Дело № 2-820/24
УИД 50RS0048-01-2023-010130-74
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2024 года г.о. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Яровой Т.В.,
при секретаре Тицкой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ОАО «Российские железные дороги», в лице Группы заказчика по реализации проекта «Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Санкт-Петербург» Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта к ФИО1 об изъятии для государственных нужд нежилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Российские железные дороги», в лице Группы заказчика по реализации проекта «Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Санкт-Петербург» Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта обратилось в суд с иском к ФИО1 об изъятии для государственных нужд нежилого помещения.
В обоснование иска указано, что ответчик является собственником недвижимого нежилого помещения с кадастровым номером № <№ обезличен>, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 23,5 кв.м.
В соответствии с Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (РОСЖЕЛДОР) от <дата> № АИ-230-р «Об изъятии объектов недвижимого имущества для нужд Российской Федерации в целях обеспечения размещения объекта: «Строительство дополнительных V и VI путей на участке Москва - Алабушево под специализированное пассажирское сообщение. (Этап 5. Реконструкция ст. Химки со строительством дополнительных V и VI путей под специализированное пассажирское движение)» изъятию для государственных нужд подлежит нежилое помещение с кадастровым номером № <№ обезличен>, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 23,5 кв.м.
В соответствии с отчетом об оценке от 29.09.2022 № 4-05-22/КРТ/ВСЖМ/Г, выполненным независимой оценочной организацией ООО «КРТ Система», определена рыночная стоимость объекта недвижимого имущества в размере 1 037 000 руб., определена величина убытков, причиненных правообладателю изъятием вышеуказанного объекта недвижимости, в размере 7 958 руб.
20.01.2023 истец направил ответчику заказное письмо № 10714079037269 с проектом соглашения об изъятии объекта недвижимости и отчетом об определении размера возмещения. Данное письмо было получено ответчиком 17.02.2023.
Срок заключения соглашения истек, что и послужило поводом для обращения в суд с указанным иском.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом.
В соответствии с требованиями ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов, предусмотренных абзацем пятым (в отношении объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения), абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены частью 7 статьи 4 (в отношении объектов регионального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы), статьями 6 - 11, 13 и 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 № 43-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В силу ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных и муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», изъятие недвижимого имущества осуществляется путем его выкупа в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на праве собственности, или путем прекращения прав на это имущество и возмещения убытков в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на ином праве. Собственнику или правообладателю недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проект соглашения с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) расчетов убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества (далее - соглашение об изъятии недвижимого имущества), направляется заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 2). Соглашение об изъятии недвижимого имущества должно содержать условия его изъятия, включающие в себя цену изымаемого недвижимого имущества, порядок и сроки прекращения владения данным имуществом, цену и описание недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества, порядок, сроки передачи данного имущества (в случае его предоставления) и другие значимые обстоятельства. Собственник или правообладатель недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе представить в орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, свои предложения к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества, в том числе предложения об изменении рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых таким изъятием. К предложениям об увеличении рыночной стоимости недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых изъятием недвижимого имущества, должны быть приложены обосновывающие это увеличение документы. В случае признания указанных предложений обоснованными орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, дорабатывает проект соглашения об изъятии недвижимого имущества и направляет этот проект правообладателю изымаемого недвижимого имущества (п. 3). В случае, если в течение трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества указанное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества (п. 4). Принудительное прекращение прав на изымаемое недвижимое имущество допускается только на основании решения суда и после возмещения рыночной стоимости изъятого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных его изъятием (п. 5). Проект соглашения об изъятии недвижимого имущества может быть направлен правообладателю изымаемого недвижимого имущества не ранее чем через два месяца со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества (п. 8). Иск об изъятии недвижимого имущества может быть предъявлен в суд в течение трех лет со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества (п. 9). В случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. При этом размер возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению (п. 10). На основании судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, обеспечивает перечисление денежных средств в размере, определенном на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, на расчетный счет, указанный лицом, у которого изымается недвижимое имущество, или в случае, если реквизиты этого расчетного счета не указаны, обеспечивает внесение денежных средств в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества при условии, что иное не предусмотрено судебным актом о принудительном изъятии недвижимого имущества. Орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обеспечить внесение денежных средств в размере, определенном на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества до обращения в суд с заявлением о принудительном изъятии недвижимого имущества или в ходе рассмотрения судом заявления о принудительном изъятии недвижимого имущества (п. 11). В случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет. Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременении на изымаемое недвижимое имущество (п. 12).
Таким образом, указанные нормы прямо регулируют выкуп земельного участка и недвижимого имущества у собственника либо изъятие земельного участка и недвижимого имущества у обладателя иного вещного права. При этом правообладатель имеет право на компенсацию, размер которой в случае спора определяется судом.
Согласно п. 1 ст. 56.11 ЗК РФ, а также п. 13 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности и досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.
Судом установлено, ФИО1 является собственником недвижимого нежилого помещения с кадастровым номером № <№ обезличен>, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 23,5 кв.м.
В соответствии с Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (РОСЖЕЛДОР) от <дата> № АИ-230-р «Об изъятии объектов недвижимого имущества для нужд Российской Федерации в целях обеспечения размещения объекта: «Строительство дополнительных V и VI путей на участке Москва – Алабушево под специализированное пассажирского сообщение. (Этап 5. Реконструкция ст. Химки со строительством дополнительных V и VI путей под специализированное пассажирское движение)» изъятию для государственных нужд подлежит нежилое помещение с кадастровым номером № <№ обезличен>, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 23,5 кв.м.
В соответствии с отчетом об оценке от 29.09.2022 № 4-05-22/КРТ/ВСЖМ/Г, выполненным независимой оценочной организацией ООО «КРТ Система», определена рыночная стоимость объекта недвижимого имущества в размере 1 037 000 руб., определена величина убытков, причиненных правообладателю изъятием вышеуказанного объекта недвижимости, в размере 7 958 руб.
07.04.2022 истец направил ответчику заказное письмо № 11509569025111 с уведомлением о принятом распоряжении Федерального Агентства железнодорожного транспорта об изъятии принадлежащего ему недвижимого имущества в соответствии с п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ и копией распоряжения об изъятии объекта недвижимости.
20.01.2023 истец направил ответчику заказное письмо № 10714079037269 с проектом соглашения об изъятии объекта недвижимости и отчетом об определении размера возмещения. Данное письмо было получено ответчиком 17.02.2023.
Срок заключения проекта соглашения со стороны правообладателя в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ и ч. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ составляет три месяца.
Таким образом, указанный срок истек, подписанный проект соглашения в адрес Федерального Агентства железнодорожного транспорта до настоящего времени не поступил.
Учитывая, что в ходе судебного заседания представленный стороной истца отчет об оценке ответчиком оспорен не был, ответчик, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о назначении судебной экспертизы в независимом от сторон экспертном учреждении перед судом не ходатайствовал, определенная в указанном отчете об оценке стоимость возмещения за изымаемое для государственных нужд нежилое помещение является достоверной, разумной и обоснованной.
В соответствии со ст. 96 ГПК РФ расходы по проведению экспертизы, назначенной по инициативе суда, относятся на счет средств федерального бюджета.
Между тем, никаких разумных оснований для того, чтобы возлагать на федеральный бюджет дополнительные расходы в связи с рассмотрением частноправового спора о возмещении ущерба, суд не усматривает.
В силу требований принципа диспозитивности гражданского процесса, суд не может быть более заинтересован в защите прав сторон, чем сами эти стороны.
Принимая во внимание, что стороны о проведении экспертизы перед судом не ходатайствовали, суд также не усматривает достаточных оснований для назначения экспертизы по собственной инициативе, в связи с чем, рассматривает настоящее дело по представленным материалам.
При изложенных обстоятельствах суд устанавливает, что рыночная стоимость спорного объекта недвижимого имущества и величина убытков, причиненных правообладателю изъятием вышеуказанного объекта недвижимости, составляют 1 044 958 руб.
Разрешая настоящий спор по существу, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ОАО «Российские железные дороги», в лице Группы заказчика по реализации проекта «Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Санкт-Петербург» Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд и возмещении стоимости изымаемого имущества.
Определяя порядок возмещения, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления заочного решения суда в законную силу предоставить в ОАО «Российские железные дороги», в лице Группы заказчика по реализации проекта «Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Санкт-Петербург» Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изымаемого недвижимого имущества, а также возложить на ответчика обязанность по освобождению нежилого помещения от собственного имущества и имущества третьих лиц в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения денежной компенсации, в противном случае юридическую ответственность за оставленное ответчиком собственное имущество истец либо уполномоченный исполнительный орган власти или подрядная организация нести не будут.
Требование истца о взыскании с ответчика судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины, в размере 6 000 руб., подтверждается платежным поручением и не противоречат требованиям ст. 88 ГПК РФ, в связи, с чем, исходя из положений ст. 98 ГПК РФ, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования ОАО «Российские железные дороги», в лице Группы заказчика по реализации проекта «Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Санкт-Петербург» Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта к ФИО1 об изъятии для государственных нужд нежилого помещения удовлетворить.
Изъять для нужд Российской Федерации нежилое помещение с кадастровым номером № <№ обезличен>, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 23,5 кв.м, принадлежащее на праве собственности ФИО1.
Установить сумму возмещения за изымаемое нежилое помещение в соответствии с отчетом об оценке от 29.09.2022 № 4-05-22/КРТ/ВСЖМ/Г, выполненным независимой оценочной организацией ООО «КРТ Система» в размере 1 044 958 руб.
Прекратить все ограничения (обременения), внесенные в ЕГРН в отношении изымаемого недвижимого имущества.
Решение является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ФИО1 на нежилое помещение с кадастровым номером № <№ обезличен>, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 23,5 кв.м, и возникновения права собственности Российской Федерации на нежилое помещение с кадастровым номером № <№ обезличен>, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 23,5 кв.м.
Установить следующие условия:
Возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается истцом в течение 20 (двадцати) календарных дней после вступления решения суда в законную силу путем перечисления денежных средств на расчетный счет ответчика.
Ответчик обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления решения по делу в законную силу предоставить истцу реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества. Обязательства истца по оплате считаются исполненными с даты списания денежных средств с его расчетного счета.
В случае отказа правообладателя предоставить реквизиты расчетного счета более 5 (пяти) рабочих дней, денежные средства, составляющие стоимость изъятого недвижимого имущества, вносятся ОАО «РЖД» на депозит нотариуса.
Ответчик обязан освободить объект недвижимого имущества от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения денежной компенсации. В случае нарушения ответчиком указанного срока, истец и/или уполномоченный исполнительный орган власти и/или подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное ответчиком собственное имущество и имущество иных лиц.
Взыскать с ФИО1 в пользу ОАО «Российские железные дороги», в лице Группы заказчика по реализации проекта «Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Санкт-Петербург» Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Ответчик вправе подать заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд Московской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение изготовлено в окончательной форме 26 января 2024 года.
Судья Т.В. Яровая
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||||
<данные изъяты> |