№ 2а-51/2022
34RS0028-01-2021-000003-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 февраля 2022 г. станица Нехаевская
Волгоградской области
Нехаевский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Киселевой О.О.,
при секретаре Колпаносовой О.А.,
с участием помощника прокурора Нехаевского района Волгоградской области Нагиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Нехаевского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казённому учреждению «Захоперский многоцелевой центр» Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищённости объекта культуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нехаевского района Волгоградской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц администрации Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казённому учреждению «Захоперский многоцелевой центр» Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищённости объекта культуры в котором просит возложить на администрацию Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, выделить денежные средства для оборудования специальной системой обнаружения несанкционированного доступа (тревожной сигнализацией), металлоискателями муниципального казённого учреждения «Захоперский многоцелевой центр» Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области расположенного по адресу: <адрес>; возложить на муниципальное казённое учреждение «Захоперский многоцелевой центр» Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области расположенное по адресу: <адрес> обязанность в течение двух месяцев, с даты поступления денежных средств, оборудовать объект муниципального казённого учреждения «Захоперский многоцелевой центр» Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, специальной системой обнаружения несанкционированного доступа (тревожной сигнализацией), металлоискателями.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Нехаевского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищённости объекта культуры в деятельности МКУ «Захоперский МЦ». В ходе проверки установлено, что актом категорирования от 4 февраля 2019 г., паспортом безопасности от 21 февраля 2019 г. МКУ «Захоперский МЦ» присвоена II категория, предусмотрены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта культуры. Вместе с тем, вопреки требованиям закона, в МКУ «Захоперский МЦ» отсутствует специальная система обнаружения несанкционированного доступа (тревожная сигнализация) и металлоискатели. Прокуратурой района по указанному факту 7 сентября 2021 г. вынесено представление в адрес директора МКУ «Захоперский МЦ», данное представление рассмотрено, однако указанные нарушения не устранены. Изложенные нарушения стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей лицами, ответственными за работу на указанном направлении и отсутствием надлежащего контроля со стороны руководства за деятельностью подчинённых сотрудников.
В судебном заседании административный истец – помощник прокурора Нехаевского района Волгоградской области Нагина А.В. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – глава администрации Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области Максимова О.Н. в судебное заседание не прибыла, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, представила заявление, в котором просит суд о рассмотрении дела в её отсутствие. С административными исковыми требованиями прокурора Нехаевского района Волгоградской области согласен.
Представитель административного ответчика – директор МКУ «Захоперский МЦ» Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области Захарова Т.А. в судебное заседание не прибыла, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, представила заявление, в котором просит суд о рассмотрении дела в её отсутствие. С административными исковыми требованиями прокурора Нехаевского района Волгоградской области согласна.
С учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и мнения прокурора, участвующего в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика администрации Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области и МКУ «Захоперский МЦ» Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области.
Выслушав прокурора, участвующего в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Частью 1 статьи 20 и частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ определено, что противодействие терроризму представляет собой деятельность государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий появлений терроризма.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с пунктами 7 и 13 статьи 2 названного Федерального закона основными принципами противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании ч.3 ст. 5 Закона № 35 федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Постановлением правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 г. № 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Разделом III Требований устанавливается перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов культуры.
Так в соответствии с п. 21 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством:
- организации охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами;
- организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования.
В силу п. 23 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством:
- организации санкционированного допуска граждан и транспортных средств на объекты (территории);
- своевременного выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса (провоза) запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории);
- исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий);
- поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях).
Согласно п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.
В соответствии с п.19 Требований срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объёма планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должна превышать двух лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
В судебном заседании установлено, что Захоперское сельское поселение Нехаевского муниципального района Волгоградской области является муниципальным образованием, которое образовано и наделено статусом сельского поселения Законом Волгоградской области от 24 декабря 2004 г. № 977-ОД «Об установлении границ и наделении статусом Нехаевского района и муниципальных образований в его составе».
Согласно п. 3 статьи 33 Устава Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, органы местного самоуправления Захоперского сельского поселения, от имени Захоперского сельского поселения самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п. 4 статьи 33 Устава Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области Захоперское сельское поселение создаёт муниципальные предприятия и учреждения в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Учредителем муниципальных предприятий и учреждений является Захоперское сельское поселение.
В пользование МКУ «Захоперский МЦ» предоставлен объект культуры расположенный по адресу: <адрес>
Как усматривается из акта проверки от 28 декабря 2021 г. (л.д.7) актом категорирования от 4 февраля 2019 г., паспортом безопасности от 21 февраля 2019 г. МКУ «Захоперский МЦ» присвоена II категория, предусмотрены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта культуры. Вместе с тем, вопреки требованиям закона, в МКУ «Захоперский МЦ» отсутствует специальная система обнаружения несанкционированного доступа (тревожная сигнализация) и металлоискатели.
Прокуратурой Нехаевского района Волгоградской области по данному факту 7 сентября 2021 г. в адрес директора МКУ «Захоперский МЦ» вынесено представление об устранении допущенных нарушений закона (л.д.9-11).
До настоящего времени названные нарушения не устранены и административным ответчиком доказательств обратного в судебное заседание не представлено.
Согласно объяснений директора МКУ «Захоперский МЦ» Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области Захаровой Т.А., представленных в материалы дела (л.д.8) мероприятия по оборудованию МКУ «Захоперский МЦ» специальной системой обнаружения несанкционированного доступа (тревожной сигнализацией) и металлоискателями не выполнены ввиду отсутствия денежных средств.
Суд, учитывает что МКУ «Захоперский МЦ» является объектом с массовым пребыванием людей, отсутствие тревожной сигнализации и металлоискателей отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в данном учреждении, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного объекта культуры, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении культуры.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В данном случае прокурор защищает интересы неопределённого круга лиц.
Поскольку в учреждении культуры отсутствует специальная система обнаружения несанкционированного доступа (тревожная сигнализация), а так же металлоискатели, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм, суд считает, требования прокурора Нехаевского района возложении на администрацию Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, выделить денежные средства для оборудования специальной системой обнаружения несанкционированного доступа (тревожной сигнализацией), металлоискателями муниципального казённого учреждения «Захоперский многоцелевой центр» Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области расположенного по адресу: <адрес> возложении на муниципальное казённое учреждение «Захоперский многоцелевой центр» Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области расположенное по адресу: <адрес> обязанность в течение двух месяцев, с даты поступления денежных средств, оборудовать объект муниципального казённого учреждения «Захоперский многоцелевой центр» Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, специальной системой обнаружения несанкционированного доступа (тревожной сигнализацией), металлоискателями, являются обоснованными, поскольку направлены на пресечение действий, нарушающих право на антитеррористическую безопасность или создающих угрозу его нарушения.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о том, что административные ответчики наделены правовыми полномочиями, а, следовательно, и обязанностями на осуществление мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и принятию мер по профилактике терроризма в данном учреждении в пределах их компетенции.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Реализуя требования ч.2 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд устанавливает трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого административному ответчику надлежит исполнить постановленное судебное решение. Данный срок является разумным, обоснованным и достаточным для устранения указанных выше недостатков.
На основании п. 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области и муниципальное казённое учреждение «Захоперский многоцелевой центр» Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Нехаевского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казённому учреждению «Захоперский многоцелевой центр» Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищённости объекта культуры, удовлетворить.
Возложить на администрацию Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, выделить денежные средства для оборудования специальной системой обнаружения несанкционированного доступа (тревожной сигнализацией), металлоискателями муниципального казённого учреждения «Захоперский многоцелевой центр» Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на муниципальное казённое учреждение «Захоперский многоцелевой центр» Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области расположенное по адресу: <адрес> обязанность в течение двух месяцев, с даты поступления денежных средств, оборудовать объект муниципального казённого учреждения «Захоперский многоцелевой центр» Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, специальной системой обнаружения несанкционированного доступа (тревожной сигнализацией), металлоискателями.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Нехаевский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 10 февраля 2022 года.
Судья О.О. Киселева