Решение по делу № 2-4184/2023 от 18.09.2023

    26RS0002-01-2023-005977-51    Дело № 2-4184/2023

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

    г. Ставрополь    23 ноября 2023 года

Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Федорова О.А.
при секретаре Махтиевой З.Ж.
с участием
прокурора Лаптевой Е.В.
представителя ответчика НО СК "Фонд капитального ремонта" - Подколзиной И.С.

прокурора города Пятигорска в интересах Леонтьевой Валентины Ивановны к Некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", Обществу с ограниченной ответственностью "СТВ-Строй" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, взыскании судебной неустойки,

установил:

прокурор города Пятигорска в интересах пенсионера Леонтьевой В.И. обратился в суд с иском, в котором просил суд признать незаконным бездействие Некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" по исполнению краткосрочного плана региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в части организации проведения ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>; признать незаконным бездействие ООО "СТВ-Строй" по невыполнению в срок, установленный договором от <дата обезличена> <номер обезличен>, работ по ремонту крыши многоквартирного дома; обязать Некоммерческую организацию <адрес обезличен> "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" принять меры по исполнению краткосрочного плана региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, в срок до <дата обезличена>; в случае неисполнения НО СК "Фонд капитального ремонта", "СТВ-Строй" установленного решением суда обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, в соответствии со статьей 308.3 ГК РФ возложить на ответчиков обязанность внесения денежной суммы (судебной неустойки) за каждый день неисполнения решения суда с учетом установления прогрессивной шкалы, а именно за первые 5 дней -просрочки 200 000 рублей, исходя из расчета 40000 рублей в день, за вторые 5 дней просрочки 250 000 рублей, исходя из расчета 50 000 рублей в день, и так далее, то есть с увеличением каждые 5 календарных дней стоимости одного календарного дня просрочки на 10 000 рублей. Уплату судебной неустойки возложить на ответчика в бюджет <адрес обезличен>.

В обоснование заявленных требований истец указал, что по результатам проведенного анализа исполнения законодательства, регулирующего вопросы реализации на территории <адрес обезличен> мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, выявлены нарушения. В рамках реализации краткосрочного плана региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в т.ч. расположенных на территории <адрес обезличен>, между НО СК "Фонд капремонта" и подрядной организацией ООО "СТВ-Строй" <дата обезличена> заключен договор <номер обезличен> на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. Согласно условиям указанного договора ООО "СТВ-Строй" взяло на себя обязательства в срок до <дата обезличена> выполнить работы по ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного в <адрес обезличен>. Из указанного договора следует, что за нарушение конечного и промежуточного сроков выполнения работ предусмотрены санкции в виде взыскания штрафов и пени. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение законодательства РФ и условий заключенного договора, ООО "СТВ-Строй" не приступило к выполнению работ по ремонту крыши многоквартирного дома. При этом, НО СК "Фонд капремонта", как заказчиком работ, не был организован контроль качества и соблюдения сроков выполнения работ подрядной организацией. По результатам проведенной прокуратурой города проверки <дата обезличена> в адрес руководителя НО СК "Фонд капремонта" внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено, связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по подготовке материалов для претензионной и исковой работы в отношении подрядных организаций к дисциплинарной ответственности привлечен начальник отдела по обследованию многоквартирных домов НО СК "Фонд капремонта". В поступившем в прокуратуру города <дата обезличена> в ответе на данное представление указано, что невыполнение работ по ремонту крыши многоквартирного дома, НО СК "Фонд капремонта" связано с воспрепятствованием собственников многоквартирного дома, срок завершения работ, согласно графику <дата обезличена>. Однако, до настоящего времени ООО "СТВ-Строй" работы по ремонту крыши многоквартирного дома, в рамках ранее заключенного договора не начаты. В ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что по состоянию на <дата обезличена> указанный договор не расторгнут, НО СК "Фонд капремонта" не подготовлено техническое задание по проведению капитального ремонта по ремонту крыши многоквартирного дома, в ценах на 2022 год, а также в целях реализации краткосрочного плана региональной программы капитального ремонта общего имущества указанного многоквартирного дома не приняты меры к заключению договора с иной подрядной организацией. Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении законных права и интересов собственников помещений многоквартирного дома, на благоприятные условия проживания.

Старший помощник прокурора Ленинского района г. Ставрополя Лаптева Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика НО СК "Фонд капитального ремонта" - Подколзина И.С. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Истец Леонтьева В.И. и ответчик ООО "СТВ-Строй" в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом и заблаговременно, причина неявки неизвестна.

На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, считает возможным частично удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.

В силу п.6.1 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Согласно ч.1 ст.166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

В соответствии с положениями ст.178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда, региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Частью 1 ст.180 ЖК РФ предусмотрены функции регионального оператора, к которым относятся: 1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; 2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; 3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; 5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Распоряжением Правительства Ставропольского края от 23.09.2013 N 326-рп в соответствии со статьей 178 ЖК РФ в целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, создана некоммерческая организация Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов".

Постановлением администрации г. Пятигорска от 01.09.2014 N 3152 определено формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора - Некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" в отношении, в том числе, многоквартирного дома по адресу: <адрес обезличен> (<номер обезличен> перечня).

В соответствии с ч.1 ст.167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ставропольского края, установлены Законом Ставропольского края от 28.06.2013 N 57-кз "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края" (далее - Закон N 57-кз).

Частью 1 ст.168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 29.05.2014 N 225-п утверждена региональная программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы".

В перечне многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации вышеназванной региональной программы, указан многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен> (п.585 раздела "XXXIII. город-курорт Пятигорск" перечня). В графе <номер обезличен> (Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, 2020-2022 годы) указано "ремонт крыши".

Таким образом, капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, а именно крыши, по адресу: <адрес обезличен> в соответствии с региональной программой должен был быть осуществлен в период с 2020 по 2022 год.

Согласно ч.6 ст.6 Закона N 57-кз в целях реализации региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта уполномоченный орган, органы местного самоуправления утверждают краткосрочные (сроком на три года) планы реализации региональной программы в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края.

Постановление администрации г. Пятигорска от 20.03.2019 N 1433 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска, на 2020 - 2022 годы.

Постановление администрации г. Пятигорска от 16.02.2022 N 421 в указанный краткосрочный план внесены изменения, в соответствии с которыми в перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту, под номером 245 внесен многоквартирный дом по адресу: <адрес обезличен>, с плановой датой завершения работ - <дата обезличена>.

В действующей редакции краткосрочного плана (утвержденной Постановлением администрации г. Пятигорска от 27.06.2023 N 2202) также приведен данный многоквартирный дом под номером 213, плановая дата завершения работ не изменилась, год проведения работ - 2022.

Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.08.2019 N 208 утвержден Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2020 - 2022 годы, согласно которому в 2022 году с плановым завершением работ в срок до <дата обезличена> запланировано проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес обезличен> (№ п/п 1343 таблицы).

В судебном заседании установлено, что <дата обезличена> между НО СК "Фонд капитального ремонта" и ООО "СТВ-Строй" был заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Согласно приложению к техническому заданию на выполнение работ по указанному договору "Объем и стоимость работ" в перечень работ входит ремонт крыши дома по адресу: <адрес обезличен>. В соответствии с приложением "График оказания услуги и (или) выполнения работ по капительному ремонту", период работ по указанному дому определен с 01 октября по <дата обезличена>. <дата обезличена> между сторонами заключено дополнительное соглашение, которым утвержден новый график выполнения работ, в соответствии с которым период работ по дому по адресу: <адрес обезличен> определен с <дата обезличена> по <дата обезличена>.

Между тем, до настоящего времени работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес обезличен> не выполнены, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с ч.4.1 ст.7 Закона N 57-кз в случае невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту региональный оператор обязан обеспечить установление в порядке, устанавливаемом уполномоченным органом, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ.

Порядок установления фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и определения невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме утвержден Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 02.03.2018 N 56 (далее - Порядок).

Согласно п.2 Порядка под воспрепятствованием проведению работ по капитальному ремонту понимается создание условий (путем действия или бездействия со стороны собственников помещений в многоквартирном доме, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации), делающих невозможным оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту (в том числе завершение ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ более чем на 50%), выразившееся в недопуске подрядной организации, выполняющей работы по капитальному ремонту, в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома.

При наличии обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, подрядная организация в течение 1 рабочего дня с момента выявления соответствующих обстоятельств направляет в адрес некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" уведомление о необходимости установления факта воспрепятствования (п.3 Порядка).

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления устанавливает с выездом на место факт воспрепятствования посредством составления Акта воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту (далее - Акт), форма которого устанавливается региональным оператором. Акт должен содержать причину недопуска.

Региональный оператор в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента составления Акта, направляет его в орган местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края, на территории которого расположен многоквартирный дом (п.4 Порядка).

Суду представлен акт установления факта воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме от <дата обезличена>, согласно которому <дата обезличена> собственники помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес обезличен>, не возражают против проведения капитального ремонта кровли дома, однако просят для соблюдения норм производства работ проводить их после наступления благоприятных погодных условий (весенне-летнего сезона). Акт подписан представителями <данные изъяты> и представителем собственников помещений Давидяном А.Р. Представителем органа местного самоуправления данный акт не подписан.

Также в материалах дела имеется сопроводительное письмо о направлении акта главе <адрес обезличен>, однако сведений о его получении органом местного самоуправления не имеется.

Пунктами 5, 6, 7 Порядка предусмотрено, что в течение месяца после получения Акта орган местного самоуправления принимает меры по устранению воспрепятствования. В случае устранения воспрепятствования орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней уведомляет об этом регионального оператора.

В случае установления невозможности устранения фактов воспрепятствования органом местного самоуправления определяется невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в срок, установленный региональной программой.

При определении невозможности выполнения капитального ремонта орган местного самоуправления принимает решение о переносе срока проведения работ по капитальному ремонту на более поздний период в порядке, определяемом органом местного самоуправления, о чем в течение 14 рабочих дней уведомляет регионального оператора.

Срок выполнения неначатых работ по капитальному ремонту в предусмотренные региональной программой сроки, в отношении которых определена невозможность выполнения капитального ремонта, переносится на 3 года. Срок завершения ранее начатых работ по капитальному ремонту, в отношении которых установлена невозможность выполнения капитального ремонта, переносится на один 1 год со дня принятия решения о переносе срока.

Согласно п.8. Порядка решение о переносе срока оформляется в виде Акта невозможности выполнения работ по капитальному ремонту, по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Однако сведений о том, что органом местного самоуправления принималось решение о переносе срока проведения работ по капитальному ремонту на более поздний период, материалы дела не содержит.

Также суду представлен аналогичный акт установления факта воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме от <дата обезличена>, вместе с тем доказательства его направления в орган местного самоуправления отсутствуют.

<дата обезличена> между НО СК "Фонд капитального ремонта" и ООО "СТВ-Строй" было заключено дополнительное соглашение <номер обезличен> к договору на выполнение работ от <дата обезличена>, в соответствии с п.3 которого в связи с воспрепятствованием собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес обезличен> подрядчику к выполнению работ по капитальному ремонту крыши, на основании акта от <дата обезличена>, стороны пришли к соглашению приостановить течение срока выполнения работ по капитальному ремонту указанного общего имущества с <дата обезличена> до устранения обстоятельств, препятствующих их выполнению.

В соответствии с п.223 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615, сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств при наличии документов, подтверждающих такие обстоятельства, в том числе, б) недопуск собственниками помещений в многоквартирном доме подрядной организации к оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением такой организацией договора о проведении капитального ремонта; в) приостановка оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в связи с наступлением отопительного сезона и (или) неблагоприятных погодных условий.

Не смотря на то, что уполномоченным органом невозможность выполнения капитального ремонта в установленном порядке не устанавливалась, суд принимает во внимание, что из содержания акта установления факта воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме усматривается, что причиной невозможности работ послужили именно неблагоприятные погодные условия и желание собственников проводить работы в весенне-летний сезон.

Между тем, на момент рассмотрения дела со дня составления данного акта прошло более года, то есть с достаточной степенью очевидности прошли и весенний, и летний, и уже осенний периоды года. Доказательств тому, что на протяжение всего указанного периода отсутствовали благоприятные погодные условия, позволявшие приступить к производству работ по ремонту кровли, суду не представлено.

Не смотря на это, НО СК "Фонд капительного ремонта" в течение данного периода не предпринимал никаких мер для организации проведения ремонта крыши многоквартирного дома, дополнительное соглашение с подрядчиком о возобновлении работ не заключил.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации <номер обезличен> (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена>, региональный оператор, как заказчик работ на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, несет перед собственниками помещений в таком доме ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств привлеченными им подрядными организациями в соответствии с принципом полного возмещения убытков.

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 ЖК РФ.

Частью 6 ст. 182 ЖК РФ установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.

В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (ч. 5 ст. 178, ч. 1 ст. 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.

Доводы представителя ответчика НО СК "Фонд капительного ремонта" о том, что обязанность по осуществлению строительного контроля за выполнением работ возложена на ООО "Центр Независимых Экспертиз и Контроля", не имеют правового значения, поскольку данное обстоятельство не устраняет обязанности ответчика по организации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в установленные региональной программой и краткосрочным планом сроки.

Кроме того, в рассматриваемом случае имеется действующее дополнительное соглашение от <дата обезличена>, заключенное с подрядчиком, которым течение срока выполнения работ приостановлено фактически на неопределенный срок. Бездействие НО СК "Фонд капительного ремонта" заключается именно в невыполнении действий, направленных на расторжение данного соглашения или на заключение нового соглашения, на основании которого подрядчик имел бы право и обязанность возобновить выполнение работ по капитальному ремонту, предусмотренных договором.

В этой связи суд отказывает в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия ООО "СТВ-Строй" по невыполнению в срок, установленный договором от <дата обезличена>, работ по ремонту крыши, поскольку срок был изменен и работы были приостановлены соглашением сторон, которое не оспорено, не отменено, недействительным не признано.

Кроме того, данные требования касаются исполнения обязательств по договору, стороной которого истец не является. Законом или договором в данном случае не предусмотрено, что обязательства по договору на выполнение работ по капитальному ремонту от 28 сентября 2022 года создают права для третьих лиц в отношении какой-либо из сторон обязательства. Соответственно прокурор, а также собственник помещения в МКД, не обладают правом на предъявление требований, фактически направленных на понуждение к исполнению договора, заключенного между НО СК "Фонд капитального ремонта" и ООО "СТВ-Строй".

Достаточным и надлежащим способом защиты прав истца в данном случае является возложение на НО СК "Фонд капитального ремонта" обязанности принять меры по организации и обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту крыши, которые также включают в себя организацию надлежащего и своевременного контроля за выполнением работ подрядной организацией.

В силу п.1 ст.308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).

Как разъяснено в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебная неустойка).

Поскольку о возложении на ООО "СТВ-Строй" обязанности по исполнению обязательства в натуре истец не просил, в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия данного лица отказано, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования прокурора в части взыскания с ООО "СТВ-Строй" судебной неустойки.

Осуществление функций регионального оператора, определенных ст.180 ЖК РФ, предполагает его участие в отношениях гражданско-правового характера, в том числе связанных с аккумулированием взносов на капитальный ремонт, совершением операций по специальному счету, выполнение функций технического заказчика работ по капитальному ремонту и финансирование соответствующих расходов.

Участием регионального оператора, создаваемого в форме фонда (ч. 1 ст. 178 ЖК РФ), в гражданско-правовых отношениях обусловлено и правило о субсидиарной ответственности субъекта Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах (ч. 6 ст. 178).

На участие регионального оператора в гражданско-правовых отношениях указывают и правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в ранее приведенном Обзоре судебной практики.

Вместе с тем, прокурор просит возложить на ответчика уплату неустойки в бюджет города Пятигорска, который в гражданско-правовых отношениях с НО СК "Фонд капитального ремонта" не состоит, при этом ответственность у регионального оператора установлена перед собственниками помещений в многоквартирном доме.

При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении требования прокурора о присуждении судебной неустойки в отношении НО СК "Фонд капитального ремонта", что вместе с тем не препятствует собственникам помещений в многоквартирном доме обратиться в суд с требованием о взыскании судебной неустойки в свою пользу в случае неисполнения ответчиком настоящего судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора города Пятигорска, предъявленные в интересах Леонтьевой Валентины Ивановны – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", выразившееся в неисполнении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в части организации проведения ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

Возложить на Некоммерческую организацию Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" обязанность принять меры по организации и обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

В удовлетворении требований прокурора города Пятигорска о признании незаконным бездействия ООО "СТВ-Строй" по невыполнению в срок, установленный договором от <дата обезличена> <номер обезличен>, работ по ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, присуждении денежной суммы в случае неисполнения судебного решения (судебной неустойки) – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                О.А. Федоров

Мотивированное решение составлено 30 ноября 2023 года.

Судья                                О.А. Федоров

2-4184/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Леонтьева Валентина Ивановна
Прокурор города Пятигорска в интересах Леонтьевой Валентины Ивановны
Ответчики
ООО "СТВ-Строй"
НО СК "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов"
Суд
Ленинский районный суд г. Ставрополя
Судья
Фёдоров Олег Александрович
Дело на сайте суда
lenynsky.stv.sudrf.ru
18.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.09.2023Передача материалов судье
20.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.10.2023Предварительное судебное заседание
16.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2023Дело оформлено
17.04.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.04.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.05.2024Судебное заседание
23.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее