Решение по делу № 3а-79/2021 от 09.12.2020

Дело №3а-79/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород                                                 03 февраля 2021 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Семенюк Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:

- нежилого здания, наименование: здание, площадь 87,5 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес]А, равной его рыночной стоимости в размере 160 000 рублей, по состоянию на 07 декабря 2012 года;

- нежилого здания, наименование: здание, площадь 478,5 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 4 410 000 рублей, по состоянию на 08 августа 2012 года;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения здания рус, для иных видов жилой застройки, площадь 2240 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 1 417 900 рублей, по состоянию на 01 ноября 2013 года;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства склада, для иных видов жилой застройки, площадь 104+/-4 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес]А, равной его рыночной стоимости в размере 20 900 рублей, по состоянию на 01 ноября 2013 года;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства пристроя к зданию аптеки, для строительства административных объектов, площадь 120+/-4 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес], от [адрес] 1 м на северо - восток, равной его рыночной стоимости в размере 62 200 рублей, по состоянию на 01 ноября 2013 года;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты торгового назначения и общественного питания, для размещения объектов торговли, площадь 551+/-8 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 421 500 рублей, по состоянию на 02 сентября 2015 года;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, площадь 584+/-8.46 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 457 900 рублей, по состоянию на 05 декабря 2017 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО1 является собственником вышеназванных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых, определенная на основании постановления Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года №331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области», и постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2011 года №113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственной кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» и составляет: для объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] -1 132 818 рублей 75 копеек; для объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] - 6 194 900 рублей 25 копеек; для объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] - 2 570 467 рублей 20 копеек; для объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] - 110 480 рублей 24 копейки; для объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] - 232 562 рубля 40 копеек; для объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] -1 132 365 рублей 64 копейки; для объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] -1 200 184 рубля 24 копейки.

Заявленная рыночная стоимость спорных объектов недвижимости подтверждается предоставленными административным истцом отчетами об оценке оценщика ООО «<данные изъяты>» ФИО4

Согласно отчету об оценке оценщика ООО «<данные изъяты>» ФИО4 от 16 октября 2020 года [номер], рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], по состоянию на 07 декабря 2012 года, составляет 160 000 рублей; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], по состоянию на 08 августа 20112 года, составляет 4 410 000 рублей.

Согласно отчету об оценке оценщика ООО «<данные изъяты>» ФИО4 от 19 октября 2020 года [номер] рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], по состоянию на 01 ноября 2013 года, составляет 1 471 900 рублей; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], по состоянию на 01 ноября 2013 года, составляет 20 900 рублей; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], по состоянию на 01 ноября 2013 года, составляет 62 200 рублей; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], по состоянию на 02 сентября 2015 года, составляет 421 500 рублей; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], по состоянию на 05 декабря 2017 года, составляет 457 900 рублей.

Правительство Нижегородской области представило отзыв, в котором указывает на то, что результаты кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представило в суд отзыв, в котором указало на то, что учреждение определяет кадастровую стоимость лишь вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.

Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, обсудив доводы административного искового заявления и отзывов на него, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

В силу требований ст.62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости

Законом Нижегородской области от 27 ноября 2003 года № 109-З «О налоге на имущество организаций» на территории Нижегородской области введен налог на имущество организаций, а статьей 11 закона установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьей 11 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года № 109-З «О налоге на имущество организаций» налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с п.7 ст.378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со ст.24.11 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу ст.24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

На основании статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Как установлено статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие:

исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения;

внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения;

установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Постановлением Правительства Нижегородской области от 07 июня 2012 года №331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), вошедших в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 5 июня 2011 года, согласно приложению 1 к настоящему постановлению; средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов по муниципальным районам (городским округам) Нижегородской области, определенные по состоянию на 5 июня 2011 года, согласно приложению 2 к настоящему постановлению; минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области, определенные по состоянию на 5 июня 2011 года, согласно приложению 3 к настоящему постановлению.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» было разъяснено, что для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 указанного Закона, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 этого Закона).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2011 года №113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственной кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» утвержден порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Согласно пункту 1.1 указанного Порядка, настоящий Порядок определяет правила определения кадастровой стоимости зданий, помещений в случаях: осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости; при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости; осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости, определенных Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

На основании пункта 2.1 Порядка, кадастровая стоимость здания в случаях, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка, определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

- нежилое здание, наименование: здание, площадь 87,5 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес]А, равной его рыночной стоимости в размере 160 000 рублей, по состоянию на 07 декабря 2012 года;

- нежилое здание, наименование: здание, площадь 478,5 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес].

Как разъяснено в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

При таких обстоятельствах, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ФИО1, права и обязанности которого, как плательщика налога на имущество физических лиц затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, на основании которой определяется налоговая база по налогу на спорный объект недвижимости, является в силу положений ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости.

Приходя к выводу о наличии правовых основания для рассмотрения административного искового заявления ФИО1 по существу, суд полагает необходимым восстановить предусмотренный ч.3 ст.245 КАС РФ, частью десятой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» срок для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (нежилых зданий) с кадастровыми номерами [номер], [номер], поскольку усматривает для этого наличие уважительных причин, обусловленных как введением на территории Нижегородской области нового порядка исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости) лишь с 1 января 2015 года, так и положениями статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации о сроках уплаты налога на имущество физических лиц (не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что Федеральным законом от 03 июля 2016 года №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменена предусмотренная статьей 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» периодичность проведения государственной кадастровой оценки, а именно, исключены положения о том, что она подлежит проведению не реже чем один раз в течение пяти лет. Вместе с тем, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», указанный пятилетний срок обусловлен исключительно закрепленной законом периодичностью проведения государственной кадастровой оценки, в отношении которой с 15 июля 2016 года требования о ее проведении не реже чем один раз в течение пяти лет отсутствуют.

Согласно информации ФГБУ «ФКП Росреестра», объект капитального строительства (нежилое здание), с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: Российская Федерация, ФИО2 [адрес]А, поставлен на государственный кадастровый учет в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) 07.12.2012 года. Кадастровая стоимость данного объекта определена в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом от 18.03.2011 г. №113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлён государственный кадастровый учёт ранее не учтённых объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» (далее - Постановление от 07.06.2012 №331), на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Приложением 2 к Постановлению от 07.06.2012 №331, в размере 1 132 818 рублей 75 копеек.

Объект капитального строительства (нежилое здание) с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: ФИО2 [адрес], поставлен на государственный кадастровый учет в ЕГРН 08.08.2012 года. Кадастровая стоимость данного объекта определена в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением от 07.06.2012 №331, на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Приложением 2 к Постановлению от 07.06.2012 №331, в размере 6194900 рублей 25 копеек.

Изменений кадастровой стоимости объектов капитального строительства с кадастровыми номерами [номер], [номер], по настоящее время, в ЕГРН не вносилось.

Таким образом, для данных объектов капитального строительства, имеются основания для применения в рамках настоящего дела положений ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

По делу установлено, что кадастровая стоимость объектов капитального строительства определена на основании постановления Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 года №331 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области», в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом от 18.03.2011 года №113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлён государственный кадастровый учёт ранее не учтённых объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Приложением 2 к Постановлению от 07.06.2012 года №331.

Из указанного следует, что юридически значимыми датами, на которые в рамках настоящего дела подлежит установлению рыночная стоимость, объекта недвижимости (нежилого здания) с кадастровым номером [номер] является 07 декабря 2012 года, объекта недвижимости (нежилого здания) с кадастровым номером [номер] - 08 августа 2012 года.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости (нежилых зданий), административный истец представил в суд отчет об оценке оценщика ООО «<данные изъяты>» ФИО4 от 16 октября 2020 года [номер], в соответствии с которым рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], по состоянию на 07 декабря 2012 года, составляет 160 000 рублей; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], по состоянию на 08 августа 20112 года, составляет 4 410 000 рублей.

Судом установлено, что представленный административным истцом отчет об оценке оценщика ООО «<данные изъяты>» ФИО4 от 16 октября 2020 года [номер], соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года №297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года №298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года №299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 года №611, содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода (подходов) к оценке.

Выводы оценщика, отвечающего требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, являющейся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», имеющего соответствующие дипломы и свидетельства, необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшего гражданскую ответственность, сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода и на основе метода прямой капитализации в рамках доходного подхода к оценке, применение которых суд находит обоснованными, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.

При таких обстоятельствах оснований не доверять отчету об оценке ООО «<данные изъяты>» ФИО4 от 16 октября 2020 года [номер], соответствующему требованиям ст.ст.11, 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы, в порядке ст.ст.62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ и установив по результатам такой оценки, что отчет об оценке ООО «<данные изъяты>» ФИО4 от 16 октября 2020 года [номер], отвечает применительно к обстоятельствам настоящего дела критериям относимости, допустимости и достоверности, что он подтверждает достоверность заявленной итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости (недвижимости) по состоянию на юридически значимые даты (07 декабря 2012 года и 08 августа 2012 года), суд, руководствуясь приведенными выше положениями нормативных правовых актов, приходит к выводу о том, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами [номер], [номер] равной рыночной стоимости по состоянию на 07 декабря 2012 года и 08 августа 2012 года (соответственно) подлежат удовлетворению.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] подлежит установлению в размере 160 000 рублей по состоянию на 07 декабря 2012 года; объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере 4 441 000 рублей по состоянию на 08 августа 2012 года.

ФИО1 заявлены также требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер].

Согласно пунктам 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу положений статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со ст.24.11 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

Как установлено статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие:

исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения;

внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения;

установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 1), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года, необходимые для определения кадастровой стоимости ранее не учтенных земельных участков, выявляемых ранее учтенных земельных участков, а также в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков (Приложение 2), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по муниципальным районам (городским округам) в разрезе населенных пунктов, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 3), утверждены обобщенные (минимальные, средние, максимальные) показатели результатов расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 4), установлено, что расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов Нижегородской области по земельным участкам, кадастровым кварталам, населенным пунктам и муниципальным районам (городским округам) осуществляется по группам в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области (Приложение 5), установлено, что кадастровая стоимость земельных участков улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережных устанавливается равной одному рублю за земельный участок.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения здания рус, для иных видов жилой застройки, площадь 2240 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес];

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства склада, для иных видов жилой застройки, площадь 104+/-4 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес]А;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства пристроя к зданию аптеки, для строительства административных объектов, площадь 120+/-4 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес], от [адрес] 1 м на северо - восток;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты торгового назначения и общественного питания, для размещения объектов торговли, общая площадь 551+/-8 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес];

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, для иных видов жилой застройки, магазины, площадь 584+/-8.46 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес], [адрес].

При таких обстоятельствах, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ФИО1, права и обязанности которого, как плательщика земельного налога, затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, является в силу положений ст.ст.65, 66 Земельного кодекса РФ, ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости указанного земельного участка.

Приходя к выводу о наличии правовых основания для рассмотрения административного искового заявления ФИО1 по существу, суд полагает необходимым восстановить предусмотренный ч.3 ст.245 КАС РФ, частью десятой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» срок для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земельных участков) с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], поскольку усматривает для этого наличие уважительных причин, обусловленных как введением на территории Нижегородской области нового порядка исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости) лишь с 1 января 2015 года, так и положениями статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации о сроках уплаты налога на имущество физических лиц (не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Согласно информации ФГБУ «ФКП Росреестра», объект недвижимости (земельный участок) с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: ФИО2 [адрес], внесен в ЕГРН 08.02.2007 года, как ранее учтенный. Данный земельный участок вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.11.2013 года. Земельный участок с кадастровым номером [номер], согласно Приложению 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» (далее - Постановление от 10.12.2014 года №863), отнесен к 7 группе видов разрешенного использования - «Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения». Кадастровая стоимость земельного участка утверждена Приложением 1 к Постановлению от 10.12.2014 года №863 в размере 2 570 467 рублей 20 копеек.

Земельный участок с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: ФИО2 [адрес]А, внесен в ЕГРН 22.09.2011 года. Данный земельный участок вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.11.2013 года. Земельный участок с кадастровым номером [номер], согласно Приложению 5 Постановления от 10.12.2014 года №863, отнесен к 9 группе видов разрешенного использования - «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок». Кадастровая стоимость земельного участка утверждена Приложением 1 к Постановлению от 10.12.2014 года №863 в размере 110 480 рублей 24 копейки.

Земельный участок с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: ФИО2 [адрес], от [адрес] 1 м на северо-восток, внесен в ЕГРН 04.05.2011 года. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] определена в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 года №222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» (далее - Методические указания), на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 года №358 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области» (далее - Постановление от 15.06.2010 года №358). Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] определена в размере 232 562 рубля 40 копеек.

Земельный участок с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: ФИО2 [адрес], внесен в ЕГРН 06.02.2014 года. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] определена в соответствии с Методическими указаниями, на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением от 10.12.2014 года №863 в размере 1 132 365 рублей 61 копейка.

В настоящее время актуальным для данного земельного участка является вид разрешенного использования «объекты торгового назначения и общественного питания».

Земельный участок с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: Российская Федерация, [адрес], внесен в ЕГРН 05.12.2017 года. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] определена, в соответствии с Методическими указаниями, на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением от 10.12.2014 года №863 в размере 1 200 184 рубля 24 копейки.

Из указанного следует, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению кадастровая стоимость объектов недвижимости (земельных участков) с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] является 01 ноября 2013 года, [номер] - 02 сентября 2015 года, [номер] - 05 декабря 2017 года.

Определяя юридически значимую дату (01 ноября 2013 года), на которую подлежит установлению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], суд исходит из следующего.

Пунктом 2.5 Методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года №222 установлено, что кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется на дату определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки земель.

Согласно разъяснениями, содержащихся в абзаце 3 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что в случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности).

Земельный участок с кадастровым номером [номер] был учтен в кадастре недвижимости на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863, однако в указанный перечень включен не был.

Поскольку кадастровая стоимость земель в составе населенных пунктов Нижегородской области определенная Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года № 863 утверждена по состоянию на 01 ноября 2013 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] также подлежит установлению по состоянию 01 ноября 2013 года.

При этом, в рамках настоящего дела в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] и [номер] имеются основания для применения положений ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, административный истец представил в суд отчет об оценке оценщика ООО «<данные изъяты>» ФИО4 от 19 октября 2020 года [номер] в соответствии с которым рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], по состоянию на 01 ноября 2013 года, составляет 1 471 900 рублей; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], по состоянию на 01 ноября 2013 года, составляет 20 900 рублей; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], по состоянию на 01 ноября 2013 года, составляет 62 200 рублей; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], по состоянию на 02 сентября 2015 года, составляет 421 500 рублей; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], по состоянию на 05 декабря 2017 года, составляет 457 900 рублей.

Судом установлено, что представленный административным истцом отчет об оценке оценщика ООО «<данные изъяты>» ФИО4 от 19 октября 2020 года [номер], соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО [номер])», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года [номер], Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО [номер])», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года [номер], Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО [номер])», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года [номер], Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО [номер])», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 года [номер], содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода (подходов) к оценке.

Выводы оценщика, отвечающего требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, являющегося членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», имеющего соответствующие дипломы и свидетельства, необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшего гражданскую ответственность, сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимыми с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиками произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.

При таких обстоятельствах оснований не доверять отчету об оценке оценщика ООО «<данные изъяты>» ФИО4 от 19 октября 2020 года [номер], соответствующей требованиям статей 11, 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости спорного земельного участка, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы, в порядке ст.ст. 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ и установив по результатам такой оценки, что отчет об оценке оценщика ООО «<данные изъяты>» ФИО4 от 19 октября 2020 года [номер], отвечает применительно к обстоятельствам настоящего дела критериям относимости, допустимости и достоверности, что он подтверждает достоверность заявленной итоговой величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] по состоянию на юридически значимую дату 01.11.2013 года, земельного участка с кадастровым номером [номер] - 02 сентября 2015 года, земельного участка с кадастровым номером [номер] - 05 декабря 2017 года, суд, руководствуясь приведенными выше положениями нормативных правовых актов, приходит к выводу о том, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков подлежат удовлетворению в заявленном административным истцом размере.

Доводы Правительства Нижегородской области о том, что содержание отчета об оценке противоречит федеральным стандартам оценки, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Отчеты об оценке оценщика ООО «<данные изъяты>» ФИО4 от 16 октября 2020 года [номер] и 19 октября 2020 года [номер] подготовлены в соответствии с действующим законодательством, нарушений федеральных стандартов оценки оценщиком допущено не было. Отчеты об оценке подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у оценщика соответствующей специальности; материалами дела подтверждается, что оценщик, имеет высокую квалификацию и стаж работы в области оценочной деятельности. При этом, в силу пункта 25 Федерального стандартов оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7) выбор аналогов, метода оценки и методологии расчетов - исключительная прерогатива эксперта-оценщика, ограниченная условием сопоставимости объекта оценки и выбранных объектов-аналогов, от бора единиц сравнения.

Не свидетельствуют об обратном и не могут повлечь отказ в удовлетворении требований административного истца доводы Правительства Нижегородской области о том, что результаты кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости, при определении которой их кадастровая стоимость устанавливается равной этой стоимости.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Как следует из материалов дела, ФИО1 в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области не обращался.

Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 года №326-13-544129/20 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года.

Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 января 2020 и внесенные в ЕГРН, применяются с 01 января 2021 года.

Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года №326-13-566703/20, утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года.

Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 января 2020 и внесенные в ЕГРН, применяются с 01 января 2021 года.

Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению период действия определенной судом рыночной стоимости - с даты начала применения кадастровой стоимости объектов недвижимости по 31 декабря 2020 года, в течение которого ставшая архивной кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости, применялась к административному истцу для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также дата подачи административным истцом заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, которая соответствует дате обращения административного истца в Нижегородский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, то есть 09 декабря 2020 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилого здания, назначение: нежилое, наименование: здание, площадь 87,5 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес]А, равной его рыночной стоимости в размере 160 000 рублей, по состоянию на 07 декабря 2012 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилого здания, назначение: нежилое, наименование: здание, площадь 478,5 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 4 410 000 рублей, по состоянию на 08 августа 2012 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: земельного участка, категория земель: категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения здания рус, для иных видов жилой застройки, площадь 2240 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 1 417 900 рублей, по состоянию на 01 ноября 2013 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: земельного участка, категория земель: категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства склада, для иных видов жилой застройки, площадь 104+/-4 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес]А, равной его рыночной стоимости в размере 20 900 рублей, по состоянию на 01 ноября 2013 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства пристроя к зданию аптеки, для строительства административных объектов, площадь 120+/-4 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес], от [адрес] 1 м на северо - восток, равной его рыночной стоимости в размере 62 200 рублей, по состоянию на 01 ноября 2013 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения автопарковки, для иных видов жилой застройки, площадь 551+/-8 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 421 500 рублей, по состоянию на 02 сентября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: земельного участка, категория земель: категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, для иных видов жилой застройки, магазины, площадь 584+/-8.46 кв.м., кадастровый номер [номер], адрес объекта: ФИО2 [адрес], городской округ Семенов, [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 457 900 рублей, по состоянию на 05 декабря 2017 года.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решения суда, в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - с даты применения кадастровой стоимости до 31 декабря 2020 года.

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами нежилых зданий с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], считать 09 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                        В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 08 февраля 2021 года.

Судья                                                                                        В.Н. Нуждин

3а-79/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Малышев Павел Иванович
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
Правительство Нижегородской области
Другие
Степанов Александр Федорович
Администрация городского округа Семеновский Нижегородской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области
Москаленко Антон Геннадьевич
ООО "Персона-Клиент"
Маргарян Зораб Фиргани
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области
Зинковская Ольга Александровна
Муравьева Татьяна Николаевна
Ардентов Дмитрий Владимирович
Маргарян Марине Фиргани
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Нуждин Вячеслав Николаевич
Дело на странице суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
09.12.2020Регистрация административного искового заявления
10.12.2020Передача материалов судье
10.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2021Судебное заседание
03.02.2021Судебное заседание
08.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее