(№2-2172/2022)
УИД: 37RS0№-07
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 мая 2023 г. город Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда
в составе председательствующего Акуловой Н.А.,
судей Селезневой А.С., Петуховой М.Ю.,
при секретаре Матвеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Акуловой Н.А.
дело по апелляционной жалобе Даниловой Любови Витальевны на решение Ленинского районного суда г. Иваново от 18 ноября 2022 г. по иску заместителя прокурора Ивановской области, действующего в интересах Даниловой Любови Витальевны, к Государственному учреждению - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора <адрес>, действующий в интересах <данные изъяты> Даниловой Л.В., обратился в суд с вышеуказанным иском.
Исковые требования обоснованы тем, что Данилова Л.В. является <данные изъяты>. На основании заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение от ДД.ММ.ГГГГ и справки для получения путевки Данилова Л.В. поставлена на учет по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение. ДД.ММ.ГГГГ в ГУ-Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации поступило заявление Даниловой Л.В. в котором она просит предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение. ДД.ММ.ГГГГ на указанное заявление был дан ответ, согласно которому вопрос о предоставлении Даниловой Л.В. путевки на санаторно-курортное лечение будет рассматриваться в порядке очереди с соблюдением норм действующего законодательства. До настоящего времени Данилова Л.В. путевкой на санаторно-курортное лечение не обеспечена.
На основании изложенного истец просил суд обязать ГУ-Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Даниловой Л.В. путевку на санаторно-курортное лечение не позднее 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ГУ-Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>.
Данилова Л.В. обратилась с апелляционной жалобой на принятое по делу решение, ссылаясь неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца Даниловой Л.В., извещенной о времени и месте слушания дела в порядке норм Главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выслушав пояснения помощника прокурора <адрес> Хохловой А.П., подержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> Палиловой О.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Данилова Л.В. является <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ медицинским учреждением выдана справка № (форма 070/у) о наличии медицинских показаний для получения путевки на санаторно-курортное лечение заболеваний <данные изъяты>
На основании заявления, поданного ДД.ММ.ГГГГ посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, Данилова Л.В. просила предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение.
Письмом регионального отделения Фонда от ДД.ММ.ГГГГ №л Даниловой Л.В. был направлен ответ, в котором разъяснен порядок обеспечения граждан льготных категорий санаторно-курортным лечением.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в очереди на обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение состоят № человек, порядковый номер заявления Даниловой Л.В. на получение путевки - №, на момент рассмотрения дела – №
Разрешая спор по существу, суд, проанализировав нормы материального права, ссылка на которые приведена в решении, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. При этом суд исходил из того, что Данилова Л.В. была включена в реестр лиц, имеющих право на получение социальной помощи при обращении, и сохраняет право на предоставление санаторно-курортного лечения в порядке очередности, наличие которой действующим законодательство не исключено, с учетом прав иных граждан, вставших на соответствующий учет ранее Даниловой Л.В.
В апелляционной жалобе Данилова Л.В. приводит доводы о том, что судом не выяснялись обстоятельства, не исследовались доказательства и не осуществлялась проверка соблюдения предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, в том числе с учетом содержания и сроков реализации индивидуальной программы реабилитации <данные изъяты>, а также исходя из оценки иных возможностей его медицинской реабилитации. Также ссылается на недобросовестную работу Фонда социального страхования Российской Федерации по приобретению путевок на санаторно-курортное лечение. Считает, что недостаточность финансирования и большое количество лиц, имеющих право на данный вид льгот, при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, не является основанием для отказа в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение. Зависимость реализации права <данные изъяты> на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации от наличия или отсутствия иных лиц, нуждающихся в таком лечении, действующим законодательством не предусмотрена.
Проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе <данные изъяты>
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 апреля 2014г. №-О, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный год, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение не исключается, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Законодательством не предусмотрено приоритетного обеспечения санаторно-курортным лечением отдельных граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. Обеспечение санаторно-курортным лечением в порядке очередности не противоречит закону. Конституционный суд Российской Федерации в определениях от 24 декабря 2013 г. № 1923-О и от 11 мая 2012 г. № 817-О указал, что установление статьей 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» периода предоставления социальных услуг (календарный год), является элементом механизма реализации (государством) права на государственную социальную помощь (объективно связанного с порядком организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации). Установление указанного годичного срока само по себе не регулирует порядок предоставления путевок.
Согласно ч. 3 ст. 6.5 Закона № 178-ФЗ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной обязанности Правительство Российской Федерации своим постановлением от 29 декабря 2004 г. № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» утвердило Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее также Правила финансового обеспечения) и Методику расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее также Методика расчета объема средств).
Пунктом 4 Правил финансового обеспечения установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно Разъяснениям о правах граждан - получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установленных главой 2 Закона № 178-ФЗ, данным в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30сентября 2005 г. № 4677-ВС, затраты, связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации, и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета.
Таким образом, затраты, связанные с предоставлением гражданам набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Действующее законодательство не предусматривает возможности обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, санаторно-курортными путевками за пределами выделенных из федерального бюджета средств либо за счет иных средств, кроме выделенных на эти цели.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 03 апреля 2014 г. № 686-О, механизм осуществления прав граждан на получение набора социальных услуг должен включать надлежащее финансовое и организационное обеспечение соответствующих обязательств государства, а именно законодатель обязан предусматривать в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год финансирование, достаточное для реализации всех принятых на себя обязательств на соответствующий год.
Фонд и его региональные отделения не вправе привлекать на указанные цели иные средства, в том числе средства бюджета Фонда, поскольку указанные действия, в соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, повлекут нецелевое использование бюджетных средств, а недостаточность бюджетных ассигнований, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отображенной в определении от 03 апреля 2014 г. № 686-О, не может быть поставлена в вину Фонда и его региональным отделениям.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Как следует из материалов дела, на момент вынесения решения суда Данилова Л.В. включена в очередь на обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение, номер заявления Даниловой Л.В. -№
Ответчик не отказывал Даниловой Л.В. в предоставлении путевки на санаторно – курортное лечение и не исключал ее из очереди на получение соответствующей путевки. Как следует из возражений на апелляционную жалобу, номер заявления Даниловой Л.В. – №
Доводы о том, что законодатель обязан предусматривать в нормах законодательства о федеральном бюджете на очередной год финансирование, достаточное для реализации всех принятых на себя обязательств на соответствующий год, не являются основанием для отмены обжалуемого решения. В данном случае обеспечение путевками производится ответчиком исходя их выделенных денежных средств. При этом, как правильно указано судом, действующее законодательство не исключает наличие очередности обеспечения граждан путевками на санаторно – курортное лечение, учитывая права иных граждан, ранее вставших на учет, а также предоставление путевки исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявления.
Утверждения о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, не свидетельствуют о том, что в представлении соответствующей услуги истцу было отказано. В таком случае истец сохраняет за собой право на ее предоставление.
Суд принял правильное решение по делу, исходя из заявленных оснований и предмета иска.
Представленное Даниловой Л.В. ходатайство об изменении исковых требований не было предметом рассмотрения суда первой инстанции. Исходя из норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полномочий суда апелляционной инстанции, такие требования рассмотрению судом апелляционной инстанции не подлежат.
Доводы о том, что дело было рассмотрено судом в отсутствие третьего лица – Фонда социального страхования Российской Федерации, основанием для отмены обжалуемого решения не являются. Фонд был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, основания для отмены решения суда в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Суд правильно определил правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Иваново от 18 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Даниловой Любови Витальевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи