Судья А.А. Зиннуров Дело № 33-6536/2019
Учет №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 апреля 2019 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Г.М. Халитовой,
судей А.М. Галиевой, И.В. Назаровой,
при секретаре Р.И. Мусиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи А.М. Галиевой гражданское дело по апелляционной жалобе Алины Айдаровны Валеевой и апелляционной жалобе Э.В. Валеевой и А.А. на решение Бавлинского районного суда Республики Татарстан от 5 февраля 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления Валеевой Эльвиры Владимировны, действующей от себя и в интересах несовершеннолетней дочери А.А., Валеевой Алины Айдаровны к Кариповой Махтуме Нурмухаматовне, Валеевой Серине Габдулхаковне о признании недействительным договора дарения, признании отсутствующим права собственности, прекращении права собственности и погашении записи о регистрации права собственности, установлении факта принятия наследства, включении имущества в состав наследства, определении супружеской доли в составе наследства, признании права собственности на недвижимое имущество отказать.
Выслушав объяснения Алины Айдаровны Валеевой, Э.В. Валеевой, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней А.А., их представителя Д.А. Байрамова, возражения С.Г. Валеевой и ее представителя Г.Р. Нургалиевой, представляющей также интересы М.Н. Кариповой, проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия
установила:
Э.В. Валеева, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери А.А., а также Алина Айдаровна Валеева обратились в суд с М.Н. Кариповой и С.Г. Валеевой о признании недействительным договора дарения, признании отсутствующим права собственности, прекращении права собственности и погашении записи о регистрации права собственности, установлении факта принятия наследства, включении имущества в состав наследства, определении супружеской доли в составе наследства, признании права собственности на недвижимое имущество.
В обоснование иска указали, что Э.В. Валеева с 6 ноября 1993 года состояла в браке с В., который 31 мая 2007 года умер. В период брака в 2006 году Э.В. Валеева и В. за счет совместных денежных средств осуществили строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Бавлинский район, <адрес>, в который супруги вселились совместно со своими несовершеннолетними детьми А.А. и Алиной Валеевой. При жизни В. в установленном законом порядке право собственности на жилой дом не зарегистрировал.
После смерти В. истцы, являясь наследниками первой очереди, фактически вступили в права наследования, так как продолжали проживать в жилом доме.
10 июля 2018 года ответчик М.Н. Карипова (бабушка умершего В.), являясь собственником земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, зарегистрировала право собственности на спорный жилой дом, затем 9 октября 2018 года подарила дом с земельным участком своей дочери - ответчику С.Г. Валеевой (матери В.).
Истцы просили признать недействительным договор дарения от 9 октября 2018 года и применить последствия недействительности сделки, признать отсутствующим у Н.М. Кариповой права собственности на спорный жилой дом и прекратить ее право собственности с погашением записи о регистрации права.
Кроме этого, истцы просили установить факт принятия наследства после смерти В., включить в состав наследства В. спорный жилой дом, в котором определить супружескую долю истца Э.В. Валеевой в размере 1/2 и признать за нею право собственности на жилой дом со всеми надворными постройками.
Признать в порядке наследования после смерти В. право собственности А.А. Валеевой и А.А. Валеевой по 1/6 доле за каждой на жилой дом со всеми надворными постройками.
В судебном заседании истец Э.В. Валеева, действующая, в том числе, в интересах несовершеннолетней дочери А.А. и по доверенности в интересах Алины Айдаровны Валеевой, а также ее представитель Д.А. Байрамов исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Ответчик С.Г. Валеева и ее представитель адвокат Г.Р. Нургалиева, действующая также в защиту интересов ответчика М.Н. Кариповой, в судебном заседании исковые требования не признали, просили в иске отказать.
Третьи лица нотариус Бавлинского нотариального округа Республики Татарстан Р.А. Фаткуллин и представитель Управления Росреестра по Республике Татарстан в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Суд в удовлетворении иска отказал, постановив решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе Алина Айдаровна Валеева просит решение суда отменить по доводам иска и следующим мотивам.
Принадлежность дома собственнику не может быть подтверждена только наличием земельного участка. Спорный дом строили ее родители за счет собственных денежных средств. Ответчики в силу своего возраста не могли заниматься строительством дома. После смерти отца она продолжала проживать в доме и фактически приняла наследство отца.
Э.В. Валеева и А.А. в своей апелляционной жалобе ставят вопрос об отмене решения суда, удовлетворении заявленных требований. На земельном участке находился старый дом, который был снесен только с 2015 году. Новый дом построен Э.В. Валеевой вместе с мужем В. «хозспособом». Материалы покупали они, строили дом за счет своих и кредитных денежных средств. После смерти мужа продолжали проживать в доме, пользоваться имуществом. Э.В. Валеева получила из пенсионного фонда страховые выплаты.
Земельный участок зарегистрирован на имя Н.М. Кариповой на основании выписки из похозяйственной книги. Однако, и В. проживал и состоял в списке постоянных жильцов старого дома и имел право на оформление в собственность земельного участка. Земельный участок зарегистрирован на имя Н.М. Кариповой в 2016 году после окончания строительства нового дома (2006 год). Собственником земельного участка являлось государство в лице муниципальных органов. Суд пришел к ошибочному выводу о том, что спорный земельный участок, зарегистрированный на праве собственности за Н.М. Кариповой в 2016 году, дает ей право оформить в собственность не построенный ею дом в упрощенном порядке. Факт строительства дома своими силами, за счет собственных средств подтвердили опрошенные в судебном заседании свидетели.
На заседании суда апелляционной инстанции А.А. Валеева, Э.В. Валеева и их представитель Д.А. Байрамов апелляционную жалобу поддержали.
С.Г. Валеева и ее представитель Г.Р. Нургалиева, представляющая также интересы М.Н. Кариповой, возражали против удовлетворения апелляционных жалоб.
Нотариус Бавлинского нотариального округа Республики Татарстан Р.А. Фаткуллин и представитель Управления Росреестра по Республике Татарстан не явились, извещены.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в части.
Э.В. Валеева, утверждая, что в период с 2002 по 2006 годы вместе с мужем построила дом, но в предусмотренном законом порядке своевременно его не оформили, а муж В. 31 мая 2007 года умер, обратилась в суд с настоящим иском. Исковые требования ею заявлены также в интересах несовершеннолетней дочери А.А., <дата> года рождения. Эти же требования поданы другой дочерью умершего А.С. Валеева – Алиной Валеевой, <дата> года рождения.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении иска, исходил из следующего.
Из копии похозяйственной книги по лицевому счет № 170 по состоянию на 1 января 2007 года следует, что собственником домохозяйства расположенного на земельном участке с кадастровым номером .... по адресу: Республика Татарстан, Бавлинский район, <адрес>, является Н.М. Карипова, членами семьи собственника являются: дочь – С.Г. Валеева; внук – В.; супруга внука - Э.В. Валеева; внучки - А.А. и Алина Валеева.
В. 31 мая 2007 года умер.
Из материалов наследственного дела следует, что единственным наследником принявшим наследство, является мать В. - С.Г. Валеева, которой выдано свидетельство о праве на наследство по закону на автомобиль «ГАЗ-2217», принадлежавший наследодателю
7 июня 2007 года Э.В. Валеева обращалась к нотариусу с заявлением об отказе от наследства по закону после смерти супруга В..
При этом согласно решению национального негосударственного пенсионного фонда от 21 декабря 21007 года № 16 АЫ 0000068-1 Э.В. Валеева получила, как наследник В., причитающуюся умершему застрахованному лицу накопительную часть трудовой пенсии в размере 13520 рублей 20 копеек.
Из материалов регистрационного дела следует, что 10 марта 2016 года М.Н. Карипова обращалась в межмуниципальный отдел по Бавлинскому и Ютазинскому районам Управления Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок и представила в регистрирующий орган выписку из похозяйственной книги от 26 февраля 2016 года.
Согласно данной выписке Махтума Нурмухаматовна Карипова являлась собственником земельного участка площадью 3630 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Бавлинский район, <адрес>, о чем сделана запись в похозяйственной книге № 2 лицевой счет № 166 по состоянию на 1 июня 1992 года.
На основании указанных документов 22 марта 2016 года произведена государственная регистрация права собственности на земельный участок, о чем составлена регистрационная запись № 16-16/013-16/113/001/2016-783/1.
27 июня 2018 года М.Н. Карипова обращалась в регистрационный орган с заявлением о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по тому же адресу, что и земельный участок, о чем 10 июля 2018 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена регистрационная запись.
Из договора дарения земельного участка и жилого дома следует, что 9 октября 2018 года М.Н. Карипова подарила С.Г. Валеевой указанные земельный участок и жилой дом, о чем 23 октября 2018 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена регистрационная запись о переходе права собственности.
В судебном заседании свидетели Ф.З. Полякова, Г.Ф. Галиуллина и Н.С. Сахипгареева пояснили, что в период с 2002 года по 2006 года супруги В. и Э.В. Валеева осуществляли строительство спорного жилого дома.
Свидетели Ш.В. Гасымов, Г.Г, Гарифуллина и Г.С. Сахабиева в судебном заседании показали, что спорный жилой дом в период с 2002 года по 2006 год строили М.Н. Карипова и С.Г. Валеева.
Таким образом, суд установил, что земельный участок с кадастровым номером .... согласно выпискам из похозяйственных книг и материалам регистрационных дел с 1 июня 1992 года по 23 октября 2018 года принадлежал ответчику М.Н. Кариповой.
Согласно исследованным в судебном заседании доказательствам на указанном земельном участке в период с 2002 по 2006 года был построен индивидуальный жилой дом, который после регистрации права собственности ответчик М.Н. Карипова подарила с земельным участком своей дочери – ответчику С.Г. Валеевой.
Земельный участок с кадастровым номером .... истцу Э.В. Валеевой и ее супругу В. для строительства индивидуального жилого дома собственником М.Н. Кариповой не представлялся, правоустанавливающих документов на занимаемый жилым домом земельный участок у истцов не имеется.
Учитывая, что земельный участок, на котором расположен спорный жилой дом, не принадлежал В. и его супруге Э.В. Валеевой на каком-либо вещном праве, суд пришел к выводу о том, что исковые требования по заявленным основаниям удовлетворению не подлежат.
На момент смерти В. земельный участок, на котором расположен спорный жилой дом, находился в собственности ответчика М.Н. Кариповой, следовательно, жилой дом не мог входить в состав наследства В., так как на него отсутствовали документы, достоверно и бесспорно подтверждающие факт его принадлежности наследодателю на праве собственности.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что единственным законным собственником земельного участка, на котором построен спорный жилой дом, являлась М.Н. Карипова, которая в установленном законом порядке после окончания строительства жилого дома произвела государственную регистрацию своего права собственности на земельный участок и жилой дом, а затем подарила их своей дочери С.Г. Валеевой.
Поскольку при совершении сделки между М.Н. Кариповой и С.Г. Валеевой нарушений закона не допущено, суд признал доводы истцов о недействительности договора дарения необоснованными.
Право собственности М.Н. Кариповой и С.Г. Валеевой на спорный жилой дом и земельный участок подтверждены допустимыми и относимыми доказательствами, поэтому суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания отсутствующим их права собственности и прекращения права собственности с погашением соответствующих записей в ЕГРН.
Суд признал, что спорный жилой дом не может быть включен в состав наследства В., соответственно в указанном имуществе не могут быть определены супружеская доля истца Э.В. Валеевой и доли детей претендующих на жилой дом в порядке наследования.
Доводы истцов о том, что строительство спорного жилого дома осуществлялось за счет совместных денежных средств, принадлежавших супругам В. и Э.В. Валеевой, не могут служить безусловным основанием для признания права собственности на объект недвижимости, расположенный на чужом земельном участке.
Право собственности Н.М. Кариповой на земельный участок и жилой дом зарегистрированы в предусмотренном законом порядке.
Э.В. Валеева заявляла исковые требования об отсутствии права собственности Н.М. Кариповой на данную недвижимость, ссылаясь на строительство жилого дома только ею с мужем В.. Иные основания в обоснование указанного требования истцом не приводились. Суд в соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ рассмотрел дело по заявленным требованиям.
░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░..
░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░, ░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░ ░░░░: ░░░░░, 1994 ░░░░ ░░░░░░░░, ░.░., <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ 7 ░░░░ 2007 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░ 2217». ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 7 ░░░░ 2007 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░-2217, 1999 ░░░░ ░░░░░░░ (░.░.116).
░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ 7 ░░░░ 2007 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ (░.░.119).
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 8 ░░░ 1994 ░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ № ....), ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 2002 ░░ 2006 ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 2015 ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ 2007 ░░░░ (░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░, ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░ (░.░.120).
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░.░.17) ░ ░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░ 29 ░░░░░ 2001 ░░░░ – ░.░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░; ░ 12 ░░░░░░ 2001 ░░░░ – ░.░. ░░░░░░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░; ░ 1 ░░░░░░░ 2004 ░░░░ – ░.░. ░░░░░░░; ░ 31 ░░░░░░░ 2007 ░░░░ – ░.░. ░░░░░░░░ (░.░.17).
░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░), ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░. ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1153 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ – ░░░░░░ ░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 199, ░░░░░░░ 2 ░░░░░░ 328, ░░░░░░░ 329, ░░░░░░░ 4 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 5 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░., ░░░░░░░░ <░░░░> ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░., ░░░░░░░░ <░░░░> ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░