Решение от 30.09.2021 по делу № 2а-3711/2021 от 18.08.2021

В окончательной форме решение суда принято 04 октября 2021 года

Дело № 2а-3711/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта                                 30 сентября 2021 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре – Постниковой Я.В., с участием представителя истца – Грейдина О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Кочнева Виктора Михайловича к Администрации города Ялта, с участием заинтересованного лица – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконными действий и постановления, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Кочнев В.М. обратился в суд с иском о признании незаконными действий Администрации города Ялта, направленных на исключение из ЕГРН сведений о земельном участке с кад. номером №<номер>, площадью 98 кв. метров, расположенном по адресу: <адрес>; признании незаконным постановления Администрации города Ялта № 1821-п от 28.06.2021 года об отказе в предоставлении ему в собственность вышеуказанного земельного участка; возложении обязанности на Администрацию города Ялта рассмотреть его заявление; установить, что решение суда по настоящему делу является основанием для восстановления в ЕГРН сведений о земельном участке с кад. номером №<номер>, площадью 98 кв. метров, расположенном по адресу: <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что решением суда от 30.03.2017 года за ним было признано право на завершение оформления права, в том числе в отношении земельного участка с кад. номером №<номер> по адресу: <адрес>. На основании решения суда он обратился в Администрацию города Ялта с заявлением о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка в собственность. Решением Ялтинского городского суда от 15.01.2021 года было признано незаконным бездействие Администрации города Ялта по нерассмотрению его заявления и обязано в течение 20 дней рассмотреть его по существу. В связи с неисполнением Администрацией города Ялта решения суда в добровольном порядке, 05.04.2021 года им были получены исполнительные листы. Вместе с тем, вместо рассмотрения по существу его заявления, Администрацией города Ялта было подано в Госкомрегистр заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета и принято 28.07.2021 года постановление об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, в связи с отсутствием о нем сведений в ЕГРН. Считает такие действия и решение ответчика незаконными, направленными исключительно на уклонение от исполнения вступившего в законную силу судебного решения и создание ему препятствий в реализации права на приобретение в собственность земельного участка.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск.

Представители ответчика и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.

Судом установлено, что заочным решением Белогорского районного суда Республики Крым от 30 марта 2017 года за Кочневым В.М. признано право, в том числе на завершение оформления права на его имя земельного участка, ориентировочной площадью 0,0100 га, для строительства и обслуживания индивидуального гаража, кадастровый №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение суда вступило в законную силу 11 мая 2017 года.

Сведения о земельном участка с кад. номером №<номер> были внесены в ЕГРН 04.03.2015 года, характер сведений «временный».

03 октября 2019 года Кочнев В.М. обратился в Администрацию города Ялта с заявлением, в котором просил предоставить ему в собственность вышеуказанный земельный участок, для строительства и обслуживания индивидуального гаража, на основании вышеуказанного судебного решения.

Судом также установлено, что решением Ялтинского городского суда от 15 января 2021 года, вступившим в законную силу 2 марта 2021 года было признано незаконным бездействие Администрации города Ялта и Департамента имущественных и земельных отношений, выразившееся в не рассмотрении по существу заявления Кочнева В.М. от 02 октября 2019 года о предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав; возложена обязанность в течение 20 дней со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть по существу его заявление.

05 апреля 2021 года в отношении Администрации города Ялта был выдан исполнительный лист для принудительного исполнения решения Ялтинского городского суда от 15 января 2021 года.

18.06.2021 года, на основании заявления Администрации города Ялта, земельный участок с кад. номером №<номер> был снят с кадастрового учета.

Постановлением Администрации города Ялта № 1821-п от 28 июня 2021 года Кочневу В.М. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадью 98 кв. метров, кад. №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав, в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о земельном участке с кад. номером 90:25:040101:160.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Закона, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (часть 1).

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (ч. 5).

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313).

В соответствии с пунктом 5 Порядка N 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган:

- в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым;

- в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка № 313.

В соответствии с пунктом 12 Порядка N 313, а также ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются:

1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;

2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;

3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

Постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от 14 октября 2019 г. N 2381-п был утвержден административный регламент Администрации города Ялта Республики Крым по предоставлению муниципальной услуги: "Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", который также содержит аналогичные основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги (пункт 4.9).

Вместе с тем, оспариваемое истцом постановление Администрации города Ялта не содержит ссылки ни на одно из вышеперечисленных оснований для отказа в предоставлении заявителю в собственность земельного участка.

В соответствии с пунктом 7 ст. 1 Федерального Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (пункт 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

На основании пункта 7 статьи 72 Закона N 218-ФЗ временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из ЕГРН в порядке, предусмотренном порядком ведения ЕГРН. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в ЕГРН сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.

В пункте 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года отмечено, что суд может признать незаконным аннулирование и исключение временных сведений из государственного кадастра недвижимости по заявлению органа государственной власти, если будет установлено, что такое исключение сведений осуществлено с целью воспрепятствовать третьему лицу в оформлении права на земельный участок.

В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

По смыслу приведенных норм для признания действий какого-либо лица злоупотреблением правом судом должно быть установлено, что умысел такого лица был направлен на заведомо недобросовестное осуществление прав, единственной его целью было причинение вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей).

Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2016 N 52-КГ16-4, под злоупотреблением субъективным правом следует понимать любые негативные последствия, явившиеся прямым или косвенным результатом осуществления субъективного права. К одному из них относится материальный вред, который подразумевает всякое умаление материального блага (в частности, уменьшение или утрату дохода, необходимость новых расходов).

Определением суда от 03 сентября 2021 года от Администрации города Ялта, кроме документов, послуживших основанием для принятия оспариваемого постановления, были также истребованы письменные пояснения, в связи с чем Администрация города Ялта обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кад. номером №<номер>, площадью 98 кв. метров, расположенном по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, представитель ответчика явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, каких-либо пояснений относительно того, что послужило основанием для исключения из ЕГРН сведений о земельном участке, в отношении которого истцом было подано заявление о предоставлении его в собственность, суду не представил.

В тоже время, учитывая, что с заявлением об аннулировании сведений о земельном участке из ЕГРН Администрация города Ялта обратилась в Госкомрегистр в июне 2021 года, после получения истцом исполнительного листа на принудительное исполнение судебного решения, которым Администрацию города Ялта было обязано рассмотреть по существу заявление Кочнева В.М., суд считает, что такие действия по исключению сведений из ЕГРН были осуществлены ответчиком с целью уклониться от исполнения вступившего в законную силу судебного решения и воспрепятствовать истцу в оформлении права на земельный участок, создании препятствий для рассмотрения его заявления по установленной Законом процедуре.

С учетом того, что в материалах дела содержатся доказательства, подтверждающие право истца на получение спорного земельного участка в собственность, что ответчиком не опровергнуто, оспариваемые действия нарушают законные права и интересы Кочнева В.М., установленные вступившим в законную силу решением суда, являются недобросовестными и имеющими признаки злоупотребления правом.

Таким образом, суд считает, что действие Администрации города Ялта, выраженное в направлении заявления в Госкомрегистр о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 90:25:040101:160 является незаконным, не соответствует части 7 статьи 72 Закона N 218-ФЗ, части 1 статьи 10 ГК РФ, противоречит принципам ЗК РФ, нарушает права и законные интересы заявителя.

Учитывая, что вынесенное Администрацией города Ялта постановление об отказе в предоставлении Кочневу В.М. земельного участка является следствием незаконных действий самого ответчика по снятию участка с кадастрового учета, требования истца о признании его незаконным суд также считает обоснованными.

Вместе с тем, учитывая, что сведения о земельном участке аннулированы, для его постановки на кадастровый учет необходимо вновь совершать действия, направленные на образование земельного участка, в связи с чем требования истца об установлении, что данное решение является основанием для восстановления в ЕГРН сведений о земельном участке удовлетворению не подлежит, поскольку суд не вправе подменять компетенцию иных органов.

В тоже время, с целью восстановления нарушенных прав истца, суд считает необходимым возложить на Администрацию города Ялта обязанность по повторному рассмотрению его заявления, в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░. ░░░░░░░ №<░░░░░>, ░░░░░░░░ 98 ░░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ 28.06.2021 ░░░░ № 1821-░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 98 ░░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 02.10.2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 98 ░░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░                                ░.░. ░░░░░░░░

2а-3711/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кочнёв Виктор Михайлович
Ответчики
Администрация города Ялта Републики Крым
Другие
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Яренчук Дарья Витальевна
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Кононова Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
yalta.krm.sudrf.ru
18.08.2021Регистрация административного искового заявления
18.08.2021Передача материалов судье
19.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.09.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.09.2021Рассмотрение дела начато с начала
03.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2021Судебное заседание
04.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее