УИД: 26RS0001-01-2022-012096-64
№ 2-182/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 02 февраля 2023 года
Промышленный районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Роговой А.А.,
при секретаре судебного заседания Черненко Д.В.,
с участием истца Федорова А.А., представителя ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации – Руденко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Федорова А. А. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании решения об отказе в признании инвалидом незаконным,
установил:
Федоров АА. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что дата в отношении него была проведена медико-социальная экспертиза в бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России, по результатам которой принято решение об отказе в установлении инвалидности. Истец, не согласившись с данным решением, обжаловал его, в связи с чем дата была проведена медико-социальная экспертиза в ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России, экспертный состав №, по результатам которой было также принято решение об отказе в установлении инвалидности. Истец полагает, что в актах медико-социальной экспертизы были допущены нарушения, сокрытие и искажение достоверной медицинской информации. По мнению истца, у него имеются заболевания, препятствующие ему осуществлять полноценную жизнедеятельность, у него ограничены способности к самообслуживанию, передвижению, трудовой деятельности. Отказ в установлении инвалидности лишает истца прав на получение мер социальной поддержи.
Истец просит признать решение экспертного состава № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от дата об отказе в установлении инвалидности незаконным, обязать ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации признать его инвалидом.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ-Ставропольское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты населения, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данных лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании истец Федоров А.А. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам иска, при этом полагал, что выводы проведенной по делу судебной экспертизы не могут быть приняты во внимание, как противоречащие представленным медицинским документам.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации – Руденко Т.А. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на отсутствие оснований для признания незаконным решения об отказе в установлении инвалидности с учетов выводов проведенной судебной экспертизы.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от дата N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от дата N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза– признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата № утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки состояния организма человека с учетом объективных критериев и в соответствии с условиями признания гражданина инвалидом, предусмотренными названными Правилами, обеспечивается реализация права конкретного лица на установление инвалидности, которая согласно действующему законодательству является основанием для предоставления мер социальной защиты.
Согласно положениям пунктов 1- 3 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата №, признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно пункта 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Согласно пункту 6 Правил № наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В соответствии с п. 9 раздела 4 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.08.2019г. №н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 1 степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях: способность к самообслуживанию 1 степени: самообслуживание при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; способность к передвижению 1 степени: самостоятельное передвижение при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств. способность к трудовой деятельности 1 степени: способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации.
Классификациями и критериями №н предусмотрено, что если приложением к настоящим классификациям и критериям не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, имеющимися у освидетельствуемого лица, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с абзацами третьим - шестым настоящего пункта исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса.
Судом установлено и следует из материалов дела, что дата Федоров А.А обратился в Федеральное казенное учреждение - Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России) с заявлением об установлении инвалидности.
По результатам заочной медико-социальной экспертизы, проведенной филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» - бюро №.
На основании указанного заявления дата филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» - бюро № была проведена медико-социальная экспертиза, по результатам которой экспертным составом инвалидность Федорову А.А. не установлена.
Не согласившись с решением бюро № Федоров А.А. обжаловал его в ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России, подав соответствующее заявление в учреждение дата.
На основании указанного заявления дата ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Минтруда России была проведена медико-социальная экспертиза, по результатам которой экспертным составом № Главного бюро была подтверждена обоснованность решения бюро № от дата об отсутствии оснований для установления Федорову А.А. инвалидности на дату проведения медико-социальной экспертизы.
В рамках рассматриваемого дела по ходатайству представителя ответчика судом назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно представленному заключению у Федорова А.А. на момент его освидетельствования в бюро № - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России (дата), экспертном составе № ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России (дата), ограничений жизнедеятельности не имелось, отсутствие ограничений жизнедеятельности соответствует экспертному решению «инвалидность не установлена».
Суд считает возможным в основу решения положить указанное заключение экспертов, выводы которых сомнений в своей объективности у суда не вызывают; доказательств, опровергающих данное экспертное заключение, не представлено.
Таким образом, судом установлено, что оснований для установления группы инвалидности Федорову А.А. у ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России не имелось. Действия ответчика, отказавшего в установлении группы инвалидности, соответствовали нормам закона, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требованиях Федорова А.А. о признании незаконным решения об отказе в установлении инвалидности и возложении обязанности установить группу инвалидности по медицинским показаниям.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Федорова А. А. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании решения экспертного состава № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от дата об отказе в установлении инвалидности незаконным, обязании признать Федорова А.А. инвалидом - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Изготовление мотивированного решения откладывается до 08.02.2023.
Судья А.А. Рогова