Толстохатько В.Н. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
По смыслу п. 2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
Однако, с момента образования недоимки, административный ответчик не предпринимал действий по ее взысканию, в материалах дела отсутствуют сведения о направлении административному ответчику требований об уплате страховых взносов в установленном законом порядке, а также сведений о том, что административный ответчик обращался в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что процессуальный срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций административным истцом пропущен.
Из содержания административного искового заявления также следует, что срок подачи заявления о вынесении судебного приказа истек <дата обезличена>.
Согласно ч. 2 ст.286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
ГУ – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ является специализированным органом, призванным осуществлять контроль за сбором страховых взносов и своевременностью их взимания, является профессиональным участником фискальных правоотношений, и ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Частью 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение, не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.
В данном конкретном случае своевременность обращения в суд зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Изложенное выше свидетельствует о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском.
Оснований для восстановления ГУ – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ пропущенного процессуального срока судом не установлено, поскольку уважительных причин их пропуска стороной административного истца не приведено.
В обоснование своего ходатайства о восстановлении срока подачи административного искового заявления истец указывает, что причиной пропуска срока подачи заявления о взыскании обязательных платежей является кадровое перемещение сотрудников и передача страховых дел страхователей, что, по мнению суда, не может служить уважительной причиной, и оснований для восстановления такого срока у суда не имеется.
Суд не усматривает в обстоятельствах, изложенных в административном иске, уважительных причин пропуска срока обращения в суд, обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд с административным иском, административным истцом не представлено.
Оценив представленные доказательства в обоснование ходатайства о восстановлении срока, суд приходит к выводу о том, что ходатайство о восстановлении срока для подачи заявления о взыскании недоимки, пени, штрафов не подлежит удовлетворению
Пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа инспекции в удовлетворении заявленных требований.
Ввиду отсутствия доказательств соблюдения административным истцом порядка и сроков взыскания налога и пени, а также отсутствия правовых оснований для восстановления пропущенного срока, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1000 ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ – 0 ░░░░░░, ░░░░ – 0 ░░░░░░, ░░░░░░ – 1000 ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░