Решение по делу № 33-12055/2023 от 28.06.2023

66RS0006-01-2023-001601-36

Дело № 33-12055/2023 (2-2245/2023)

66RS0004-01-2021-013021-91

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Ковелина Д.Е.,

судей

Огородниковой Е.Г.,

Фефеловой З.С.,

при помощнике судьи Стельмах А.А., рассмотрела в открытом судебном заседании 22.08.2023 гражданское дело по иску Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению здравоохранения Федеральной службы исполнения наказаний «Медико-санитарная часть № 66», Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации о возложении обязанности, поступившее по апелляционной жалобе ответчиков, на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 27.04.2023,

заслушав доклад судьи Огородниковой Е.Г., объяснения представителя истца, представителя ответчиков,

УСТАНОВИЛА:

Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился к ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, ФСИН России с иском о возложении обязанностей.

В обоснование исковых требований указано, что в феврале 2023 года Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка деятельности поднадзорных филиалов ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России и их здравпунктов, дислоцированных в ФКУ ИК-2, ИК-10, КП-45, ИК-46, ИК-47, ИК-52, КП-59, КП-66, Кировградской ВК ГУФСИН России по Свердловской области.

В результате проверки выявлены нарушения прав осужденных на медико-санитарное обеспечение и охрану здоровья, в том числе страдающих болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека.

По результатам проведенной проверки в адрес начальника ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России внесено представление, на которое получен ответ о принимаемых мерах для устранения выявленных нарушений.

Так, согласно информации врио начальника ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России от 30.03.2023 в указанных исправительных учреждениях содержится ... человек ВИЧ-инфицированных больных, из которых ... нуждается в определении иммунного статуса. В ФКУ Кировградская ВК в настоящее время ВИЧ - инфицированные отсутствуют.

Таким образом, требования закона в отношении ВИЧ – инфицированных осужденных администрацией МСЧ-66 не исполняются, что препятствует оказанию осужденным других медицинских услуг надлежащего качества, в том числе назначению лечения, соответствующего степени тяжести заболевания.

На основании изложенного истец просил возложить на ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу провести лабораторное исследование крови ВИЧ-инфицированных осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-2, ИК-10, КП-45, ИК-46, ИК-47, ИК-52, КП-59, КП-66, Кировградской ВК ГУФСИН России по Свердловской области на иммунный статус. Возложить на ФСИН России обязанность незамедлительно со дня вступления решения в законную силу организовать финансирование указанных мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства.

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 27.04.2023 исковые требования истца были удовлетворены.

С таким решением не согласился представитель ответчиков, принес на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России предпринимаются необходимые меры для соблюдения требований действующего законодательства по охране здоровья граждан, однако, в настоящее время иммунологическими лабораториями филиалов ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России в полном объеме реализованы реагенты для определения иммунного статуса, в связи с чем сложилась сложная ситуация по наблюдению лиц больных ВИЧ-инфекцией, в связи с отсутствием поставок тест–систем (реагентов) в Российскую Федерацию. Указывает, что ФСИН России выполнила свою обязанность по распределению денежных средств на закупку реагентов для обследования осужденных на иммунный статус, а ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России выполняет свои обязательства по закупке указанных реагентов.

До судебного заседания от истца поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на законность и обоснованность принятого судом решения.

В судебном заседании представитель ответчиков – Кочнева Ю.С. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила в удовлетворении исковых требований истца отказать в полном объеме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Заслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями ст. ст. 12, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 26, 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», принимая во внимание положения Стандарта первичной медико-санитарной помощи взрослым при ВИЧ-инфекции (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение), утвержденного Приказом Минздрава России от 23.06.2022 № 438н, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что ответчиками объем выявленных нарушений в ходе рассмотрения дела не оспаривался, пришел к выводу о том, что в данном случае обязанность соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства лежит на ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, и несоблюдение данным ответчиком возложенных на него законом обязанностей нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценки и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

В силу ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

В соответствии со ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.

Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.03.1995 №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» государством гарантируются предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Приказом Минздрава России от 23.06.2022 №438н утвержден Стандарт первичной медико-санитарной помощи взрослым при ВИЧ-инфекции (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение).

В соответствии с п. 2 указанного стандарта для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением проводятся, в том числе, лабораторные исследования крови на иммунный статус, установлена кратность исследований.

Согласно Методическим рекомендациям «Диспансерное наблюдение за пациентами с ВИЧ-инфекцией», утвержденным Минздравсоцразвития Российской Федерации 29.12.2006 №7124-РХ целью диспансерного наблюдения за ВИЧ-инфицированными пациентами является увеличение продолжительности и сохранение качества их жизни. В рамках этой цели, основными задачами являются своевременное выявление у них показаний к назначению противоретровирусной терапии, химиопрофилактике вторичных заболеваний, обеспечение оказания им своевременной медицинской помощи.

Также указанными рекомендациями утверждено, что частота и объем плановых обследований пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением по поводу ВИЧ-инфекции, зависит от стадии заболевания и уровня СD4-лимфоцитов в крови.

Судом установлено, что в результате проведенной Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки деятельности поднадзорных филиалов ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России и их здравпунктов, дислоцированных в ФКУ ИК-2, ИК-10, КП-45, ИК-46, ИК-47, ИК-52, КП-59, КП-66, Кировградской ВК ГУФСИН России по Свердловской области были выявлены нарушения прав осужденных, в том числе страдающих болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека, на медико-санитарное обеспечение и охрану здоровья.

16.03.2023 в адрес ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Так, согласно информации врио начальника ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России от 30.03.2023 в указанных исправительных учреждениях содержится 567 человек ВИЧ-инфицированных больных, из которых 555 нуждается в определении иммунного статуса.

При этом, на момент рассмотрения дела, необходимых и достаточных мер ФКУЗ МСЧ-66 по устранению этих нарушений принято не было.

С учетом изложенного, судом при рассмотрении дела правильно установлены юридически значимые обстоятельства, доказательствам дана надлежащая оценка, закон применен правильно. Выводы о наличии правовых оснований для возложения на ответчика ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести лабораторное исследование крови ВИЧ-инфицированных осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-2, ИК-10, КП-45, ИК-46, ИК-47, ИК-52, КП-59, КП-66, Кировградской ВК ГУФСИН России по Свердловской области на иммунный статус, суд сделал с учетом фактических обстоятельств дела, при правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России не имело возможности провести соответствующие исследования в связи с наличием обстоятельств, не зависящих от ответчика, а в настоящее время последний принимает все возможные меры по проведению исследований по определению иммунного статуса осужденных в вышеуказанных исправительных учреждениях, не могут быть безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к названному ответчику. Представленная ответчиком ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России вышеназванная информация (о проведении исследований по определению иммунного статуса осужденных в вышеуказанных исправительных учреждениях) свидетельствует об исполнении решения суда, а не его незаконности.

При определении сроков для исполнения ответчиком ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России возложенных на него обязанностей, судебная коллегия, учитывая объем, характер работ по устранению выявленных нарушений, соглашается со сроками, установленными решением суда первой инстанции, полагая, что судом оценена вся совокупность необходимых к соблюдению условий для исполнения решения суда, в связи с чем определенные судом сроки для исполнения возложенных обязанностей на ответчика ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, являются достаточными.

Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта в части удовлетворения требований Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, предъявленных к ФСИН России, исходя из нижеследующего.

В соответствии с положениями ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В силу ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе следственных изоляторов), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Возлагая на ФСИН России обязанность обеспечить выделение денежных средств для выполнения указанных в обжалуемом решении мероприятий по устранению выявленных нарушений, суд первой инстанции не учел требования бюджетного законодательства, тем самым ограничив права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, допустив тем самым нарушение установленного ст. 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей. Понуждение ФСИН России к финансированию заявленных в иске мероприятий в установленные судом сроки является фактическим вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа государственной власти.

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в части удовлетворения требований к ФСИН России с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении иска Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к названному ответчику, в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, ст. 327.1, ст. 328, ст. 329, 330, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 27.04.2023 отменить в части возложения на Федеральную службу исполнения наказания Российской Федерации обязанности обеспечить финансирование проведения лабораторных исследований крови ВИЧ-инфицированных осужденных на иммунный статус, отказав в удовлетворении указанных требований.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчиков – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.08.2023.

Председательствующий: Д.Е. Ковелин

Судьи: Е.Г. Огородникова

З.С. Фефелова

66RS0006-01-2023-001601-36

Дело № 33-12055/2023 (2-2245/2023)

66RS0004-01-2021-013021-91

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Ковелина Д.Е.,

судей

Огородниковой Е.Г.,

Фефеловой З.С.,

при помощнике судьи Стельмах А.А., рассмотрела в открытом судебном заседании 22.08.2023 гражданское дело по иску Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению здравоохранения Федеральной службы исполнения наказаний «Медико-санитарная часть № 66», Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации о возложении обязанности, поступившее по апелляционной жалобе ответчиков, на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 27.04.2023,

заслушав доклад судьи Огородниковой Е.Г., объяснения представителя истца, представителя ответчиков,

УСТАНОВИЛА:

Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился к ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, ФСИН России с иском о возложении обязанностей.

В обоснование исковых требований указано, что в феврале 2023 года Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка деятельности поднадзорных филиалов ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России и их здравпунктов, дислоцированных в ФКУ ИК-2, ИК-10, КП-45, ИК-46, ИК-47, ИК-52, КП-59, КП-66, Кировградской ВК ГУФСИН России по Свердловской области.

В результате проверки выявлены нарушения прав осужденных на медико-санитарное обеспечение и охрану здоровья, в том числе страдающих болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека.

По результатам проведенной проверки в адрес начальника ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России внесено представление, на которое получен ответ о принимаемых мерах для устранения выявленных нарушений.

Так, согласно информации врио начальника ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России от 30.03.2023 в указанных исправительных учреждениях содержится ... человек ВИЧ-инфицированных больных, из которых ... нуждается в определении иммунного статуса. В ФКУ Кировградская ВК в настоящее время ВИЧ - инфицированные отсутствуют.

Таким образом, требования закона в отношении ВИЧ – инфицированных осужденных администрацией МСЧ-66 не исполняются, что препятствует оказанию осужденным других медицинских услуг надлежащего качества, в том числе назначению лечения, соответствующего степени тяжести заболевания.

На основании изложенного истец просил возложить на ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу провести лабораторное исследование крови ВИЧ-инфицированных осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-2, ИК-10, КП-45, ИК-46, ИК-47, ИК-52, КП-59, КП-66, Кировградской ВК ГУФСИН России по Свердловской области на иммунный статус. Возложить на ФСИН России обязанность незамедлительно со дня вступления решения в законную силу организовать финансирование указанных мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства.

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 27.04.2023 исковые требования истца были удовлетворены.

С таким решением не согласился представитель ответчиков, принес на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России предпринимаются необходимые меры для соблюдения требований действующего законодательства по охране здоровья граждан, однако, в настоящее время иммунологическими лабораториями филиалов ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России в полном объеме реализованы реагенты для определения иммунного статуса, в связи с чем сложилась сложная ситуация по наблюдению лиц больных ВИЧ-инфекцией, в связи с отсутствием поставок тест–систем (реагентов) в Российскую Федерацию. Указывает, что ФСИН России выполнила свою обязанность по распределению денежных средств на закупку реагентов для обследования осужденных на иммунный статус, а ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России выполняет свои обязательства по закупке указанных реагентов.

До судебного заседания от истца поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на законность и обоснованность принятого судом решения.

В судебном заседании представитель ответчиков – Кочнева Ю.С. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила в удовлетворении исковых требований истца отказать в полном объеме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Заслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями ст. ст. 12, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 26, 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», принимая во внимание положения Стандарта первичной медико-санитарной помощи взрослым при ВИЧ-инфекции (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение), утвержденного Приказом Минздрава России от 23.06.2022 № 438н, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что ответчиками объем выявленных нарушений в ходе рассмотрения дела не оспаривался, пришел к выводу о том, что в данном случае обязанность соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства лежит на ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, и несоблюдение данным ответчиком возложенных на него законом обязанностей нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценки и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

В силу ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

В соответствии со ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.

Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.03.1995 №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» государством гарантируются предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Приказом Минздрава России от 23.06.2022 №438н утвержден Стандарт первичной медико-санитарной помощи взрослым при ВИЧ-инфекции (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение).

В соответствии с п. 2 указанного стандарта для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением проводятся, в том числе, лабораторные исследования крови на иммунный статус, установлена кратность исследований.

Согласно Методическим рекомендациям «Диспансерное наблюдение за пациентами с ВИЧ-инфекцией», утвержденным Минздравсоцразвития Российской Федерации 29.12.2006 №7124-РХ целью диспансерного наблюдения за ВИЧ-инфицированными пациентами является увеличение продолжительности и сохранение качества их жизни. В рамках этой цели, основными задачами являются своевременное выявление у них показаний к назначению противоретровирусной терапии, химиопрофилактике вторичных заболеваний, обеспечение оказания им своевременной медицинской помощи.

Также указанными рекомендациями утверждено, что частота и объем плановых обследований пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением по поводу ВИЧ-инфекции, зависит от стадии заболевания и уровня СD4-лимфоцитов в крови.

Судом установлено, что в результате проведенной Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки деятельности поднадзорных филиалов ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России и их здравпунктов, дислоцированных в ФКУ ИК-2, ИК-10, КП-45, ИК-46, ИК-47, ИК-52, КП-59, КП-66, Кировградской ВК ГУФСИН России по Свердловской области были выявлены нарушения прав осужденных, в том числе страдающих болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека, на медико-санитарное обеспечение и охрану здоровья.

16.03.2023 в адрес ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Так, согласно информации врио начальника ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России от 30.03.2023 в указанных исправительных учреждениях содержится 567 человек ВИЧ-инфицированных больных, из которых 555 нуждается в определении иммунного статуса.

При этом, на момент рассмотрения дела, необходимых и достаточных мер ФКУЗ МСЧ-66 по устранению этих нарушений принято не было.

С учетом изложенного, судом при рассмотрении дела правильно установлены юридически значимые обстоятельства, доказательствам дана надлежащая оценка, закон применен правильно. Выводы о наличии правовых оснований для возложения на ответчика ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести лабораторное исследование крови ВИЧ-инфицированных осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-2, ИК-10, КП-45, ИК-46, ИК-47, ИК-52, КП-59, КП-66, Кировградской ВК ГУФСИН России по Свердловской области на иммунный статус, суд сделал с учетом фактических обстоятельств дела, при правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России не имело возможности провести соответствующие исследования в связи с наличием обстоятельств, не зависящих от ответчика, а в настоящее время последний принимает все возможные меры по проведению исследований по определению иммунного статуса осужденных в вышеуказанных исправительных учреждениях, не могут быть безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к названному ответчику. Представленная ответчиком ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России вышеназванная информация (о проведении исследований по определению иммунного статуса осужденных в вышеуказанных исправительных учреждениях) свидетельствует об исполнении решения суда, а не его незаконности.

При определении сроков для исполнения ответчиком ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России возложенных на него обязанностей, судебная коллегия, учитывая объем, характер работ по устранению выявленных нарушений, соглашается со сроками, установленными решением суда первой инстанции, полагая, что судом оценена вся совокупность необходимых к соблюдению условий для исполнения решения суда, в связи с чем определенные судом сроки для исполнения возложенных обязанностей на ответчика ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, являются достаточными.

Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта в части удовлетворения требований Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, предъявленных к ФСИН России, исходя из нижеследующего.

В соответствии с положениями ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В силу ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе следственных изоляторов), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Возлагая на ФСИН России обязанность обеспечить выделение денежных средств для выполнения указанных в обжалуемом решении мероприятий по устранению выявленных нарушений, суд первой инстанции не учел требования бюджетного законодательства, тем самым ограничив права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, допустив тем самым нарушение установленного ст. 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей. Понуждение ФСИН России к финансированию заявленных в иске мероприятий в установленные судом сроки является фактическим вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа государственной власти.

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в части удовлетворения требований к ФСИН России с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении иска Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к названному ответчику, в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, ст. 327.1, ст. 328, ст. 329, 330, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 27.04.2023 отменить в части возложения на Федеральную службу исполнения наказания Российской Федерации обязанности обеспечить финансирование проведения лабораторных исследований крови ВИЧ-инфицированных осужденных на иммунный статус, отказав в удовлетворении указанных требований.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчиков – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.08.2023.

Председательствующий: Д.Е. Ковелин

Судьи: Е.Г. Огородникова

З.С. Фефелова

33-12055/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Бурцев Д.А.
Ответчики
Федеральная служба исполнения наказаний России
Федеральное казенное учреждение здравоохранения Медико-санитарная часть № 66 Федеральной службы исполнения наказаний
Суд
Свердловский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
29.06.2023Передача дела судье
10.08.2023Судебное заседание
22.08.2023Судебное заседание
05.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2023Передано в экспедицию
22.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее