УИД № 44RS0026-01-2023-000988-07

Дело № 2-985/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2023 года

Димитровский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Криулиной О.А.

при секретаре Прохоровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Чернову Д.В., Хохолину А.С., Иванову Вячеславу Геннадьевичу, Шматову А.П., муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,

у с т а н о в и л:

Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения «Дом, в котором жили русский критик и социолог М.Н. и художник К.Н.., 1-я пол. XIX –нач. XX века», который поставлен под государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории культуры». Приказом Минкультуры России от 13.12.2017 №-р объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и ему присвоен регистрационный №. В соответствии с выпиской из ЕГРН ответчики являются собственниками помещений объекта культурного наследия. Приказом инспекции от 28.07.2021 № утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, являющегося объектом контроля. Истцом неоднократно выдавались предписания собственникам или иным законным владельцам объекта с требованием организовать выполнение мероприятий по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с проектной документацией, разработанной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, а именно: по приведению в надлежащий вид пристройки к дому и восстановлению деревянной обшивки дома (№-КС от 15.02.2018, № от 20.12.2019). Однако требования предписаний не выполнены. Инспекцией составлен и направлен на рассмотрение в Димитровский районный суд города Костромы протокол по делу об административном правонарушении № от 10.01.2020. По результатам рассмотрения на собственников (законных представителей) наложено административное взыскание в виде штрафа. Инспекцией ранее выдавались задания от 30.03.2018 № и от 01.06.2021 № на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Инспекцией выдано разрешение № от 04.03.2020 ООО «Ярославский реставратор» на проведение научно-исследовательских и изыскательских работ на объекте культурного наследия для разработки проектной документации. Также между нанимателем Зуевой М.Б. и ООО «Ярославский реставратор» был заключен договор № от 10.01.2020 на проектные работы для разработки проекта ремонта и приспособления объекта культурного наследия дл современного использования. Однако проектная документация в инспекцию не предоставлялась. Работы по акту приемки не принимались. Инспекцией также выдавалось предписание № от 05.02.2021 с требованием организовать выполнение мероприятий по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с проектной документацией, разработанной лицензированной организацией, составлен протокол № от 09.02.2021, в результате рассмотрения которого собственники привлечены к административной ответственности. Следующее предписание выдано 08.12.2021 №, требования предписания не выполнены, до настоящего времени работы по сохранению объекта культурного наследия не организованы. Поэтому истец просит возложить на ответчиков обязанность к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия в судебном порядке, а именно: 1) организовать разработку и согласование проектной документации по сохранению объекта культурного наследия организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; 2) организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной уполномоченным органом проектной документацией в установленном законом порядке, сдать работы по акту выполненных работ в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; 3) установить информационную надпись на объекте в соответствии с согласованным Охранкультуры Костромской области макетом в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Истец Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области в суд своего представителя не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Ответчик Чернов Д.В., будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, ранее в суде исковые требования не признал в соответствии с письменными возражениями на иск, в которых указано, что в 2006 году он, как собственник квартиры №, произвел ремонт фасада дома в части своей квартиры, старые гнилые доски были заменены на утепление и новые фасадные материалы (сайдинг), так как проживать в квартире до ремонта не было возможности: из квартиры через стены была видна улица. При этом им не были нарушены общие габариты дома, внешний вид со стороны его квартиры стал красивым и чистым, ремонт был произведен за счет собственных средств. Управляющая компания «Комфортные условия»» ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, все работы собственниками проводятся за счет собственных средств.

Ответчик Хохолин А.С. также в суд не прибыл, ведет дело через представителя. Представитель ответчика по доверенности Хохолин С.Ф. иск не признал в соответствии с доводами, изложенными в письменном отзыве на иск, из содержания которого следует, что он на себя не принимал обязательство по сохранению государственного памятника архитектуры, для него это просто жилье. Услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД им оказывает ООО «Комфортные условия», которые им оплачиваются, также как и взносы на капитальный ремонт. Однако управляющая организация услуги оказывает некачественно, поэтому все приходится делать за свой счет.

Ответчик Шматов А.П. в суде также иск не признал. В письменном отзыве на иск в обоснование возражений указал, что он является собственником квартиры № в многоквартирном <адрес> с 2004 года. Данная часть дома деревянная, обшитая тесом, здание с кирпичным полуподвалом, выстроенное в стиле классицизма, соответствует паспорту объекта. Подход к фасаду дома открыт со всех сторон, ограждения, препятствующие доступу, отсутствуют. С фасадом дома никаких ремонтных и реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия не проводилось, предписания по изменению и восстановлению фасада дома согласно паспорту объекта не выдавались. Фасад дома давно не обновлялся: не производился своевременный замен старых досок на новые, не наносилось новое лакокрасочное покрытие фасада, что приводит дом в неудовлетворительное состояние. Управляющая компания за домом не следит, за все отвечают собственники во избежание разрушения дома. Полагает, что ремонтировать и обновлять фасад должны муниципальные службы, отвечающие за состояние объекта культурного наследия.

Ответчик Иванов В.Г. и его представитель по устному заявлению Бухланова И.Г. исковые требования также не признали по схожим доводам, которые приводились указанными ответчиками.

Представитель ответчика муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы по доверенности Фролов Д.М. поддержал доводы о несогласии с иском, приведенные в письменном отзыве, из содержания которого следует, что спорный многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта на основании постановления Администрации Костромской области от 28.08.2023 №-а «О внесении изменений в постановление Администрации Костромской области от 26.03.2014 №-а», порядковый №. таким образом, проведение работ в отношении указанного дома будет выполнено за счет средств фонда капитального ремонта региональным оператором- Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области».

Третье лицо Зуева М.Б., будучи надлежаще извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась. Её представитель по доверенности Бечин Р.С., не оспаривая в суде тот факт, что его доверитель, будучи нанимателем квартиры № вышеуказанного многоквартирного дома, произвела реконструкцию жилого помещения, в том числе, без получения соответствующих разрешений возведя не легализованную пристройку к спорному объекту недвижимости, полагал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц ООО «Комфортные условия», НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области в суд своих представителей не направили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее также - Закон N 73-ФЗ).

В соответствии со ст. 7 Закона № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно ч. 1 ст. 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В соответствии со ст. 47.2 Закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

Согласно статье 47.3 Закона N 73-ФЗ собственник, иной законный владелец объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, обязан в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Согласно п. 1 ст. 47.6 Закона N 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее охранное обязательство), указывают требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности.

При этом собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 27 Закона N 73-ФЗ на собственниках (пользователях) объекта культурного наследия лежит обязанность по установке на объект информационных надписей и обозначений.

Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Судом установлено, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения «Дом, в котором жили русский критик и социолог М.Н. и художник К.Н., 1-я пол. XIX –нач. XX века», который поставлен под государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории культуры». На основании приказа Минкультуры России от 13.12.2017 №-р объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и ему присвоен регистрационный №.

Из содержания охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия «Дом, в котором жили русский критик и социолог М.Н. и художник К.Н., 1-я пол. XIX –нач. XX века» следует, что данный объект представляет собой одноэтажный деревянный жилой дом, построенный в традициях позднего классицизма, квадратный в плане, с подвалом под частью помещений, одним помещением подвала, образованным кирпичным коробовым сводом; крыша сложная вальмовая; пристройка к основному объему- узкий длинный одноэтажный объем, придающий Г-образную в плане форму зданию, с полуподвалом, с вальмовой крышей; пристройка к главному входу- одноэтажный объем с двускатной крышей. На территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик, существующих на территории памятника или ансамбля объектом капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранение историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Как следует из содержания выписок из ЕГРН, вышеуказанный объект недвижимости с кадастровым номером №, общей площадью 459 кв.м., является многоквартирным домом, в состав которого входят жилые помещения (квартиры) 1,3,4,5,6,7 (квартира № 2 в доме отсутствует).

Собственником квартиры № с кадастровым номером №, площадью 31,8 кв. м, является Чернов Д.В. (запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №).

Квартира № с кадастровым номером №, площадью 46,5 кв. м на праве собственности принадлежит Хохолину А.С. (запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №).

Собственником квартиры № с кадастровым номером №, площадью 38,9 кв. м, является Иванов В.Г. (запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №).

Собственником квартиры № с кадастровым номером №, площадью 60,8 кв. м, является Шматов А.П. (запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №).

Квартира № 5 с кадастровым номером №, площадью 47,2 кв. м на праве собственности принадлежит муниципальному образованию городской округ город Кострома (запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №).

Также муниципальному образованию городской округ город Кострома принадлежит квартира № 7 вышеуказанного многоквартирного дома (кадастровый №), площадью 44,2 кв.м.

Указанные квартиры № и № являются имуществом казны Муниципального образования городской округ город Кострома, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества города Костромы от ДД.ММ.ГГГГ №.

На основании договора социального найма жилого помещения № от 02.09.2008 квартира № 7 предоставлена Зуевой М.Б. с членами семьи: К.Г. в бессрочное владение и пользование.

Квартира № была предоставлена нанимателю В.В. (ныне умершему). Договор найма не переоформлялся. В жилом помещении зарегистрированы: В.М., В.Х., В.Д.

Согласно пунктам 11,61 Положения об Инспекции об охране объектов культурного наследия Костромской области, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 16.11.2015 № «Об инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области», к полномочиям Инспекции относится: осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с положениями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Истец также представляет в судах всех уровней государственные интересы в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Как следует из материалов дела, инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области (далее- Охранкультуры КО) установлено, что наниматель квартиры № 7, расположенной в указанном выше многоквартирном доме, без соответствующего разрешения изменила состояние дома, а именно: со стороны правого бокового фасада дома размещены кирпичная Т-образная пристройка, вместо ранее существовавшей деревянной прямоугольной, меньшей по величине. На главном фасаде имеется участок стены, обшитый сайдингом, требуется восстановление деревянной обшивки.

В ч. 5.1 ст. 51 ГрК РФ также предусмотрено, что в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с настоящим Кодексом.

Такое разрешение не выдавалось.

Охранкультуры КО в адрес Зуевой М.Б. было выдано предписание №-КС от 10.12.2018 о проведении в срок до 30.11.2019 мероприятий по сохранению объекта культурного наследия регионального значения в соответствии с проектной документацией, разработанной лицензированной проектной организацией, а именно: по приведению в надлежащий вид пристройки к дому и восстановлению деревянной обшивки дома.

Инспекцией ранее выдавались задания от 30.03.2018 № и от 01.06.2021 № на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Инспекцией выдано разрешение № от 04.03.2020 ООО «Ярославский реставратор» на проведение научно-исследовательских и изыскательских работ на объекте культурного наследия для разработки проектной документации. Также между нанимателем Зуевой М.Б. и ООО «Ярославский реставратор» был заключен договор № от 10.01.2020 на проектные работы для разработки проекта ремонта и приспособления объекта культурного наследия дл современного использования. Однако проектная документация в инспекцию не предоставлялась. Работы по акту приемки не принимались.

В связи с невыполнением в установленный срок работ по указанному предписанию постановлением судьи Димитровского районного суда г. Костромы от 24.01.2020 Зуева М.Б. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением ей административного наказания в виде штрафа.

В адрес Зуевой М.Б. Охранкультуры КО было выдано повторное предписание от 20.12.2019 № о необходимости организовать выполнение мероприятий по сохранению объекта культурного наследия регионального значения в срок до 30.11.2020.

Повторное предписание в установленный срок ею также не было исполнено.

Постановлением судьи Димитровского районного суда г. Костромы от 25.02.2021 Зуева М.Б. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.19 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением ей административного наказания в виде штрафа.

Указанные судебные постановления имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего гражданского дела.

Кроме того, как следует из материалов дела, собственником квартиры № 6 Шматовым А.П. было выполнено переустройство и перепланировка занимаемого жилого помещения и подвального помещения, которая была легализована на основании решения Димитровского районного суда г. Костромы от 02.03.2022 по гражданскому делу № 2-71 /2022.

Собственником квартиры № 1 вышеуказанного многоквартирного дома также была осуществлена перепланировка и переустройство занимаемого жилого помещения, узаконенная решением Димитровского районного суда г. Костромы от 03.08.2007 по гражданскому делу № 2-338/2007.

В судебном заседании ответчик Чернов Д.В. также указал на проведение ремонтных работ фасада дома в части своей квартиры, старые гнилые доски были заменены на утепление и новые фасадные материалы (сайдинг). В силу положений ст. 68 ГПК РФ эти обстоятельства считаются установленными.

Указанные работы производились без получения соответствующих разрешений, вследствие чего безосновательно был изменен архитектурный облик дома, так как в охранном обязательстве указано, что в части архитектурно-художественных оформлений фасадов должна быть обшивка фасадов основного объема и узкой пристройки- подшивная гладкая тесовая доска горизонтальной укладки; основной объем, пристройка и объем главного входа завершены гладким фризом; обшивка тимпанов фронтонов по главному фасаду- гладкой тесовой доской «в елочку».

Пунктом 7 охранного обязательства предусмотрено, что предмет охраны может быть изменен на основании документов или результатов историко-культурных исследований, отсутствующих при подготовке проекта предмета охраны объектов культурного наследия, дающих основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

На основании ч. 1 ст. 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 45 Закона выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Таким образом, судом с достоверностью установлено, что архитектурный облик дома и его архитектурно-планировочные решения были изменены без получения разрешений на проведение указанных работ и без согласования с Охранкультуры КО.

Из материалов дела следует, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> находится в управлении ООО «Комфортные условия» с 10.12.2022.

Несмотря на доводы ответчиков о том, что выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома должна осуществлять управляющая организация, суд их отвергает, как не основанные на законе.

Так, статьей 56.1 ФЗ № 73-ФЗ определены особенности государственной охраны объекта культурного наследия, являющегося жилым помещением или многоквартирным домом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 56.1 названного Закона охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.

К сложившимся правоотношениям данная правовая норма неприменима, так как не все помещения многоквартирного дома находятся в частной собственности (жилые помещения № 5 и № 7 находятся в муниципальной собственности).

Кроме того, по смыслу положений ст. 162 ЖК РФ управляющая организация может и обязана выполнять соответствующий вид работ, если это предусмотрено договором управления либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме за отдельную плату.

Указанные работы также не входят в перечень обязательных работ по текущему ремонту и содержанию дома, и их выполнение не может осуществляться за счет средств, полученных по договору управления без дополнительного источника финансирования.

На основании положений, указанных в абзацах 4,5,6 ст. 56.1 Закона № 73-ФЗ, охранные обязательства, содержащие требования в отношении жилых помещений в многоквартирном доме, подлежат выполнению собственниками таких жилых помещений.

Охранное обязательство, содержащее требования в отношении жилого помещения в многоквартирном доме, занимаемого по договору социального найма, подлежит выполнению нанимателем указанного помещения.

Охранное обязательство, содержащее требования в отношении общего имущества многоквартирного дома, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежит выполнению наймодателем жилого помещения по договору социального найма.

Согласно подпунктам 1, 4 пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 названного закона (физические или юридические лица, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, или иные его законные владельцы), обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

В силу пункта 4 статьи 56.1 Закона № 73-ФЗ работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, включенными в реестр, затрагивающие предмет охраны, выполняются путем проведения работ по сохранению объекта культурного наследия с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно письменным объяснениям привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», 26.03.2014 постановлением администрации Костромской области №-а была утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, разработчиком которой является Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области. Многоквартирный дом по <адрес> включен в указанную региональную программу капитального ремонта. За период действия программы в рамках заключенного договора в 2015 году был произведен капитальный ремонт крыши жилого дома. В соответствии с Постановлением от 28.08.2023 № 375-а «О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 26.03.2014 №-а» в МКД № по <адрес> запланировано проведение следующих работ по капитальному ремонту общего имущества, а именно: на 2023-2025 –ремонт фасада, на 2032-2034-ремонт крыши, на 2041-2043-ремонт внутридомовых инженерных систем.

Вместе с тем, суд учитывает, что указанная некоммерческая организация самостоятельно не определяет многоквартирные дома, подлежащие включению или исключению из краткосрочного плана, а также вид работ.

Также суд принимает во внимание, что в п. 3 ст. 40 Закона N 73-ФЗ содержится прямой запрет на изменение площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей. Такое изменение возможно исключительно путем проведения предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по сохранению объекта культурного наследия, которое в данном случае не проводилось.

При таких обстоятельствах оснований для проведения этих работ в рамках региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 год, не имеется.

В соответствии с п. 9 ст. 48 Закона № 73-ФЗ в случае, если не оформлены охранные документы, лицо, у которого возникают права владения и (или пользования) объектом культурного наследия, в любом случае обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, предусмотренные пунктами 1 - 3 ст. 47.3 указанного Закона.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способом защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, поскольку ответчиками нарушены обязательства по выполнению запретов и требований по содержанию и сохранению принадлежащего им на праве собственности объекта культурного наследия, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования истца о понуждении их провести мероприятия, установленные ст. 45 Закона N 73-ФЗ, по организации и проведению работ, направленных на сохранение объекта культурного наследия регионального значения, к которым отнесены работы по подготовке, разработке и согласованию соответствующей проектной документации компетентным органом, в ходе чего будет осуществлено его обследование проектировщиком, получение разрешения, организация выполнения предусмотренных проектной документации работ под контролем компетентного лица.

Поскольку в силу положений ст. 27 Федерального закона N 73-ФЗ на собственниках объекта культурного наследия также лежит обязанность по установке на объект информационных надписей и обозначений, суд находит исковые требования истца в этой части о понуждении ответчиков установить на дом соответствующую информационную надпись подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из обстоятельств дела, доводов сторон, исходя из характера и объема действий, которые следует совершить ответчикам в рамках возложенных обязанностей, суд полагает, что предложенный истцом срок для исполнения ответчиками обязательств является обоснованным, разумным и обеспечивает принцип соблюдения баланса интересов сторон.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░░░░░░░░ XIX -░░░░░░ XX ░░░░»:

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░;

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 24 (░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░;

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 24 (░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ – ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░ 2024 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-985/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области
Ответчики
Чернов Дмитрий Витальевич
Шматов Александр Павлович
Иванов Вячеслав Геннадьевич
Администрация г.Костромы
Хохолин Александр Сергеевич
Другие
Фонд капитального ремонта
ООО "Комфортные условия"
Зуева Марина Борисовна
Суд
Димитровский районный суд г. Кострома
Судья
Криулина Ольга Александровна
Дело на сайте суда
dimitrovsky.kst.sudrf.ru
21.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2023Передача материалов судье
28.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2023Подготовка дела (собеседование)
12.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.10.2023Предварительное судебное заседание
16.11.2023Судебное заседание
12.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Судебное заседание
12.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее