Решение по делу № 2-630/2019 от 29.04.2019

Дело № 2-630/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     30 мая 2019 года                                                                             г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи                                        Терновой Ю.В.

при секретаре                                                                     Батоболотовой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску НСБ, ЛДВ к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края, МЧС России по Забайкалького края, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение права получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что с 1999 года они проживают в принадлежащем им на праве собственности жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, в настоящее время имеют регистрации по месту жительства по данному адресу. В июле 2018 года имели регистрации по месту жительства по другим адресам. Иного жилья они не имеют. 08 июля 2018 года на территории г.Шилка муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края произошло наводнение, в результате чего дом оказался в зоне затопления. В результате возникшей ЧС дом был признан непригодным для дальнейшей эксплуатации и подлежащим сносу. Администрация ГП «Шилкинское» отказала во включении истцов в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, в связи с отсутствием регистрации по данному адресу на момент подтопления.

Просит установить факт постоянного проживания истца в жилом доме по адресу: <адрес> для получения жилищного сертификата за счет бюджетных ассигнований в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением сельского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края.

Признать за истцами право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результата выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края.

Обязать Администрацию ГП «Шилкинское» включить истцов в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края.

В судебном заседании истец НСБ исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что в жилом помещении по адресу: <адрес> на момент паводка они проживали совместно с дочерью ЛДВ, хотя были зарегистрированы по иному адресу, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности сестре истца. Дом по адресу: <адрес> принадлежал на праве собственности ее супругу, который умер в 2002 году. Наследство истцы не оформляли, так как ожидали наступления совершеннолетия ЛДВ, поскольку полагали, что вступить в наследство имеет право только совершеннолетний гражданин. Прописаться по данному адресу не могли, поскольку на дом не было оформлено правоустанавливающих документов. После вступления ЛДВ в права наследования, право собственности на дом было оформлено на нее. После этого, истцы зарегистрировались в указанном доме.

Истец ЛДВ в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени слушания дела уведомлена надлежащим образом, со слов истца НСБ находится на работе, в связи с чем, явиться в судебное заседание не может.

Представитель ответчика Администрации ГП «Шилкинское» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил требования оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика Администрации МР «Шилкинский район» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил письменный отзыв, просил дело рассмотреть в их отсутствие, принятие решения оставил на усмотрение суда.

Представитель Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие. Согласно письменному отзыву, считает Министерство ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика УМВД России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, представил письменное заявление и отзыв, где указал, что УМВД России по Забайкальскому краю является ненадлежащим ответчиком, так как вопрос включения в список граждан для предоставления государственного жилищного сертификата находится вне их компетенции. Указывает, что правовые основания для получения сертификата у истца отсутствуют. Просил в иске отказать.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, ГУ МЧС России, Правительства РФ в судебное заседание не явился, представил письменное заявление и отзыв, где просил рассмотреть дело в его отсутствие, привел нормы закона, подлежащие применению к спорным правоотношениям. Просил в иске отказать, поскольку у истцов отсутствует регистрация по месту утраченного жилого помещения.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края, Министерства территориального развития Забайкальского края исковые требования не признал, просил в иске отказать.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации 7 июня 1995 г. принято постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (далее Постановление №561).

В пункте 1 Постановления №561 признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.

Установить, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 2 Постановления №561 государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий:

постоянное проживание в утраченном жилом помещении;

регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.

В соответствии с пп.3, 4 Порядка и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561)" (утв. МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ 10.07.1995) для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:

- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;

- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015) указано, что право на получение государственного жилищного сертификата и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий:

- постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;

- регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;

- утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.

Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата.

В соответствии с главой 4 п.б Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7, для рассмотрения вопроса о непригодности помещения для проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (свидетельство о праве собственности или договор социального найма).

После того, как составлен реестр всех домов, признанных непригодными для проживания, и утвержден постановлением (распоряжением) главы местной администрации, составляются списки граждан, проживающих и постоянно зарегистрированных в этих домах на момент начала чрезвычайной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561.

Судом установлено, что 08 июля 2018 года на территории городского поселения «Шилкинское» произошло затопление.

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 года №45 с 09 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» от 11.07.2018 года №299 на территории МР «Шилкинский район» введен режим чрезвычайной ситуации, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация».

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находился в зоне затопления 08 июля 2018 года.

ЛДВ является собственником ? доли на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 28.01.2019 года.

ЛДВ зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с 07.03.2019 года, НСБ – с 12.03.2019 года.

Распоряжением Администрации городского поселения «Шилкинское» №40 от 29.05.2018 года создана межведомственная комиссия по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского поселения «Шилкинское».

В заключении межведомственной комиссии от 19.02.2019 года №21 комиссия пришла к выводу о выявлении оснований для признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для постоянного проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в результате произошедшей чрезвычайной ситуации в связи с подъемом уровня реки Кия на территории ГП «Шилкинское».

Согласно ответу Администрации ГП «Шилкинское» от 25.04.2019 года, НСБ, ЛДВ не включены в список граждан на получение государственного жилищного сертификата в связи с отсутствием регистрации по месту жительства по указанному адресу на момент паводка.

Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что у истцов не имеется правовых оснований для получения государственного жилищного сертификата и включения их в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате наводнения, поскольку ими не соблюдены необходимые для этого условия.

Из вышеприведенных норм законодательства следует, что право на получение государственного жилищного сертификата возникает у гражданина и членов его семьи, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, то есть утративших единственное жилое помещение, в котором они на момент чрезвычайной ситуации были зарегистрированы и постоянно проживали.

Как установлено судом, на момент наводнения истцы были зарегистрированы по месту жительства по другому адресу. Доказательств наличия уважительных причин, препятствующих истцам зарегистрироваться в жилом помещении по адресу: <адрес>, суду не представлено. Довод истца НСБ о том, что они не могли зарегистрироваться в указанном жилом помещении по причине отсутствия правоустанавливающих документов, материалами дела не подтвержден. Из дела видно, что собственник жилого помещения по адресу <адрес> умер 18.12.2002 года. Наследственные права истец ЛДВ оформила лишь в 2019 году. Таким образом, истцы по своему усмотрению длительное время не оформляли в собственность указанное жилое помещение, а также по своему усмотрению имели регистрацию по иному месту жительства на момент паводка. Кроме того, после введения режима ЧС на территории городского поселения «Шилкинское», зарегистрировались по месту жительства в указанном доме спустя более полугода.

Учитывая изложенное, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст.194, 198, ГПК РФ, суд

                                                                  Р Е Ш И Л:

Исковые требования НСБ, ЛДВ к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края, МЧС России по Забайкалького края, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение права получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, обязании совершить определенные действия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий                                                     Терновая Ю.В.

Решение изготовлено 04 июня 2019 года.

Копия верна, председательствующий                                Терновая Ю.В.

29.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.04.2019Передача материалов судье
06.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2019Судебное заседание
04.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2020Дело оформлено
21.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее