Дело № 2-1105/2020
18RS 0009-01-2020-001553-09
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2020 года г.Воткинск
Воткинский районный суд УР в составе судьи Акуловой Е.А.,
При секретаре Поносовой Т.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петруниной Е.П. к МО «город Воткинск» о признании права собственности на кладовую в порядке наследования,
У с т а н о в и л:
Истец Петрунина Е.П. обратилась в суд с иском к администрации МО «город Воткинск» о включении в наследственную массу ФИО1., умершего <дата>, недвижимого имущества в виде кладовой <*****> площадью <***> кв. м. кадастровый номер №*** с одновременным требованием о признании права собственности истца на указанное недвижимое имущество в виде кладовой.
Требования обоснованы тем, что в <дата> умер ФИО1 наследником по закону которого является жена умершего, Петрунина Е.П. и дочери умершего: ФИО2., ФИО4, ФИО3 которые отказались у нотариуса в пользу матери. Завещание ФИО1 не составлялось. После смерти ФИО1 открылось наследство, которое состоит из ? доли в доме и земельном участке по адресу: <*****> кладовой, находящейся по адресу: <*****> и вкладов в банке. Часть имущества принята наследником, однако для принятия кладовой необходимо включить ее в наследственную массу, поскольку регистрация права на кладовую не производилась, правоустанавливающие документы отсутствуют. Кладовая принадлежала мужу истца, наследодателю, на основании строительного паспорта №*** от <дата> и акта приемки индивидуальных гаражей (кладовок) приемной комиссией от <дата> Указанной кладовой ФИО1 пользовался по назначению, нес бремя его содержания. В нарушение требований от. 131 ГК РФ право собственности на кладовую не было зарегистрировано в установленном порядке.
В ходе производства по делу истцом в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) было подано заявление об уменьшении исковых требований, которое принято судом протокольным определением от <дата> и произведена замена заинтересованного лица Администрации МО «город Воткинск» на МО «Город Воткинск».
Согласно заявлению об уменьшении заявленных требований, истец просила суд признать за собой право собственности на спорную кладовую в порядке наследования.
При этом, указанное заявление об уменьшении исковых требований содержит уточнение относительно наименования ответчика, которым истец фактически констатирует, что обратилась с иском к МО «Город Воткинск».
В судебном заседании истец Петрунина Е.П. не присутствовала, о дне и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя по доверенности Диазеттинову Л.А., которая в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что отец строил кладовку сам, и пользовалась кладовкой их семья. После смерти отца кладовка перешла в пользование матери, а дети пользуются кладовкой по договоренности с мамой.
Судом, в соответствии с требованиями ст.167 ч.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствии истца.
В судебном заседании представитель ответчика –МО «Город Воткинск», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, что подтверждается имеющейся в материалах дела распиской, не присутствовал, до судебного заседания от его представителя Медведевой С.С., действующей на основании доверенности от <дата> со сроком действия по <дата> (копия в деле), поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя администрации МО «Город Воткинск», в связи с чем, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав представленные доказательства, и, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно данному положению закона, лишь совокупность документов, подтверждающих участие лица в создании объекта для себя и соблюдение при этом закона и иных правовых актов, может выступать в качестве основания для возникновения права собственности на этот объект.
Основанием для возникновения права в этом случае является не конкретная сделка (как при отчуждении объекта, уже имеющего собственника, - п. 2 ст. 218 ГК РФ), а сама деятельность по созданию объекта.
Именно в этой деятельности, осуществленной в законном порядке, и лежат фактические основания, позволяющие зарегистрировать право на новый объект за конкретным лицом.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента государственной регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Судом установлено, что <дата> в г. Воткинске Удмуртской Республики умер ФИО1 <дата> года рождения, что подтверждается свидетельством о его смерти (копия на л.д. 7).
Исковые требования обоснованы тем, что в состав наследственного имущества умершего ФИО1 входит кладовая <*****> площадью <***> кв. м. кадастровый номер №***, которую он построил в период <дата> и в отношении которой при жизни не осуществил государственную регистрацию права.
Со смертью гражданина в соответствии со ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) открывается наследство.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145, 1148 ГК РФ. Согласно ч. 1 ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом установлено, что истец Петрунина Е.П., <дата> года рождения является супругой ФИО1., <дата> года рождения, что подтверждается свидетельством о заключении брака между ФИО1 и Русановой Е.П. (копия на л.д. №***), в результате которого последней присвоена фамилия «Петрунина».
Таким образом, судом установлено, что истец является наследником имущества своего супруга ФИО1 умершего <дата>, первой очереди по закону.
В соответствии с п. 1 ст. 1110 ГК РФ наследование - это универсальное правопреемство, в результате которого имущество (наследство, наследственная масса) умершего переходит к другим лицам в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
При этом в п. 1 ст. 1112 ГК РФ указано, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Таким образом, если наследодатель при жизни обязан был зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество в установленном законом порядке, но не исполнил данную обязанность, она переходит в результате универсального правопреемства к его наследникам.
Согласно п. 1 ст. 1152, п. 1 ст. 1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства любым способом, предусмотренным п.п. 1 и 2 ст. 1153 ГК РФ.
Ст. 1153 ГК РФ предусмотрены способы принятия наследства. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Судом установлено, что истец обратилась к нотариусу нотариального округа г. Воткинск Удмуртской Республики Лушниковой М.Г. с заявлением о принятии наследства после смерти супруга – ФИО1 что подтверждается соответствующим ответом нотариуса Лушниковой М.Г. от <дата>, представленным по запросу суда (л.д. №***).
Иные лица, претендующие на наследственное имущество ФИО1., умершего <дата> судом не установлены, поскольку, согласно сообщению нотариуса нотариального округа г. Воткинск Удмуртской Республики ФИО7 от <дата> (л.д. №***), после смерти ФИО1 заведено наследственное дело на основании заявления Петруниной Е.П.
При этом, как установлено судом из данного сообщения нотариуса, дети умершего – ФИО2 ФИО3 и ФИО4 от наследства ФИО1 отказались.
Таким образом, подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления истец, в силу ч. 1 и ч. 2 ст. 1152 ГК РФ приняла все причитающееся умершему ФИО1 наследство, в чем бы оно не заключалось и где бы оно ни находилось.
При этом, в выдаче свидетельства о праве на наследство на спорную кладовую истцу нотариусом постановлением от <дата> (копия на л.д. №***) отказано, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов наследодателя на спорную кладовую.
Из представленных истцом в материалы дела доказательств: дубликата разрешения управления архитектуры и градостроительства администрации г. Воткинска №*** от <дата> (копия на л.д. №***), акта приемки кладовой в кладовочном кооперативе №*** от застройщика ФИО1 от <дата> (копия на л.д. №***), а также показаний свидетелей ФИО5 и ФИО6 допрошенных в судебном заседании, судом установлено, что решением исполкома Воткинского горсовета от <дата> №*** на земельном участке площадью <***> кв. м. разрешено строительство кирпичной кладовки в кладовочном кооперативе <*****> размером <***> в осях ФИО1., который самостоятельно, своими силами создал в период <дата> путем строительства кладовую, значащуюся за <*****>, впоследствии пользовался как своим собственным имуществом, хранил вещи, овощи.
Данный объект в виде кладовой имеет высоту <***>., площадь - <***> (длина <***>, ширина <***>), кладовая построена на фундаменте в виде бетонных блоков из глиняного полнотелого кирпича, покрыта кровельным железом по 3-хслойному рулонному ковру по дощатому настилу, имеет дощатый пол, в ней установлены железные ворота, проведено электричество, снаружи стены отделаны штукатуркой, имеется овощная яма площадью <***>
Как следует из справки о характеристиках объекта государственного технического учета от <дата> (копия на л.д. №***), выписки из ЕГРН от <дата> (копия на л.д. №***), а также выписки из реестровой книги БУ УР «ЦКО БТИ» от <дата>. о праве собственности на объект капитального строительства, регистрация права собственности на спорную кладовую, имеющую кадастровый номер №***, не производилась.
Таким образом, совокупность добытых в ходе рассмотрения дела доказательств, оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, позволяет суду сделать вывод о том, что ФИО1 построил спорную кладовую с соблюдением закона на основании разрешения на ее строительство, пользовался ею, как собственник, на протяжении более десяти лет (минимум с <дата>), но при жизни не исполнил свою обязанность зарегистрировать право собственности на данный объект недвижимости в установленном законом порядке, в связи с чем, данная обязанность переходит в результате универсального правопреемства к его наследнику – истцу по делу.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон.
От ответчика и третьего лица каких-либо возражений относительно заявленных исковых требований не поступило, доказательства, представленные истцом, не опровергнуты.
Учитывая изложенное, суд находит возможным признать за Петруниной Е.П., <дата> года рождения, право собственности на кладовую <*****>, кадастровый номер №***, в порядке наследования после смерти <***> умершего <дата>
Поскольку истцом о взыскании судебных расходов по делу не заявлено, судом таковой вопрос не разрешается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Петруниной Е.П. к МО «город Воткинск» о признании права собственности на кладовку в порядке наследования – удовлетворить.
Признать за Петруниной Е.П., <дата> года рождения, право собственности на кладовую <*****> кадастровый номер №*** в порядке наследования после смерти ФИО1, умершего <дата>
Право собственности подлежит государственной регистрации в Управлении Росреестра по УР.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд УР в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 04 сентября 2020 года.
Судья: Е.А. Акулова