судья 1 инстанции: Стародуб П.И. №33а-7734/2021
дело 1 инстанции: №2а-376/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 сентября 2021 года город Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего |
Кучеренко Н.В., |
судей при секретаре |
Кураповой З.И., Кагитиной И.В., Налисник Е.В., |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ермолаева Сергея Викторовича к Администрации города Феодосии Республики Крым, Управлению муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым, заместителю начальника Управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым Гончаренко Юлии Станиславовне, заинтересованные лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, начальник Управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым Соколов Игорь Михайлович о признании незаконными и отмене распоряжения о проведении проверки, предписания,
по апелляционной жалобе Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 апреля 2021 года, которым административный иск удовлетворён.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения представителя административного истца по доверенности Чубко А.С., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Ермолаев С.В. обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным иском к Администрации города Феодосии Республики Крым, в котором просил: признать незаконным и отменить распоряжение Администрации города Феодосии Республики Крым№13от 24 августа 2020 годао проведении внеплановой выездной проверки ЕрмолаеваС.В.; признать незаконным и отменить предписание Управления муниципального контроля Администрации города Феодосии от16.09.2020 об устранении нарушения путём прекращения использования земельного участка с кадастровым номером № не по целевому назначению.
Исковые требования мотивированы тем, что 24 августа 2020 годаАдминистрацией города Феодосии вынесено распоряжение №13о проведении внеплановой выездной проверки административного истца с целью выявления нарушений земельного, градостроительного законодательства, санитарных, строительных норм и правил нарушений Правил благоустройства территорий муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым. На основании указанного распоряжения в период с 03 по 16 сентября 2020 годазаместителем начальника Управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым Гончаренко Ю.С. проведена внеплановая выездная проверка гражданина Ермолаева С.В. по адресу:<адрес>, кадастровый номер №. По результатам проверки Управлением муниципального контроля16.09.2020 составлен Акт, которым установлено длящееся нарушение Ермолаевым С.В. требований статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, выразившееся в использовании земельного участка не в соответствии с документально установленным видом разрешенного использования земельного участка – «для индивидуального жилищного строительства». По результатам рассмотрения Акта проверки,16 апреля 2020 года Управлением муниципального контроля Администрации г. Феодосии Республики Крым Ермолаеву С.В. вынесено предписание, которым предписано устранить нарушение земельного законодательства в срок до 2021 года, путем прекращения использования указанного земельного участкане по целевому назначению. С указанными распоряжением о проведении проверки и предписанием административный истец не согласен, считая из незаконными, как принятыми в нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации, и нарушающими его права.
Определениями Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 декабря 2020 года, 15 января 2021 года, 12 февраля 2021 года, от 05 марта 2021 года к участию в деле привлечены: в качестве соответчика Управление муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым, в качестве заинтересованных лиц: заместитель начальника Управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым Гончаренко Ю.С., Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, начальник Управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым Соколов И.М.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 апреля 2021 года административный иск удовлетворён.
Не согласившись с постановленным решением, Администрацией города Феодосии Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить состоявшийся по делу судебный акт и принять повое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Так, при вынесении решения судом в качестве доказательства того, что объект недвижимости расположенный по адресу: <адрес> не используется в качестве гостиницы, послужило предоставленное истцом строительно-техническое заключение №02-30/10/20 от 30.10.2020 о соответствии жилого дома требованиям, предъявляемым к гостиницам, проведенная ООО «Научно-Практический Центр «Экспертные исследования». Администрация города Феодосии Республики Крым считает, что данное строительно-техническое заключение не является достоверным доказательством по делу, поскольку не опровергает обстоятельства использования объекта недвижимости истцом как гостиницы в нарушение установленного вида разрешенного использования. Также, Феодосийский городской суд Республики Крым пришел к неверному выводу о том, что распоряжение от 24 августа 2020 года №13 о проведении проверки следует признать незаконным и отменить ввиду того, что плановый осмотр проведен с нарушением Административного регламента и подменяет собой проверку. В ходе судебного разбирательства сотрудник Управления муниципального контроля Администрации города Феодосии неоднократно давал пояснения относительно порядка действий, осуществляемых муниципальным контролем и их соответствия Административному регламенту и действующему законодательству.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Ермолаева С.В. по доверенности - Чубко А.С. считал решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся участников процесса, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, 23 сентября 2010 года административный истец приобрёл в собственность по договору купли-продажи жилой дом и земельный участок, площадью 0,1000 га, кадастровый №, по адресу: <адрес>, целевое назначение земельного участка – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (т. 1 л.д. 19-23).
В дальнейшем, в соответствии с рабочим проектом, на основании разрешения на выполнение строительных работ Ермолаевым С.В. на земельном участке построен новый жилой дом, общей площадью3399,6кв.м. Год ввода в эксплуатацию -2014. Количество этажей, в том числе подземных – 4.
19 октября 2017 года на кадастровый учёт поставлен жилой дом площадью 3399,6 кв.м. по вышеуказанному адресу с присвоением кадастрового номера № (т. 1 л.д. 39-41).
Жилой дом расположен на вышеуказанном земельном участке, который согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости, относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки (т.1 л.д. 36-38).
05 августа 2020 года заместителем начальника управления – начальником отдела комплексных проверок управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Гончаренко Ю.С. и главным специалистом отдела комплексных проверокуправления муниципального контроля Администрации города Феодосии Цвигун И.Ю. проведен плановый рейдовый осмотр объекта недвижимого имущества по адресу: <адрес>
По результатам осмотра 24 августа 2020 года составлен акт планового (рейдового) осмотра земельного участка по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 166-169).
В ходе планового рейдового осмотра установлено, что на земельном участке с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» площадью 1000кв.м. размещен объект капитального строительствас кадастровым номером №, введен в эксплуатацию в 2014 году как четырехэтажный индивидуальный жилой дом площадью3399,6кв.м.
В ходе визуального осмотра земельного участка установлено, что на момент проведения осмотра объект используется в качестве гостиницы, что подтверждается актом, фото-фиксацией и информацией, размещенной на сайтах в сети Интернет. Вместе с тем, действующими строительными норами определены различные требования при строительстве строений ИЖС и объектов гостиничного хозяйства. Данные факты указывают на нарушение Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым. Таким образом, при использовании Ермолаевым С.В. земельного участка усматриваются признаки нарушения требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ. К Акту проверки приложена фото-таблица иллюстраций и выписка из ЕГРН.
По результатам Акта планового рейдового осмотра,24 августа 2020 года начальником управления муниципального контроля Соколовым И.М. на имя главы Администрации города Феодосии составлено мотивированное представление о проведении внеплановой выездной проверки в отношении гражданина Ермолаева С.В. при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. Представление мотивировано тем, что на момент административного обследования использования земельного участка Ермолаевым С.В. усматриваются признаки нарушения требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ – «использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием». Указано, что вышеуказанный факт свидетельствует о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и является основанием для проведения внеплановой выездной проверки (согласно протоколу совещания у Заместителя председателя Совета министров Республики Крым от 15.03.2017 №7) (т.1 л.д. 171-173).
24 августа 2020 года главой Администрации города Феодосии Республики Крым вынесено распоряжение№13о проведении внеплановой выездной проверки с03 по 16 сентября 2020 года в отношении физического лица Ермолаева С.В. (т.1 л.д. 174-176).
В период с03 по 16 сентября 2020 года в отношении Ермолаева С.В. Управлением муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что фактическое использование земельного участка по адресу:<адрес>,не соответствует документально установленному виду разрешенного использования - «индивидуальное жилищное строительство». В частности, в здании, расположенном на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, количество надземных этажей должно быть не более трёх, размещение гостиницы не предусмотрено установленным видом разрешенного использования. Проверкой установлено длящееся нарушение Ермолаевым С.В. требований стаей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, выразившееся в использовании указанного земельного участкадля размещения здания высотой более трёх надземных этажей, размещения гостиницы, что противоречит виду разрешенного использования земельного участка – индивидуальное жилищное строительство, о чём оставлен Акт проверки от 16 сентября 2020 года (т. 1 л.д. 185-192).
16 сентября 2020 года начальником управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым Соколовым И.М. выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, согласно которому на Ермолаева С.В. возложена обязанность устранить допущенное нарушение вышеуказанных обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами в срок до 10 декабря 2020 года. Указано, что нарушение может быть устранено путём прекращения использования земельного участка с кадастровым номером № не в соответствии с видом разрешенного использования, либо внесением изменений в Единый государственный реестр недвижимости о виде разрешенного использования вышеуказанного земельного участка в соответствии с фактическим использованием земельного участка, или иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации (т. 1 л.д. 193-194).
Удовлетворяя административный иск Ермолаева С.В., суд первой инстанции исходил из незаконности оспариваемых распоряжения проверки и предписания.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с таким выводом суда первой инстанции не соглашается, исходя из следующего.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии со статьёй 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Исходя из положения статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно положениям статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (пункт 2).
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений (пункт 3).
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) определено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
Из положений статьи 37 Федерального закона №131-ФЗ следует, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
В соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона №131-ФЗ, глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 17.11.2014 №65 принят Устав муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (далее – Устав).
Согласно статье 1 Устава, Администрация города Феодосии Республики Крым (сокращенное наименование - Администрация) - местная администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, наделенная настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.
К полномочиям Администрации города Феодосии относится осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (пункт 24 статьи 36 Устава).
Исходя из положений статьи 39 Устава, органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля, является Администрация города Феодосии Республики Крым. Администрация города Феодосии Республики Крым организует и осуществляет муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления городского округа Феодосия, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Республики Крым.
В соответствии с пунктом 7 статьи 37 Устава, Глава администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Крым, Уставом, нормативными правовыми актами Городского совета, издает постановления Администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Феодосия федеральными законами и законами Республики Крым, а также распоряжения Администрации по вопросам организации работы Администрации.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 07 июля 2015 года №375 (пункт 1) утверждено Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля (далее – Положение №375).
При этом, в пункте 3 данного Постановления (в редакции по состоянию на 24.08.2020) указано органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым руководствоваться Положением, утвержденным пунктом 1 настоящего постановления, при принятии муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления муниципального земельного контроля.
Согласно пункту 1.2 Положения №375, под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
В соответствии с пунктом 1.4 Положения №375, органы местного самоуправления городских округов в Республике Крым осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах городских округов Республики Крым.
Объектом муниципального земельного контроля является земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и части земельных участков, находящиеся в границах муниципальных образований, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности (пункт 1.9 Положения №375).
Согласно пункту 3.1 Положения №375, муниципальный земельный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок на основании решений органов муниципального земельного контроля.
В соответствии с пунктами 3.8, 3.9 Положения №375, о проведении внеплановой проверки органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане уведомляются органом муниципального земельного контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Внеплановая проверка проводится в случаях:
1) предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
2) внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена органами муниципального земельного контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В случае согласования срок проведения такой проверки не может превышать пяти рабочих дней.
Согласно подпункту «а» пункта 2 части 2 статьи 10 вышеприведенного Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ (в редакции по состоянию на 24.08.2020), основанием для проведения внеплановой проверки является: мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как указывалось выше, 24 августа 2020 года начальником управления муниципального контроля Соколовым И.М. на имя главы Администрации города Феодосии было составлено мотивированное представление о проведении внеплановой выездной проверки в отношении гражданина Ермолаева С.В., в содержании которого в качестве основания изложен подпункт «а» пункта 2 части 2 статьи 10 вышеприведенного Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ.
В соответствии с пунктами 3.11-3.13 Положения №375, по результатам каждой проверки муниципальными инспекторами составляется акт проверки по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается присутствующим на месте проведения проверки руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, а также индивидуальному предпринимателю, гражданину или их уполномоченным представителям под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия указанных лиц, а также в случае их отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки он направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа муниципального земельного контроля. К акту проверки прилагаются объяснения работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными нормативными правовыми актами, объяснения граждан, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии, фототаблица, обмер площади земельного участка и иная информация. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, органы муниципального земельного контроля в течение 3 рабочих дней со дня составления акта проверки направляют его копию с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения в орган, осуществляющий государственный земельный надзор.
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 23 июня 2020 года №1585 утверждён Административный регламент по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (далее - Регламент).
Согласно пункту 1.3 Регламента, исполнение Муниципального земельного контроля осуществляется Администрацией. Органом Администрации, уполномоченным на осуществление Муниципального земельного контроля, является Управление муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым. Управление для достижения целей и задач контрольной функции взаимодействует с Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Службой по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, осуществляющими на территории Муниципального образования муниципальный земельный надзор, а также с соответствующими территориальными подразделениями муниципальных органов местного самоуправления на территории Муниципального образования. Муниципальный земельный контроль на территории Муниципального образования, осуществляется уполномоченными на осуществление Муниципального земельного контроля должностными лицами Управления (далее - Муниципальные инспекторы). Полномочия Муниципальных инспекторов устанавливаются Административным регламентом, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и их должностными инструкциями, утвержденными Управлением. Муниципальные инспекторы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Республики Крым, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, должностными инструкциями. Функциональные обязанности Муниципальных инспекторов устанавливаются их должностными инструкциями.
Пунктом 1.7 Регламента установлено, что Муниципальный земельный контроль осуществляется за соблюдением: а) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок; б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность; в) требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием; г) требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях; д) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; е) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами муниципального земельного контроля в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений; ж) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Федеральный закон № 101-ФЗ); з) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом №101-ФЗ; и) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом №101-ФЗ, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; к) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы муниципального земельного надзора, в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом № 101-ФЗ; л) обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом № 101-ФЗ; м) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом № 101-ФЗ; н) режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов, в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом № 101-ФЗ; о) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом № 101-ФЗ; п) норм и правил благоустройства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полномочия, указанные в пунктах а - е, осуществляются в отношении земель всех категорий, расположенных в границах Муниципального образования. Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проведения плановых и внеплановых проверок.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 1.8 Регламента, при осуществлении Муниципального земельного контроля Муниципальные инспекторы Управления имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений требований земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Согласно подпунктам 2.3.1., 2.3.2 Регламента, плановые (рейдовые) осмотры территорий Муниципального образования с целью выявления нарушений гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями осуществляются ежедневно. Срок проведения документальной проверки или выездной проверки для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц не может превышать двадцать рабочих дней.
Основанием для начала административной процедуры по принятию решения о проведении внеплановой проверки в отношении граждан и подготовке к проведению внеплановой проверки являются: 1) информация, содержащая сведения о нарушениях (возможных нарушениях) требований земельного законодательства, поступившей от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов местного самоуправления, средств массовой информации, правоохранительных органов, органов прокуратуры, а также содержащаяся в открытых и общедоступных информационных ресурсах, результатах плановых (рейдовых) осмотров; 2) истечение срока исполнения Субъектом проверки ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства; 3) мотивированное представление Муниципального инспектора Управления по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Управление обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении требований земельного законодательства (п. 3.4.4.1 Регламента).
Внеплановые проверки в отношении граждан проводятся Муниципальными инспекторами Управления на основании распоряжения Администрации по основаниям, указанным в подпункте 3.4.4.1 пункта 3.4 настоящего раздела Административного регламента. По результатам внеплановой проверки Муниципальным инспектором Управления составляется акт проверки соблюдения гражданином требований законодательства в области недропользования в порядке, предусмотренном подпунктом 3.4.5 пункта 3.4 настоящего раздела Административного регламента, по форме согласно приложению 3 к Административному регламенту (п. 3.4.4.3, 3.4.4.4 Регламента).
Основанием для начала административной процедуры, является завершение проверки. По результатам проверки Муниципальный инспектор Управления, проводящий проверку, составляет в двух экземплярах акт проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом № 141, либо акт проверки соблюдения гражданином требований земельного законодательства (далее — Акт проверки) по форме, согласно приложению 3 к Административному регламенту (3.4.5.1. Регламента).
Таким образом, приятие оспариваемого распоряжения соответствующим должностным лицом по результатам осмотра объекта недвижимого имущества, на основании мотивированного представления начальника управления муниципального контроля осуществлено в пределах представленных полномочий, закону не противоречит.
Кроме того, само по себе принятие оспариваемого распоряжения права административного истца не нарушает, поскольку каких-либо обязанностей на него не возлагает.
Пунктом 8 Положения №375 предусмотрено, что полученные в ходе проверки материалы с приложениями в течение 3 рабочих дней со дня составления акта проверки направляются с копией акта проверки с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения в адрес Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, и/или Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, и/или Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым для рассмотрения и принятия решения.
Муниципальные инспекторы направляют материалы в специально уполномоченный орган в случае выявления признаков, указывающих на наличие следующих видов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - статьями 7.1, 7.10, 7.34, 8.6, 8.7, 8.8, 10.9, 10.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, оспариваемое предписание носит исключительно предупредительный характер и имеет целью информирование лица, в отношении которого оно вынесено, о возможных неблагоприятных последствиях в случае неустранения нарушений земельного законодательства в добровольном порядке.
При этом, решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 02 апреля 2021 года удовлетворена жалоба Ермолаева С.В. на постановление главного государственного инспектора в городе Феодосии Республики Крым по использованию и охране земель - начальника Феодосийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Слабоспицкого В.В. №38/16 от 21 октября 2020 года о привлечении Ермолаева С.В. к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ: постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием события административного правонарушения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, что привело к неправильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, и что в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
В связи с чем, решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 апреля 2021 года подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Ермолаева С.В. в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 апреля 2021 года по административному делу №2а-376/2021 отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Ермолаева Сергея Викторовича к Администрации города Феодосии Республики Крым, Управлению муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым, заместителю начальника Управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым Гончаренко Юлии Станиславовне о признании незаконными и отмене распоряжения о проведении проверки, предписания - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко
Судьи: З.И. Курапова
И.В. Кагитина