УИД 32RS0031-01-2023-000442-31
Дело №2-441/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2023 года г. Трубчевск
Трубчевский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Зарубо И.В.,
при секретаре Мамыкиной О.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора
Трубчевского района Малыхиной Д.Н.,
представителя ответчика - администрации Трубчевского муниципального района Брянской области Москалевой О.А.,
представителя третьего лица
МУП «Жилкомсервис г. Трубчевск» Павловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Трубчевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Трубчевского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Трубчевского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что при проверке соблюдения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами было установлено, что на территории пгт. Белая Березка Трубчевского муниципального района Брянской области <адрес>, координаты №, расположена площадка для накопления твердых коммунальных отходов, включенная в реестр мест (площадок) накопление твердых коммунальных отходов, на которой размещены два контейнера для накопления твердых коммунальных отходов.
В нарушение санитарных правил и норм контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов не имеют крышек, не промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей накопление и транспортирование твердых коммунальных отходов, отсутствует график вывоза отходов. На территории площадки имеется скопление твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных.
Ответчиком мер по устранению свалки не предпринимается, что нарушает права и законные интересы жителей поселка на охрану их здоровья и благоприятную окружающую среду.
Прокурор Трубчевского района Брянской области просит суд обязать администрацию Трубчевского муниципального района оборудовать контейнеры крышками, промаркировать контейнеры с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов и графиком вывоза отходов, принять меры к устранению несанкционированного скопления твердых коммунальных отходов вблизи контейнерной площадки.
В судебном заседании прокурор Трубчевского района Малыхина Д.Н. требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представитель административного ответчика - администрации Трубчевского муниципального района Москалева О.А. исковые требования прокурора признала, просила предоставить отсрочку исполнения решения до сентября 2024 года, поскольку территория <адрес> граничит с территорией Украины. С октября 2022 года в поселке введен режим функционирования чрезвычайной ситуации, и в настоящее время производить какие бы то ни было действия на данной территории небезопасно.
Представитель третьего лица МУП «Жилкомсервис г. Трубчевск» Павлова Н.В. исковые требования прокурора полагает обоснованными.
Представитель третьего лица Белоберезковской поселковой администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежаще, отзыв на иск не представил.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что: обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Судом установлено, что на территории Белоберезковского городского поселения Трубчевского муниципального района по ул. Московская, д. 21 координаты 52.382557, 33.479348, расположена площадка для накопления твердых коммунальных отходов, на которой размещены два контейнера для накопления твердых коммунальных отходов.
Прокурорской проверкой установлено, что в указанном месте контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов не оборудованы крышками, не промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов и графиком вывоза отходов, возле контейнеров имеется несанкционированное скопление твердых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора.
В связи с выявленными нарушениями прокурором Трубчевского района Брянской области в адрес главы администрации Трубчевского муниципального района внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ № № об устранении нарушений федерального законодательства, и принятии мер по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствовавших.
Из ответа главы администрации Трубчевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что нарушения указанные в представлении прокурора устранены, контейнеры, размещенные на контейнерной площадке по адресу: <адрес> оборудованы крышками, промаркированы, график вывоза имеется.
Вместе с тем, указанные в ответе главы администрации не нашли своего подтверждения в ходе контрольной проверки, проведенной прокурором ДД.ММ.ГГГГ, которая показала, что установленные нарушения не исправлены, что следует из справки помощника прокурора Трубчевского района с приложенными фотоснимками, указанные обстоятельства не оспорены стороной ответчика в судебном заседании.
Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 16 ноября 2020 года № 528-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Брянской области» утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Брянской области.
Признаны утратившими силу постановления Правительства Брянской области: от 3 июля 2017 года № 302-п «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Брянской области»; от 4 сентября 2017 года № 423-п «О внесении изменений в Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Брянской области».
Так согласно п. 2.2.2.1. постановления контейнеры для твердых коммунальных отходов должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, оборудована крышей (в этом случае контейнеры должны быть оборудованы колесиками). Контейнеры должны быть промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей накопление и транспортирование твердых коммунальных отходов, и графика вывоза отходов.
Пунктом 213 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 установлено, что накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующим Санитарным правилам.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Администрация Трубчевского муниципального района в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Трубчевского муниципального района, является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Трубчевского муниципального района и осуществляет свои функции в интересах жителей Трубчевского муниципального района по решению вопросов местного значения.
Контейнерная площадка, расположенная <адрес> включена в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов Белоберезковского городского поселения, при этом решением Белоберезковского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия по организации деятельности по накоплению (в том числе различному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов переданы Трубчевскому муниципального району на срок до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п. 13 ст. 9 Устава Трубчевского муниципального района, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, том числе: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
К исполнительно-распорядительным полномочиям администрации муниципального района относятся, в том числе, вопросы по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Несоблюдение ответчиком требований санитарного и природоохранного законодательства нарушает гарантированные государством права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 42, 58 Конституции РФ, статьями 11, 39 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, доказательства, подтверждающие устранение выявленных нарушений ответчиком суду не представлены.
Доводы представителя ответчика о том, что ввиду введения режима чрезвычайной ситуации производить какие либо распорядительные действия на территории <адрес> суд находит не состоятельными, поскольку в поселке проживают граждане, которые имеют право на благоприятную и безопасную среду обитания и охрану их здоровья.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, изложенные обстоятельства, суд находит требования прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объем и характер работ, подлежащих выполнению, исходя из того, что территория пгт. Белая Березка Трубчевского района Брянской области является приграничной территорией с сопредельным государством Украина, где с 24 февраля 2022 года проводится специальная военная операция, с 3 февраля 2023 года на территории Брянской области введен высокий (желтый) уровень террористической опасности, принимая во внимание пояснения участников процесса в судебном заседании, суд полагает разумным установить срок выполнения работ по устранению выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений законодательства до 31 октября 2024 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Трубчевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Трубчевского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению определенных действий - удовлетворить.
Администрации Трубчевского муниципального района Брянской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по оборудованию контейнеров, расположенных на контейнерной площадке по адресу: <адрес> крышками, маркировкой с указанием контактов организации, осуществляющий сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов и графиком вывода отходов, устранить несанкционированное скопление твердых коммунальных отходов вблизи контейнерной площадки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий И.В. Зарубо