Решение по делу № 33-3610/2018 от 14.03.2018

Судья – Подгайная Н.В.

Дело № - 33 – 3610

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Толстиковой М.А., судей Савельеве А.А., Выдриной Ю.Г., при секретаре Тотьмяниной Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 04 апреля 2018 года дело по апелляционной жалобе Чекотина Дмитрия Викторовича на решение Ленинского районного суда г. Перми от 12 января 2018 года, которым постановлено –

Чекотину Дмитрию Викторовичу в удовлетворении требований к администрации города Перми о признании права на обеспечение жилым помещением, как лица из числа детей, оставшихся без помещения, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, отказать.

Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Выдриной Ю.Г., объяснения истца Чекотина Д.В., настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чекотин Д.В. обратился в суд с иском к администрации города Перми о признании права на обеспечение жилым помещением, как лица из числа детей, оставшихся без попечения, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Предъявленные требования мотивированы тем, что истец, ** года рождения, до достижения возраста 23 лет имел статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав. В период с 1994 года по 2004 года находился под опекой, в школе-интернате, с декабря 2004 года по 08.11.2011 года находился в местах лишения свободы, в связи, с чем не имел возможности в полном объеме защищать свои права на обеспечение жилым помещением. На неоднократные обращения в различные органы власти города Соликамска, в обеспечении жилым помещением ему было отказано. 03.11.2017 управлением жилищных отношений администрации города Перми в постановке на учет было отказано, в связи с достижением 23 летнего возраста. Жилья за истцом не закреплялось, в настоящее время жилых помещений на праве собственности, владения, он не имеет.

Определением суда от 04.09.2015 г. на основании статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное казенное учреждение «Управление жилыми помещениями для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 1).

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела судом дана неправильная оценка. В апелляционной жалобе приведены доводы, аналогичные изложенным в суде первой инстанции, с указанием на наличие уважительных причин, препятствующих обращению в орган местного самоуправления с заявлением о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, с учетом требований, предусмотренных статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика и третьего лица в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права.

С 01.01.2013 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ.

Согласно статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Указанным Законом также предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за указанными лицами, и в том случае если они достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Из материалов дела судом установлено, что Чекотин Д.В. родился ** года (л.д. 10-11,12). Вступившим в законную силу заочным решением Соликамского городского суда Пермской области от 01.04.1996 г. мать истца Ч1. лишена родительских прав (л.д. 13). Постановлением администрации города Соликамска от 25.03.1994 года в отношении Чекотина Д.В. установлена опека М. (л.д. 14). Постановлением администрации г. Перми от 13.10.1999 года в связи с тем, что Ч1. (мать) в 1996 году, Ч2. (отец) в 1999 года лишены родительских прав в отношении Чекотина Д.В., Чекотин Д.В. передан в детские учреждения (л.д. 17). 15.10.1999 года Чекотин Д.В. направлен в **** школу-интернат (л.д. 15).

Решением Соликамского городского суда пермского края от 14.03.2012 года Чекотину Д.В. в удовлетворении требований к администрации г. Соликамска о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям площадью не менее 12 кв. м, отказано (л.д. 19-20).

Решением межведомственной комиссии Соликамского муниципального района по рассмотрению жилищных вопросов от 06.04.2012 года Чекотину Д.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 21-23, 24).

28.10.2017 г. управлением жилищных отношений администрации города Перми истцу разъяснено, что в связи с достижением 23 летнего возраста, правом на включение в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, не обладает (л.д. 25).

Из ответа межрайонного территориального управления № 7 Министерства развития Пермского края от 30.05.2016 следует, что Чекотин Д.В. в списке детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края не значится (л.д. 38).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Чекотин Д.В. не имеет права на включение в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, поскольку обратился с соответствующим заявлением по истечении 23-х летнего возраста.

Указанный вывод суда основан на правильном применении норм материального права.

Принимая решение по заявленным Чекотиным Д.В. требованиям, суд первой инстанции верно указал, что на дату обращения с заявлением о принятии на учет истец утратил статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно, утратил право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда.

Как следует из преамбулы Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года, а также из статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Согласно части 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

На основании части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г.) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статьи 39 Конституции Российской Федерации предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться, в том числе и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.

На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.

Таким образом, исходя из положений статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе предоставление специализированных жилых помещений, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений на льготных основаниях, поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не поставленным на учет до достижения ими возраста 23 лет, не имеется.

Гарантированная законом льгота базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Таким образом, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23-х лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Следовательно, основания для удовлетворения исковых требований Чекотина Д.В., достигшего возраста 23 лет, отсутствовали, поскольку на момент обращения в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края соответствующий статус истцом был утрачен.

С учетом вышеизложенной позиции, доводы апелляционной жалобы отмену решения суда не влекут, поскольку являются результатом иного толкования и оценки возникшей спорной ситуации и не свидетельствуют о незаконности постановленного решения суда.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 12 января 2018 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Чекотина Дмитрия Викторовича – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи –

33-3610/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Чекотин Д.В.
Ответчики
Администрация г. Перми
Другие
ГКУ ПК "Управление жилыми помещениями для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-си
Министерство Социального развития Пермского края
Министерство строительства и архитектуры Пермского края
Управление жилищных отношений администрации г. Перми
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Выдрина Юлия Глебовна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
04.04.2018Судебное заседание
04.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее