Докладчик Орлова И.Н. Апел. дело № 33-4503/2015
Судья Филиппова Н.И.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е11 ноября 2015 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе: председательствующего судьи Ярадаева А.В., судей Димитриевой Л.В., Орловой И.Н., при секретаре Поликарповой В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по заявлению Саляева С.М. Саляева А.В. об отмене постановления администрации города Чебоксары от 03 марта 2015 года №, поступившее по апелляционным жалобам Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», администрации города Чебоксары, представителя Саляева С.М. Силаева А.В. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 июля 2015 года, которым постановлено:
«Требование заявления Саляева С.М., Саляева А.В. удовлетворить.
Признать недействующим полностью постановление Администрации города Чебоксары от 03 марта 2015 года № «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона <адрес>» со дня его принятия.
После вступления решения в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в «<данные изъяты>» в ближайшем планируемом издании после получения редакцией средства массовой информации текста сообщения о принятом решении».
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., выслушав представителей Саляева С.М. - Силаева А.В., Никитину К.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей администрации города Чебоксары Гашимова Э.А., Рафикова А.Е., поддержавших доводы своей апелляционной жалобы, представителя Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» Ильину Е.А., поддержавшую доводы своей апелляционной жалобы, заключение прокурора Ивановой И.Г., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Саляев С.М., Саляев А.В. обратились в суд с заявлением, с учетом последующих уточнений, об отмене постановления главы администрации г.Чебоксары от 03 марта 2015 года № «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона <адрес>
В обоснование требований Саляев С.М., Саляев А.В. указали на противоречие оспариваемого нормативного акта положениям статей 15, 18, 42 Конституции Российской Федерации, статей 30, 35, 42, 43, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации; статей 1, 7, 83, 85, 94, 99 Земельного кодекса Российской Федерации; статей 14, 16, 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; статей 30, 31, 36 Федерального закона «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации»; статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции»; статей 4, ст.16, 17, 18, 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»; статей 2, 8, 12, 55, 57 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; статьи 4 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации».
Земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. предоставлен ООО «<данные изъяты>» (далее - ООО «<данные изъяты>») для комплексного освоения в целях жилищного строительства микрорайона <адрес> На части территории указанного земельного участка находится кладбище, на котором произведены захоронения предков заявителей. Статус закрытого, кладбище не имеет, обязанность по его содержанию в силу закона возложена на администрацию города Чебоксары. Администрация города Чебоксары обладая полномочиями по распоряжению земельными участками, обязана была провести землеустроительные и кадастровые работы с целью формирования земельного участка под кладбищем, поставить его на кадастровый учет, провести мероприятия по определению санитарно-защитной зоны кладбища. Однако указанные мероприятия до принятия оспариваемого постановления произведены не были, участок с кладбищем передан застройщику под комплексное освоение в целях жилищного строительства. Согласно проекту застройки на месте кладбища расположен высотный дом и капитальная дорога. Застройка земельного участка по проекту, утвержденному оспариваемым нормативным актом, приведет к уничтожению кладбища. В непосредственной близости от могилы деда ФИО22 имеются следы уничтоженных могил, вырублены деревья, от кладбища не осталось половины площади. Процесс строительных работ сопровождается земляными работами, в результате которых нарушаются права заявителей на санитарно-эпидемиологическую и экологическую безопасность. Использование территорий мест погребения разрешается по истечении 20 лет с момента переноса и только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этом месте запрещено. Земельный участок под кладбищем в силу закона отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Изменение целевого использования земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается, на указанных землях запрещена любая хозяйственная деятельность. Земли историко-культурного назначения, относятся к землям особо охраняемых территорий, для них устанавливается особый правовой режим. Земельный участок включает в себя различные территориальные зоны, что недопустимо в силу закона. Дополнительные приложения к оспариваемому постановлению не были опубликованы в средствах массовой информации. По земельному участку с кадастровым номером № протекает речка <данные изъяты> и два ее притока. В проекте планировки не предусмотрен водный объект и его водоохранная зона, являющиеся земельными участками общего пользования.
Заявитель Саляев С.М. и Саляев А.В. в судебное заседание не явились.
Представители заявителя Саляева С.М. - Никитина К.С., Силаев А.В. в суде первой инстанции заявление поддержали по изложенным в нем основаниям.
Представители заинтересованного лица - администрации города Чебоксары Краснова М.П., Рафиков А.Е., Гашимов Э.А., представители заинтересованного лица ООО «<данные изъяты>» Ильина Е.А. просили в удовлетворении заявления отказать.
Прокурор Николаева Э.И. суду представила заключение о том, что обжалуемый нормативный правовой акт не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и свободы заявителей, в связи с чем, подлежит отмене.
Представители заинтересованных лиц - ООО «<данные изъяты>», Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары в судебное заседание не явились.
Судом по делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо – администрация города Чебоксары просит, с учетом ее последующего уточнения, решение суда отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на издание постановления администрации города Чебоксары от 09.11.2015 года №, которым признано утратившим силу оспариваемое постановление.
Указанное выше решение суда также обжаловано заинтересованным лицом – ООО «<данные изъяты>» на предмет отмены и вынесения по делу нового решения.
В апелляционной жалобе представитель заявителя Саляева С.М. – Силаев А.В. просил дополнить мотивировочную часть решения и признать незаконным постановление главы администрации г.Чебоксары № от 03.03.2015 года как не соответствующее: статей1, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации; статей 3, 8, 24, 65 Водного кодекса Российской Федерации; статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, а также просил исключить из мотивировочной части решения слова: «судом установлено, что в настоящее время застройщиком ООО «<данные изъяты>» строительные работы на территории кладбища не ведутся»; слова «Как следует из утвержденного проекта межевания и текстовой части по проекту межевания, закрытое кладбище расположено в номере формируемого земельного участка – «ЗУ 12».
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
С 15 сентября 2015 года вступил в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем настоящее дело рассмотрено по правилам указанного Кодекса.
Отношения по планировке территории урегулированы главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Основой для разработки проектов межевания территорий являются проекты планировки. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки или в виде отдельного документа (часть 9 статьи 42, часть 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из частей 1, 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
В силу части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами
Как в проекте планировки территории, так и в проекте межевания территории отображаются, в числе прочих, границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 42 и часть 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В части 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в соответствии с Градостроительным Кодексом заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах соответствующей территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.
Согласно части 5 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории относятся к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности.
В силу части 1 статьи 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации субъектами градостроительных отношений являются, в числе прочих, физические лица.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. в микрорайоне <адрес> на основании договора аренды земельного участка № от 17.01.2014 года предоставлен ООО «<данные изъяты>» для комплексного освоения в целях жилищного строительства в аренду сроком до 30.12.2021 года.
Согласно Правилам землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14 июля 2005 года (в редакции решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 24.09.2013 года № 1146) указанная территория расположена в зоне многоквартирных домов в 6-16 этажей(Ж-1).
Постановлением администрации города Чебоксары от 01.04.2014 года № ООО «<данные изъяты>» поручено приступить к подготовке документации по планировке указанной территории.
Постановлением администрации города Чебоксары от 18.09.2014 года № назначены публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания на 28 октября 2014 года в 16-00 часов в Большом зале администрации города Чебоксары.
Постановлением администрации города Чебоксары от 26.02.2015 года № отклонен проект планировки и проект межевания и направлен на доработку в части обеспечения в составе микрорайона объектов социальной инфраструктуры (школы и детских садов).
Постановлением администрации города Чебоксары от 03.03.2015 года № утвержден проект планировки и проект межевания территории микрорайона <адрес>
Постановление администрации города Чебоксары от 03.03.2015 года № опубликовано в периодическом печатном издании «<данные изъяты>» № от 04.03.2015 года.
Суд первой инстанции исходя из положений статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 41 Устава муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, принято администрацией города Чебоксары в пределах предоставленных полномочий, поскольку правовое регулирование вопросов подготовки градостроительной документации возложено на орган местного самоуправления, нарушений процедуры принятия оспариваемого постановления не имеется, оспариваемое постановление обличено в надлежащую форму, опубликовано в официальном печатном издании.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, которые также не оспариваются сторонами по делу.
Признавая недействующим оспариваемое постановление, суд исходил из того, что при градостроительном планировании территории микрорайона <адрес>, не были соблюдены положения статей 4,16 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», положения статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положения статьи 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статей 2,8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Судебная коллегия находит, что данный вывод суда, постановлен в соответствии с требованиями федерального законодательства, подтвержден представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана оценка в соответствии с правилами статей 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вывод суда основан на разъяснениях, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10. 1995 года № 8 (ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», согласно которым при рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с пунктами «в», «д», «к» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем правоотношения в области погребения и похоронного дела также относятся к предмету совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.
Кроме того, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Как правильно установлено судом и не оспаривается сторонами, на спорной территории имеется кладбище, на котором произведены захоронения родственников Саляева С.М., Саляева А.В., в частности ФИО23 умершей в 1965 году.
Решением Исполнительного комитета Чебоксарского городского Совета депутатов трудящихся № от 23.02.1967 года закрыты кладбища по г.Чебоксары, в том числе по <адрес>
Согласно части 13 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
В состав земель населенных пунктов, в числе прочих, включены иные территориальные зоны (часть 9 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
При этом статьей 16 указанного Закона определены санитарные и экологические требования к размещению мест погребения. В частности пунктом 6 предусмотрено, что использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (статья 17 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.
В силу пункта 2 статьи 52 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в числе прочего, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (статьи 2, 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
По смыслу указанных правовых норм в их взаимосвязи с указанными выше нормативными актами, территория кладбища подлежит выделению в зону специального назначения, обязанность по содержанию которой возложена на орган местного самоуправления, при планировке территории границы указанной зоны подлежат отображению как в графической части проекта планировки, так и в чертежах межевания территории.
Между тем, как следует из утвержденного проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона 2 <адрес> разработанного ООО <данные изъяты> в нем отсутствуют границы зон с особыми условиями использования территории кладбища, его санитарно - защитной зоны.
Объяснения представителей администрации города Чебоксары и представителя ООО «<данные изъяты>» со ссылкой на графическую часть проектов планировки и межевания, из которой видны границы функциональной зоны «ЗУ12» с видом разрешенного использования «религиозное использование», а также представленное письмо заместителя начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары № от 11.02.2014 года, содержащее каталог координат кладбища и его санитарно-защитной зоны, судом первой инстанции правомерно не приняты в качестве допустимых доказательств формирования границ земельного участка под кладбищем и его санитарно-защитной зоны в предусмотренном Законом порядке.
При указанных обстоятельствах правильным является вывод суда о том, что планировании всей территории земельного участка под комплексную застройку без формирования границ кладбища, территория которой подлежит использованию только под зеленые насаждения, без определения санитарно-защитной зоны земель, на которых ранее располагались захоронения, противоречит санитарно-гигиеническим требованиям, установленным федеральным законодательством, строительство зданий и сооружений на указанной территории запрещено. Режим использования земельного участка под кладбищем должен определяться с учетом особенностей правового регулирования земель указанной категории.
Согласно статьям 1, 5, 6 и 7 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлены гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; право лица о достойном отношении к его телу после смерти. Из смысла данных норм также вытекает права родственников похороненных лиц, как исполнителей воли умерших, на доступ к могилам родственников и предков, достоянное отношение к местам захоронений.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что оспариваемое постановление, являющееся основанием для получения разрешения на строительство на спорной территории, не предусматривает сохранение мест захоронения родственников заявителей Саляева С.М., Саляева А.В., чем нарушены их права и законные интересы, а потому, как обоснованно посчитал суд первой инстанции, оно не может быть признано законным.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание, что по правилам части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации само по себе то обстоятельство, что постановлением главы администрации г.Чебоксары от 09.11.2015 года № оспариваемое постановление признано утратившим силу, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, о чем администрацией города Чебоксары ставится вопрос в апелляционной жалобе, оснований для отмены постановленного по делу решения, так же как и оснований для его отмены и прекращения производства по делу, судебная коллегия не усматривает.
Что касается доводов апелляционной жалобы администрации города Чебоксары о незаконности выводов и суждений суда о нарушении требований Градостроительного кодекса Российской Федерации при включении Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа территории кладбища в градостроительную зону (Ж-1) - зону многоквартирных домов в 6-16 этажей, то судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку данный вопрос находился вне пределов рассмотрения настоящего спора. При разрешении заявленных требований суд обоснованно руководствовался федеральным законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Изложенные в апелляционных жалобах администрации города Чебоксары, ООО «<данные изъяты>» доводы об отсутствии нарушения прав Саляева С.М., Саляева А.В., не данной судом оценке объяснениям сторон о том, что на кладбище не предполагается строительство, о том, что вид разрешенного использования «религиозное использование» не предусматривает строительство и размещение каких-либо иных объектов недвижимости, о том, что подготовка и утверждение проекта планировки и проекта межевания территории являлось закономерным следствием освоения земельного участка во исполнение решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 24.09.2013 года №, о том, что проектом планировки территории не предусмотрена возможность установления или изменения территориальных зон, также не могут служить основанием для иных выводов судебной коллегии. Данные доводы основаны на односторонней оценке существующих обстоятельств дела, образующих предмет судебного разбирательства, и неправильном толковании норм права, применяемых к рассматриваемому случаю. Оснований для переоценки доказательств по делу не усматривается.
Несостоятельными находит судебная коллегия и приведенный администрацией города Чебоксары и ООО «<данные изъяты>» в апелляционных жалобах довод о незаконности выводов суда в связи с применением действующих на момент рассмотрения норм законодательства, без учета того, что с момента закрытия кладбища прошло более 48 лет, поскольку действовавшее ранее законодательство: Инструкция Постоянной комиссии по вопросам культа при ВЦИК РСФСР, утвержденная Президиумом ВЦИК 10.12.1931 года, «Санитарные правила по устройству и содержанию кладбищ», утвержденные Всесоюзной санитарной инспекцией 20.12.1948 года, «Санитарные правила устройства и содержания кладбищ», утвержденные Главным санитарным инспектором СССР от 01.11.1960 года № 343-60, «Санитарные правила устройства и содержания кладбищ», утвержденные заместителем Главного государственного врача СССР от 10.02.1977 года № 1600-77, Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 08.04.2003 года № 35 «О введении в действие СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», Постановление Главного Государственного врача Российской Федерации № 84 от 28.06.2011 года «Об утверждении СанПиН 2.2.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», как и ныне действующий Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», исходя из этических, санитарных и экологических требований, предусматривает возможность использования территории бывшего кладбища, только после истечения кладбищенского периода (то есть, после 20 лет с момента последних захоронений) и, по общему правилу, только под зеленые насаждения.
Не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения и доводы ООО «<данные изъяты>» со ссылкой на то, что проект планировки территории и проект межевания территории, кроме участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, в состав которого входит кладбище, утвержден в отношении территории общей площадью <данные изъяты> кв.м или <данные изъяты> других участков, то есть, территории значительно большей нежели занимаемой кладбищем, о том, что признание судом оспариваемого постановления в полном объеме влечет нарушение прав данного общества, как застройщика, поскольку как установлено в суде апелляционной инстанции, постановлением администрации города Чебоксары от 09.11.2015 года № оспариваемое заявителями постановление от 03 марта 2015 года № признано утратившим силу, а, соответственно, данные обстоятельства, уже не являются юридически значимыми.
По аналогичным основаниям не находит судебная коллегия и оснований для исключения из мотивировочной части постановленного по делу решения выводов суда о том, что в настоящее время застройщиком ООО «<данные изъяты>» строительные работы на территории кладбища не ведутся; о том, что закрытое кладбище расположено в номере формируемого земельного участка – «ЗУ 12», и ее дополнения обстоятельствами о том, что при издании оспариваемого постановления были допущены нарушения статей 1, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации; статей 3, 8, 24, 65 Водного кодекса Российской Федерации; статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с наличием на спорной территории речки <данные изъяты>, о чем, не оспаривая по существу постановленное по делу решение, просит в апелляционной жалобе представитель Саляева С.М. - Силаева А.В.
При этом, следует также отметить, что изложенные представителем Саляева С.М. - Силаева А.В. обстоятельства на сделанные судом первой инстанции по существу спора выводы и на законность принятого им решения не влияют.
Доводов, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, апелляционные жалобы не содержат.
В этой связи судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб «ООО <данные изъяты>», администрации города Чебоксары, представителя Саляева С.М. - Силаева А.В.по приведенным в них доводам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», администрации города Чебоксары, представителя Саляева С.М. - Силаева А.В. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 июля 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Ярадаев А.В.
Судья Димитриева Л.В.
Орлова И.Н.