Решение по делу № 8Г-686/2024 [88-3587/2024] от 10.01.2024

03RS0007-01-2022-003426-44

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                  № 88-3587/2024

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

22 февраля 2024 г.                                г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Юровой О.В.,

судей Никоновой О.И., Тарасовой С.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Городецкой Г.В., Городецкого А.И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2023 г. по гражданскому делу № 2-4463/2022 по иску Городецкого А.И., Городецкой Г.В. к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения о признании незаконным решения о приостановлении и прекращении меры социальной поддержки, о выплате ежемесячной денежной компенсации.

Заслушав доклад судьи Никоновой О.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Городецкий А.И., Городецкая Г.В. обратились в суд с вышеназванным иском к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения, указав, что являются собственниками (по <данные изъяты> доле) жилого помещения в многоквартирном доме, ветеранами труда, пенсионерами по старости, до 1 сентября 2020 г. получали установленную гарантируемую ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Письмом ответчика от 14 сентября 2020 г. и письмом филиала ответчика по <адрес> от 23 ноября 2020 г. им приостановлена выплата ЕДК за сентябрь и последующие месяцы 2020 года по причине задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг перед ЖКУ НОФ «Региональный оператор Республики Башкортостан», а именно неуплаты взносов на капитальный ремонт, которая относится к иным формам социальной поддержки и не имеет отношения к порядку предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда.

Действия ответчика, выраженные в приостановке и прекращении выплат ЕДК с сентября по декабрь 2020 года и с января по декабрь 2021 года, являются незаконными и нарушают гражданские права, свободы и законные интересы истцов на получение установленной социальной поддержки.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просили суд признать незаконным действия ответчика по приостановке и прекращению предоставления им мер социальной поддержки – выплат ЕДК с сентября по декабрь 2020 года и с января по декабрь 2021 года, обязать ответчика выплатить ЕДК за указанные периоды.

Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 октября 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 7 февраля 2023 г. решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 октября 2022 г. отменено, исковые требования Городецкого А.И., Городецкой Г.В. удовлетворены. На ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения возложена обязанность выплатить Городецкому А.И. и Городецкой Г.В. ежемесячную денежную компенсацию расходов па оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДК) с сентября 2020 года по декабрь 2021 года.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 8 июня 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 7 февраля 2023 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Башкортостан.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2023 г. решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 октября 2022 г. оставлено без изменения.

    В кассационной жалобе Городецкая Г.В., Городецкий А.И. просят отменить апелляционное определение от 21 сентября 2023 г. В жалобе приводят доводы, аналогичные доводам, изложенным в суде апелляционной инстанции. В частности, заявители указывают на отсутствие у них задолженности по оплате ЖКУ, а также отмечают, что взнос за капитальный ремонт не входит в плату за жилое помещение и коммунальные услуги, отсутствует в платежных документах на оплату ЖКУ. Заявитель фактически выражают несогласие и с решением суда первой инстанции, поскольку считают, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемого судебного постановления.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (абзацы первый, второй, третий пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (абзац первый пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть третья статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент приостановления истцам выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за сентябрь и последующие месяце 2020 года).

Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 442-ФЗ "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации" часть 3 статьи 160 изложена в следующей редакции: "Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы." Изменения вступили в силу с 1 января 2022 г.

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов. Так, в силу части 2 названной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Таким образом, взнос на капитальный ремонт согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации включен в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Городецкий А.И., Городецкая Г.В. состоят на учете в филиале ГКУ РЦСПН по г. Уфе Республики Башкортостан по льготной категории «Ветеран труда», с октября 2021 года Городецкий А.И. перешел на льготную категорию <данные изъяты>», являются получателями меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, расположенного по адресу: <данные изъяты>, принадлежащего им на праве общей долевой собственности.

Выплата указанной компенсации была приостановлена ответчиком с 1 сентября 2020 г. в связи с наличием задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Согласно представленных ответчиком данных (выписки по лицевому счету, информации НОФ «Региональный оператор Республики Башкортостан») за период с июля 2020 года по август 2022 года имеется задолженность истцов по взносам на капитальный ремонт, просрочка которой составила 28 месяцев.

По состоянию на 1 декабря 2021 г. количество неоплаченных месяцев составило 43 месяца (с учетом последнего неоплаченного месяца-октябрь 2021 г.).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 153, 154, 158, части 1, части 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп.4 п.1 ст.13, ст.22, п.1, п.2, п.6 ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Положением о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2008 №466 «О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан», и исходил из того, что у истцов имелась задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде взносов на капитальный ремонт, о чем стало известно филиалу ГКУ РЦСПН по г. Уфе Республики Башкортостан из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в связи с чем в силу прямого указания в законе отсутствовали основания для предоставления истцам ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поэтому решения филиала ГКУ РЦСПН по г. Уфе Республики Башкортостан от 25 сентября 2020 г. о приостановлении выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 сентября по декабрь 2020 г. и с января по декабрь 2021 г. являются законными, приняты с соблюдением порядка и при наличии оснований, предусмотренных законом.

Суд апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела с выводами суда первой инстанции согласился, при этом доводы истцов о том, что взнос на капитальный ремонт для собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, является отдельной составляющей платой от платы за жилое помещение и коммунальные услуги и не входит в состав структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, поскольку платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт выставляются региональным оператором, а не поставщиками коммунальных услуг, не принял в качестве основания для удовлетворения заявленных требований.

Отклоняя приведенные истцами доводы, судебная коллегия апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 30, частями 1, 2 статьи 154, статьями 158, 160, 169, 170, 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 11 Постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», приняла во внимание, что собственники жилых помещений с момента возникновения у них права собственности на соответствующие помещения обязаны нести расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на него путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт, при этом начисление региональным оператором взносов на капитальный ремонт отдельными платежными документами, не отменяет их правовой природы, установленной частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской в качестве платы за жилое помещение, принадлежащее собственнику.

В п.47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).

Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.

При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Установив, что по состоянию на 1 августа 2022 г. у истцов имеется задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт, наличие которой подтверждено определениями от 21 февраля 2022 г. и 11 мая 2022 г. об отмене мировым судьей судебного участка №2 по Октябрьскому району г. Уфы судебных приказов от 27 января 2022 г. и 8 апреля 2022 г. в связи с поступившими от Городецких возражениями, доказательств оплаты данной задолженности, а также уважительности причин неоплаты задолженности по взносам на капитальный ремонт истцами не представлено, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ответчик правомерно приостановил истцам предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в спорный период, в связи с чем оставил решение суда первой инстанции без изменения

Доводы кассационной жалобы в том числе о том, что взнос на капитальный ремонт для собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома исключается из раздела за жилое помещение и коммунальные услуги, данные взносы являются отдельной составляющей платой от платы за жилое помещение и коммунальные услуги, они не вносятся в платежный документ по оплате жилищно-коммунальных услуг, по которым у истцов отсутствует задолженность, в связи с чем выводы судов о наличии задолженности не соответствуют фактическим обстоятельствам, повторяют позицию заявителей в судах первой и апелляционной инстанций, указанным доводам дана оценка в судебных постановлениях. Судебная коллегия с данной оценкой соглашается, оснований для иных выводов и иной оценки обстоятельств дела не имеется.

Ссылка на неправильное применение судами норм материального права, неприменение закона, подлежащего применению, неправильное истолкование закона также несостоятельна. Взнос на капитальный ремонт согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации включен в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме наряду с платой за содержание жилого помещения (пункт 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации) и платой за коммунальные услуги (пункт 3 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Доводы о непривлечении к участию в деле НОФ «Региональный оператор Республики Башкортостан» также не могут являться основание для отмены по существу правильных судебных постановлений, поскольку оспариваемые судебные акты не возлагают на указанное лицо каких-либо обязательств и не нарушают его прав.

Доводы заявителей кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела, фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.

При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы Городецкого А.И., Городецкой Г.В.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Городецкой Г.В., Городецкого А.И. – без удовлетворения.

Председательствующий                    О.В. Юрова

Судьи                                О.И. Никонова

С.М. Тарасова

8Г-686/2024 [88-3587/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Городецкий Александр Иларионович
Городецкая Галина Васильевна
Ответчики
Государственное казенное учреждение Республиканский центр социальной поддержки населения
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Никонова Ольга Ивановна
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
22.02.2024Судебное заседание
22.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее